Легко ли быть американцем? Налоговые аспекты.

Сообщение #1
12 февраля 2015, 03:05 | Легко ли быть американцем? Налоговые аспекты.
Узнал сегодня, что США — единственная страна мира, в которой применяется налогообложение доходов физических лиц по принципу гражданства. То есть, как только человек получает грин-карту или паспорт гражданина США, он сразу обязан уплачивать налоги этой страны вне зависимости от того, где доходы были заработаны или получены.
 
Решил поделиться статьёй.
--------------------------------
Легко ли быть американцем? Налоговые аспекты статуса постоянного резидента США
 
Будылин СергейБудылин Сергей
ст. юрист Roche & Duffay


ВЫ ПОЛУЧИЛИ АМЕРИКАНСКУЮ GREEN CARD? ПОЗДРАВЛЯЕМ! А ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ ОБ АМЕРИКАНСКИХ НАЛОГАХ? ПОЧИТАЙТЕ И ПОДУМАЙТЕ: ВОЗМОЖНО, ВАШУ GREEN CARD СТОИТ ПОСКОРЕЕ СДАТЬ ОБРАТНО? НЕ следует ЗАБЫВАТЬ, ЧТО СТАТУС ПОСТОЯННОГО РЕЗИДЕНТА, А ТЕМ БОЛЕЕ ГРАЖДАНИНА США ВЛЕЧЕТ НЕ ТОЛЬКО ПРЕИМУЩЕСТВА, НО И ОБЯЗАННОСТИ. И ГЛАВНАЯ ИЗ НИХ – ВЕСЬМА СУРОВОЕ ПО РОССИЙСКИМ МЕРКАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. ИМЕННО ЭТОТ НЕПРИЯТНЫЙ АСПЕКТ АМЕРИКАНСКОЙ ЖИЗНИ МЫ И ОБСУДИМ СЕГОДНЯ.


Налогообложение всемирного дохода
Всемирный доход граждан Соединенных Штатов и держателей Карты постоянного резидента (Permanent Resident Card, неофициально именуемой Green card или «грин-картой»), подлежит налогообложению в США по американским ставкам.
Согласно Налоговому кодексу США (Internal Revenue Code) (далее – IRC) все граждане США и постоянные резиденты страны (т. е. владельцы «гринкарт») считаются «американскими лицами» (United States person) для целей налогообложения. Кроме того, американскими лицами (резидентами) считаются неграждане, удовлетворяющие критерию «существенного присутствия». Для выполнения этого критерия лицо должно находиться в США не менее 31 дня в течение года, а сумма всех дней, проведенных в стране за последние три года, умноженных на определенные веса (текущий год – 1, прошлый – 1/3, позапрошлый – 1/6), – составлять не менее 183 дней (IRC § 7701(a)-(b)).
[Как получить статус постоянного резидента США?

1. Приглашение на постоянную работу от американской компании.
2. Осуществление инвестиций в США, создающих новые рабочие места.   
3. Выиграть Green card в лотерею. ]
Доход всех американских лиц, в т. ч. граждан США и владельцев «грин-карт», подлежит налогообложению, независимо от того, где он был получен, и независимо от места их фактического проживания (IRC § 61). Налог с физических лиц взимается по прогрессивной шкале по ставкам от 10 до 35% со сложной системой вычетов, освобождений и т. п. При продаже имущества, срок владения которым составил более года, взимается так называемый налог на прирост капитала по пониженной ставке от 5 до 15% (по состоянию на 2012 г.). В налоговые органы США подается соответствующая налоговая декларация.

