29 Mar 00:13 avatar

Видя повсюду качества Аллаха, мы жаждем быть ближе к Нему

Основы Ислама: Видя повсюду качества Аллаха, мы жаждем быть ближе к Нему

Аллах (Свят Он и Велик) — Первый и Последний. И эти Его Имена употребляются в Коране вместе с двумя другими.

 

«Он — Первый и Последний, Высочайший (Аль-Захир) и Ближайший. Он знает обо всякой вещи (Аль-Батын)» (Коран, 57:3).

Представим, что нам неизвестно, Кто такой Бог или какой Он. Эта сура начинается со слов:

«Славит Аллаха то, что на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Он оживляет и умерщвляет, и Он способен на всякую вещь» (Коран, 57:1-2).

Прочитав эти строки, человек может подумать, что Аллах (хвала Ему) далек от нас. Он так Велик, быть может, Он даже не понимает нас? Есть ли у нас с Ним какие-то отношения? Понимает ли Он, что происходит у нас в сердце и в нашем мире?

Поэтому в следующем аяте Аллах отвечает на эти наши мысли: Он говорит, что является Первым и Последним, Высочайшим и Ближайшим. Эти внешне отличные качества прекрасно сочетаются между собой, как если бы Аллах говорил нам, что нет ничего, ни большого, ни малого, что было бы Ему неведомо. Он – Первый и Последний, таким образом, Он заключает в Себе время, Он – Высочайший и Ближайший, т.е. Он заключает в Себе пространство во всех видах и формах.

Понимание этих качеств Аллаха — основа знания и познания. Эти Имена Аллаха объемлют все. Он — Первый, т.е. существует без начала, и Последний, так как нет ничего после Него, Он — Высочайший, ибо стоит надо всем, и Ближайший, так как нет ничего ближе Него. Он сочетает в Себе качества величия и близости, охватывает время и пространство. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) учил верующих такому дуа:

«О Аллах, поистине, Ты Первый, и не было ничего до Тебя, и Ты Последний, и нету ничего после Тебя, и Ты Высочайший, и нет ничего выше Тебя, и Ты Знающий, и нету ничего без Тебя» (Муслим).

Поклоняясь Аллаху (хвала Ему) через Его имена «Аль-Захир» и «Аль-Батын», мы лучше осознаем окружающий и собственный внутренний мир.

Человеку свойственно колебаться меж двумя полюсами: либо он фокусируется исключительно на внешнем, забывая о духе закона, либо он отчуждается от всего внешнего, настаивая на том, что «только Аллаху ведомо, что у меня в сердце». Но Аллах видит и внешнее, и внутреннее, оба аспекта важны, и в обоих проявляется наша покорность Ему.

Как-то Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) трижды указал на человека, назвав его «одним из обитателей рая». Сподвижник Пророка Абдулла ибн Амр (да будет доволен им Аллах) загорелся желанием узнать, что же такого особенного в этом человеке. Для этого он провел у него дома три ночи, но не заметил за ним особого благочестия, которое предполагал обнаружить. Тогда Абдулла решил сам спросить у этого человека, почему Пророк (мир ему и благословение) мог выделить его из числа других, и тот ответил: «Я не обманываю никого из мусульман и не завидую ничему из того, что Аллах дарует кому-то». На это Абдулла ибн Амр сказал: «Вот то, благодаря чему ты достиг этого, а мы не можем это осилить» (Ахмад).

Это не значит, что деяния неважны. Аллах (хвала Ему) ценит тех, кто усердствует в делах поклонения и благочестия. Пророк (мир ему и благословение) подолгу молился по ночам, это напоминает нам, что дуа – это основа любого деяния. Более того, о деяниях будут судить по намерениям, но одного намерения все же недостаточно. Искренность заключается в том, чтобы делать все возможное для исполнения этого намерения.

Ибн Кайим утверждает, что взывая к Аллаху посредством Его Имени Аль-Захир (Высочайший), верующий понимает, куда направить молитву, потому что над Аллахом нет ничего и никого. Осознание того, что Аллах – Аль-Батын (Ближайший, Знающий), приходит только через ощущение, так как это качество невозможно описать словами. Поэтому Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) советовал читать этот аят, потому что он напоминает, что Аллах — Ближайший, т.е. охватывает Своим Знанием любые дела и помыслы человека, а значит избавит его от тревоги в сердце.

 

Связь с Именами Аллаха

  1. Наблюдайте, как Аллах проявляет Свои качества абсолютно во всем

Шейх Абдулраззак аль-Бадр сказал, что для установления связи с Именем Аллаха «Аль-Захир» нужно наблюдать качества Аллаха, проявляемые в этом мире.

Аль-Захир также означает нечто явленное, поэтому побудьте на природе, прочувствуйте, что Аллах – Творец всего сущего, созерцайте Его красоту через красоту Его творения. Постоянно напоминайте себе о случаях, когда Аллах (хвала Ему) ответил на ваши мольбы, ибо Он – Аль-Мужиб (Отзывчивый). Задумайтесь о случаях, когда ваши мольбы не были услышаны, а позднее вы сами убедились в мудрости этих отказов. Как только вы осознаете, что Аллах с вами – Он Первый и Последний, Высочайший и Ближайший – вы действительно станете ближе к Нему.

  2. Всё направляйте к Нему

Ибн аль-Кайим утверждает, что понимание того, что Аллах (хвала Ему) находится над всем, означает, что вы знаете, куда направлять себя – свои мольбы, помыслы, надежды, страхи. Над Ним нет ничего, зачем же обращаться к тому, что ниже Него?

  3. Стремитесь быть ближе к Аллаху

Ибн аль-Кайим сказал, что это свойство Аллаха – Аль-Батын – нельзя описать, его можно только почувствовать.

Интересно, что когда мы начинаем наблюдать проявление свойств Аллаха и в повседневной жизни, и при чрезвычайных обстоятельствах, наше сердце естественным образом устремляется к Нему. Мы понимаем, как Он близок, и плоды этого понимания заключаются в том, что мы стараемся очистить свое сердце, больше молиться, потому что знаем, что это наши моменты наедине с Аллахом (хвала Ему). Недаром Пророк (мир ему и благословение) молился по ночам, хотя это было необязательно: он любил молиться, потому что любил быть с Аллахом.


Virtual Mosque, islam.com.ua

0 комментариев

Оставить комментарий