15 Apr 04:16 avatar

МАДИНА КАЛИМУЛЛИНА: ХАЛЯЛЬ-ОТРАСЛИ НЕ ХВАТАЕТ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Экономика и бизнес: МАДИНА КАЛИМУЛЛИНА: ХАЛЯЛЬ-ОТРАСЛИ НЕ ХВАТАЕТ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Управляющий партнер ООО «Алиф-Консалт», советник руководителя Аппарата Совета муфтиев России по исламской экономике и финансам Мадина Калимуллина рассказала ЭМ о некоторых нюансах халяльного бизнеса, о том, почему современная индустрия мусульманской моды похожа на мыльный пузырь, и о соцсетях как похитителях времени.

— Мадина, скажите, каковы в целом критерии халяльного бизнеса?

— На первом плане — этика ведения бизнеса. Это общечеловеческие ценности: честность бизнеса, что в наши дни редко встретишь; порядочность; соблюдение договоров, в том числе, умение держать свое слово. Важна сфера деятельности. Причём это не только отказ от бизнеса, связанного с харамом, как, например, торговля алкоголем и тому подобное. Важно производить нужные обществу блага, а не просто копировать бизнес или бизнес-модель, как это часто бывает. Далее, это справедливость в отношении персонала, причём в отношениях «работодатель – подчиненный» все должно быть обоюдно: предприниматель должен уважать права своих сотрудников, а они в свою очередь должны исправно выполнять свои обязанности, соблюдать трудовую дисциплину. К сожалению, сегодня в мусульманской умме налицо острая нехватка профессиональных кадров.

— И это отдельная тема для разговора.

— Безусловно, и примеров могу привести очень много. Но есть и другие факторы, которые мусульмане должны принимать во внимание. Это касается, в частности, финансовых отношений, регулируемых шариатом. Мусульмане не должны брать или давать кредиты под проценты, должны пользоваться услугами халяльных банков, если есть такая возможность, или договариваться с обычными банками и иными контрагентами на особых условиях. Основной посыл халяльного бизнеса: «Не желай другому того, чего не желаешь себе». Речь идёт о любом уроне, который ты можешь нанести в бизнесе контрагенту: если ты не хочешь оказаться на его месте, чтобы с тобой поступили так же, значит, ты поступаешь несправедливо, неправильно. Например: вовремя не оплатил счёт, вовремя не поставил товар, некачественно выполнил услугу — всё это ущемляет права других. А верующий человек – это тот, от чьих рук и языка не страдают другие. И это распространяется на деловые отношения в том числе.

— Можно ли говорить о том, что сегодня в России количество компаний, представляющих халяльный бизнес, и тех, кто работает в мусульманском секторе, растет?

— В целом да, но в разных сферах разными темпами. Наиболее благоприятная ситуация на мясном рынке. Как и любое другое производство, этот сектор требует инвестиций, особенно забой. Поэтому люди подходят к своей работе серьёзно, и это приносит хорошие результаты. А в тех сферах, где можно начать с торговли несколькими платьями, к сожалению, из ста производителей «выживают» только два или три. Все остальные просто «на коленках». В ряде случаев такую деятельность даже нельзя назвать бизнесом, потому что она не имеет правовой формы. Это просто физические лица, которые не создают компании. Они занимаются своим хобби, которое при отсутствии финансовых вливаний редко перерастает в бизнес. Другое дело, что потребитель с первого взгляда может и не разобрать этого.

— А как раз складывается впечатление, что у нас бурно развивается индустрия модной одежды…

— К сожалению, в этом секторе совсем немного зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и хозяйственных обществ. Но даже у них есть ряд типовых проблем, связанных как с отсутствием профессионального подхода к бизнесу, так и с нехваткой оборотных средств. По сути, производство — это отдельный процесс, продажи — отдельный процесс, логистика и реклама — отдельные процессы. В мейнстриме каждое направление сосредоточено в руках профессионалов. В нашем случае компании пытаются самостоятельно решать все задачи сразу, а это требует огромных затрат. В итоге они понимают, что долго так не протянут. Нужно регулярно обновлять коллекции, вкладываться в новое производство, в совершенствование менеджмента, во взаимодействие с заказчиками.

— То есть сейчас эта индустрия надувается как мыльный пузырь, а потом наступит время, когда всё лопнет?

— Ну, не лопнет, но рано или поздно компании начнут покидать рынок, если не будут внесены определённые коррективы, не будет создана нормальная инфраструктура, не будет упорядочен процесс производства и реализации товаров. Причём схожие трудности наблюдаются и в других секторах. Допустим, приходит к нам производитель: давайте продвигать, что-то делать. Но когда поступает заказ на продукцию и мы обращаемся к этому производителю, мол, сделайте предложение по конкретному заказу, наступает тишина. То есть нет нормальных выстроенных процессов производства и реализации товаров, ориентированных на мусульман, и это проблема руководителей.

Беседовала Галина Бабич

Источник: e-minbar.com

0 комментариев

Оставить комментарий