25 Mar 18:17 avatar

Усыновление по Исламу

Семья и отношения: Усыновление по Исламу

Ассаляму алейкум! Я слышала, что Ислам запрещает усыновление, хотя не понимаю, как так может быть – это ведь очень благое дело. Разъясните, пожалуйста.

 

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!  Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

Как отец не может отказаться от своего дитя, так любому человеку нельзя усыновить чужого ребенка. Подобно другим народам, у арабов периода джахилийи бытовали традиции, согласно которым они по желанию могли усыновлять любого. После публичного объявления об усыновлении ребенка он принимал их фамилию и становился таким же полноценным членом семьи и рода, как и все остальные домочадцы. Усыновление считалось действительным, даже если был известен его отец и его принадлежность к известной фамилии.

Такая традиция усыновления была широко распространена среди арабов во время прихода Ислама. Даже Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) до прихода Ислама был усыновлен Заид Ибн Харис, который ребенком был захвачен в плен во время одного из походов, совершенных против враждебного племени в период джахилийи. Хаким Ибн Хазам купил его для своей тети Хадиджи, а после ее брака с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) Хадиджа подарила Заида мужу. Когда отец и дядя Заида узнали о его месте жительства, они пришли к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) с требованием вернуть Заида. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) дал Зайду право выбора, и тот предпочел остаться с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) освободил и усыновил его, засвидетельствовав об этом публично, после чего мальчика начали называть «Заид Ибн Мухаммад», и он был первым из невольников, принявших Ислам.

Какова же точка зрения Ислама на систему усыновления?

Ислам совершенно очевидно рассматривает такую систему как фальсификацию природы человека и реальности. Принятие чужого (некровного) человека в семью в качестве одного из ее членов создает неприемлемые условия для женщин этой семьи, которые в действительности не являются для него махрам. Жена мужчины, усыновившего мальчика, не является для него матерью, дочери мужчины не являются его сестрами, сестра мужчины не является его тетей, поэтому все они считаются ему чужими (кровно). Более того, приемный сын обретает права на наследство усыновивших его родителей, таким образом, ущемляются права кровных родственников. Все это может привести к возникновению конфликтов и вражды между кровными и приемными родственниками. Поэтому в Коране запрещена эта традиция джахилийи, причем запрещена категорически, дабы не допустить ее пагубных последствий. Всевышний Аллах говорит:

"… и не сделал ваших приемных сыновей вашими [кровными] сыновьями. [Одно дело] — ваши слова из ваших уст, Аллах же вещает [только] истину, и Он наставляет на прямой путь. Зовите же их (т.е. приемных детей) по [именам] их [кровных] отцов, это более справедливо перед Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они [все же] — ваши братья по вере и ваши близкие" (Коран, 33:4-5).


Давайте поразмыслим над словами Корана:

 

«и не сделал ваших приемных сыновей вашими [кровными] сыновьями. [Одно дело] — это ваши слова из ваших уст».

 

На самом деле слово «усыновление» — это пустой звук, не отражающий действительности.

Голословное утверждение (об усыновлении) не меняет реальности, не делает чужого человека родственником или же усыновленного человека кровным сыном. Всего лишь словесное выражение или образная речь не могут повлиять на то, чтобы кровь усыновителя стала течь в венах приемного сына, не могут возбудить чувства отцовской привязанности в сердце мужчины — усыновителя и сыновних чувств в сердце мальчика или же передать наследственные качества, а также физические, умственные или психологические особенности.
Ислам запретил все формы усыновления, которые имеют отношение к наследованию имущества, а также разрешил вступать в брак с овдовевшей или разведенной женой приемного сына. Коран признает право на наследство только тех, кто связан кровными и брачными узами:

"...[однако кровные] родственники ближе друг к другу [по наследованию]..." (Коран, 8:75).


В Коране заявлено, что мусульманам запрещено жениться на бывших женах собственных детей, а не приемных:

«запретны [вам также] жены ваших кровных сыновей» (4:23).

 

Таким образом, мужчина может жениться на жене своего приемного сына, так как эта женщина принадлежала человеку, не связанному с ним кровно, что равноценно тому, что этот мужчина может жениться на любой другой разведенной.

