22 Feb 20:08 avatar

Исламское управление человеческими ресурсами и кадровой политикой

Работа и карьера: Исламское управление человеческими ресурсами и кадровой политикой

Впервые правила исламской системы управления человеческими ресурсами были первоначально установлены пророком Мухаммадом ﷺ в Медине с образованием основ исламского государства. Данная система управления благодаря своей простоте заложила фундамент развития цивилизации на долгие годы вперед.


Основной чертой и особенностью административной системы пророка Мухаммада ﷺ была шура, то есть обращение за советом к тому, кто был способен дать качественные рекомендации по интересующему вопросу. Пророк советовался также со сподвижниками в ряде вопросов, о которых не было специального указания в Священном Коране.

Он ﷺ был заинтересован, чтобы мусульмане советовались друг с другом, тем самым создавая условия и атмосферу совещательности, участия и взаимного консенсуса интересов всех верующих.

Пророк Мухаммад ﷺ имел официальный консультативный совет, включавший благочестивых, знающих и мудрых сподвижников для принятия решений, способных повлиять на мусульманскую общину.

Праведные халифы также поддерживали консультативный орган и прибегали при решении некоторых вопросов к публичным референдумам. Позднее, когда Ислам стал распространяться за пределы Аравийского полуострова, возникла необходимость введения особых положений для руководства делами мусульман, находящимися за пределами Халифата, но при этом с бдительным соблюдением исламских принципов и следуя Сунне.

С усилением влияния и расширением мусульманских династий и империй система государственного управления становилась все более и более сложной и менее централизованной. Очень часто система управления в новых регионах, населенных мусульманами, строилась по собственному усмотрению жителями самой местности.

Со временем мусульманские ученые из различных частей мира постепенно совершенствовали систему исламских знаний и наук, чтобы охватить все дисциплины из точных наук (архитектура и медицина), социальные науки, (экономика и финансы), а также такие сферы искусства, как музыка и поэзия.

До сегодняшних дней дошло хорошо задокументированное исламское научное наследие и обширная литература по исламской экономической, финансовой системам, а также по исламской системе управления (менеджмента), но ни один из них в настоящее время не используется полностью на практике ни в одной из мусульманских стран.

Принципы деловой этики и управления в Исламе происходят из Священного Корана и Сунны. Многие аяты Корана повествуют о справедливости и честности в торговле, о вежливости и справедливости в трудовых отношениях, а также о поощрении людей к получению новых навыков и стремлению делать свою работу наилучшим образом, чтобы она приносила пользу как личности, так и обществу в целом. Ислам подчеркивает сотрудничество и кооперацию в работе, а также совещательность в принятии решений.

Управление имеет решающее значение в Исламе и необходимость в назначении лидера является обязательным в большинстве случаев. Пророк Мухаммад сказал: «Когда трое находятся в пути, они должны назначить одного из них в качестве своего лидера [имама]».

В Исламе жизнь без работы не имеет смысла и участие в экономической деятельности является обязанностью. Работа является обязательной для тех, кто в состоянии работать. Самостоятельность и независимость являются добродетелью и становятся источником самореализации и успеха. К примеру, сообщается в достоверном хадисе, что пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Самая лучшая пища для человека — та, которую он заработал собственным трудом».

Также Пророк ﷺ сказал, что лучше пойти в лес, собрать вязанку дров, продать ее и купить на вырученные деньги еду, нежели заниматься попрошайничеством. То есть нужно создать причины для самообеспечения, а не выпрашивать у других деньги или льготы.

Как отмечалось ранее, человек является наместником Всевышнего на земле, а его деятельность — это акт поклонения. Поэтому труд является актом поклонения. Это важно не только для зарабатывания средств к существованию, будучи зависимым лишь от себя, но и потому что ценность труда заключается в получении и наслаждении щедрыми Божьими дарами во благо себя и общества.

«И из числа Его знамений — ваш ночной сон и днем. А также то, что вы стремитесь к проявлению Его милости. Поистине, в этом — знамения для народа слышащего [кто слушает и слышит, внемлет. В противном случае эффект будет нулевым либо близким к нулю]» (Св. Коран, 30:23)

Поэтому этика труда в Исламе связана со стремлением к совершенству, поиском вознаграждения в этой жизни и вечной, с приложением максимальных усилий. Независимо от того, какую функцию выполняет мусульманин на своей работе, все его действия должны осуществляться с целью поклонения Богу и зарабатывания дозволенного (халяль) дохода, а также с целью прожить хорошую и достойную жизнь, соревнуясь в благом с другими верующими через свои дела и благотворительность.

Именно в Исламе трудовые отношения и управление в корпорациях основаны на системе взглядов, где работа рассматривается через призму социальной, экономической и религиозной обязанности каждого мусульманина, который в состоянии работать, являясь наместником Бога на земле.

Относительно же практики управления человеческими ресурсами в Исламе существуют множество нравственных ценностей и норм, которых менеджмент должен придерживаться. Такие качества, как надежность, ответственность, искренность, дисциплина, самоотверженность, трудолюбие, чистота, сотрудничество, благодарность и умеренность являются теми принципами, с помощью которых осуществляется управление человеческими ресурсами. Все эти принципы подтверждаются аятами из Корана и Сунной.

umma.news

1 комментарий

avatar

Человек является наместником Бога на земле, он должен прожить эту жизнь максимально ярко и полезно для окружающих, но мы довольствуемся элементарными материальными вещами типа дома и машины и на этом дальнейшее наше развитие и достижения прекращаются.

  • Maki
  • +1

Оставить комментарий