Обычай усыновления имел очень глубокие корни среди арабов в доисламский период, и было не просто изжить эту традицию. Но Всевышний Аллах пожелал искоренить усыновление не только словом, но и делом, дабы предотвратить его негативные последствия. Для решения этой задачи Аллах избрал самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы рассеять все сомнения по данному вопросу, и правоверные могли свободно вступать в брак с бывшими женами своих приемных сыновей. Что еще более важно, они с уверенностью могли сказать, что халял — это то, что разрешено Аллахом, а харам — это то, что запрещено Им.
Заид Ибн Харис, известный нам под именем Заид Ибн Мухаммад, вступил в брак с двоюродной сестрой Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Зайнаб Бинт Джахш. Заид и Зайнаб не были счастливы вместе, и Заид становился все более неудовлетворенным своей женой, часто жалуясь на нее Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Хотя Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) Всевышний дал знать, что Заид разведется с Зайнаб и он после этого женится на ней, но человеческая слабость одолела его, и он страшился бросить вызов обществу. Поэтому, когда Заид жаловался ему на свою жену, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил ему:

«Удержи свою жену при себе и будь богобоязненным».

 

Тогда были ниспосланы аяты из Корана, с одной стороны предостерегающие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а с другой — укрепляющие его волю, дабы достойно противостоять обществу, в котором твердо укоренились традиции, запрещавшие жениться на женах своих приемных сыновей (чужих по крове). Всевышний Аллах говорит:

"[Вспомни, Мухаммад] как ты сказал тому, кого облагодетельствовали Аллах и ты: «Удержи свою жену при себе и страшись Аллаха». Ты таил в своей душе то, чего не скрывал Аллах, и ты боялся людей, в то время как следует более страшиться Аллаха. Когда же Заид удовлетворил свое желание [и развелся], Мы женили тебя на ней, чтобы верующим было дозволено жениться на [разведенных[ женах своих приемных сыновей, после того как те удовлетворят по поводу них свои желания. Веление Аллаха претворяется неукоснительно" (Коран, 33:37).


Затем Коран продолжает поддерживать действия Посланника Аллаха, подчеркивая его правоту следующими словами:

«Не в ответе Пророк за то, что установил Аллах для него согласно предписанию Аллаха для прежних [пророков]. Веление Аллаха предопределено [к исполнению] для тех, которые сообщают послания Аллаха, страшатся Его и не страшатся никого, кроме Аллаха. Только Аллах предъявляет счет [за содеянное]. Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужей, а только Посланник Аллаха и печать пророков. Аллах ведает о всем сущем» (Коран, 33:38-40).

 

Усыновление в целях заботы и воспитания

Как было разъяснено выше, Ислам запретил усыновление, так как нельзя личным волеизъявлением сделать родным того, кто таковым не является. Недопустимо, чтобы искусственно вживленный в семью мальчик становился ее полноценным членом и обладал теми же правами, что и остальные домочадцы, например, беспрепятственно контактировал с неродной ему женской половиной дома, получал наследство или не мог вступить в брак с не родственными ему по крови женщинами семьи.

Существуют формы отношений, напоминающие усыновление, но не являющимися запретными в Исламе. Люди могут брать в дом сироту или подкидыша, чтобы воспитать его. Они обеспечивают его кровом, одеждой и пищей, обращаясь с ним, как с собственным ребенком, при этом они не считают его родным сыном. Такой акт заслуживает в Исламе высокой оценки, и совершивший его удостаивается рая, как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует):

«Я и обеспечивающий сироту будем в раю вот так»,


— и Пророк показал свой средний и указательный пальцы, между которыми был небольшой разрыв.


Подкидыш рассматривается как сирота, в Коране он также упоминается как «ибну-сабиль», о котором Ислам предписал заботиться.

Если у человека нет потомства, а он желает оказывать материальную поддержку такому ребенку, он имеет право дать этому ребенку все, что пожелает, при жизни, а также завещать ему до трети своего состояния.

Всевышний Аллах знает лучше.

islam.com.ua

0 комментариев

Оставить комментарий