Граждане США и владельцы «грин-карт», в. т. ч. живущие и работающие в основном за рубежом, обязаны отчитываться обо всех своих доходах перед налоговыми органами США и уплачивать с них американские налоги.
К счастью, не все так печально.
  1. Налоги, уплаченные с таких доходов за рубежом, зачитываются при уплате налогов в США (IRC § 901(b)(1), § 904). То есть если в России гражданином Соединенных Штатов был уплачен налог на доход по ставке 13%, то в США он должен будет уплатить только разницу (например, 22%, если доход попал под максимальную ставку налога 35%).
  2. Существует ограниченное освобождение от американского налога дохода, «заработанного за рубежом» (зарплаты и т. п., но не, например, дивидендов) гражданином или резидентом США, живущим и работающим за пределами государства. В 2011 г. максимальный размер освобожденного дохода составил 92 900 долл. (IRC § 911).
  3. Порядок налогообложения может корректироваться международным налоговым соглашением. Есть такое соглашение и с Россией: Договор между Российской Федерацией и США от 17.06.1992 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (далее – Договор).
Необходимо иметь в виду, что в своих налоговых соглашениях США предусматривают положения, оставляющие возможность для этой страны облагать налогом всемирный доход своих граждан, даже если они живут за ее пределами. Имеется такое положение и в Договоре (п. 3 ст. 1 Договора). Если гражданин США является налоговым резидентом России, то последняя, теоретически имея право на налогообложение его всемирного дохода, обязана предоставить зачет американского налога в части дохода, полученного от источников вне Российской Федерации (подп. «a» п. 8 Протокола к Договору). Ввиду высокой ставки налога в США это фактически означает, что российскому бюджету достаются лишь налоги на доходы от источников в самой России. США же облагают налогом весь всемирный доход, предоставляя зачет российских налогов на доходы от источников в России.

А вот в отношении резидентов, не являющихся гражданами США (прежде всего владельцев «грин-карт»), складывается иная ситуация. Если обе страны (США и Российская Федерация) считают лицо своим налоговым резидентом в соответствии с национальным налоговым законодательством, то Договор предусматривает ряд критериев для определения того, в какой стране должен облагаться налогом его всемирный доход (п. 2–4 ст. 4 Договора). Так, если владелец «гринкарты», проведший более полугода в России, имеет постоянное жилище и в ней, и в США, но при этом его «центр жизненных интересов» находится в Российской Федерации, то он считается резидентом последней в смысле Договора. В соответствии с этим право налогообложения его всемирного дохода предоставляется только России (ст. 19 Договора). В этом случае в США будут облагаться налогом лишь доходы от источников в этой стране по ставкам, применимым к нерезидентам Соединенных Штатов.

Положение о том, что держатели «грин-карты» не считаются резидентами для целей налогообложения, если это предусмотрено международным налоговым соглашением, закреплено и в IRC (IRC § 7701(b)(6)). Однако следует учитывать, что обстоятельства, в связи с которыми лицо получает освобождение от налога в США (в т. ч. в силу налогового соглашения), ему, возможно, придется доказывать перед налоговыми органами Соединенных Штатов. Для уведомления последних о том, что американское лицо стало резидентом другой страны в смысле соглашения с такой страной, а также для изложения соответствующих доказательств предусмотрена специальная форма (Form 8833, Treaty-Based Return Position Disclosure).

[Статус постоянного резидента США, в отличие от статуса гражданина, может быть отозван иммиграционными властями страны]

Одно из возможных оснований отзыва – неподача налоговой декларации в США. Кроме того, статус может быть отозван при длительном отсутствии в США (например, продолжающемся более одного года) и вообще при утрате связи со страной (выехал из США, нет жилья и банковского счета в США и т. п.) (U.S. Citizenship and Immigration Services: I Am a Permanent Resident. URL: www.uscis.gov/USCIS/Resources/B4en.pdf (дата обращения: 23.07.2012).). Поэтому, доказывая властям Соединенных Штатов, что владелец «грин-карты» является налоговым резидентом России, а не США, важно не переусердствовать, иначе можно ее потерять.

Таким образом, владельцу «грин-карты», живущему в основном в России, возможно, и удастся продемонстрировать американским властям то, что он является резидентом Российской Федерации, а не США в смысле налогообложения, но при этом у него не следует отзывать «грин-карту». Если такое лицо будет признано российским резидентом, то американского налогообложения доходов от источников за пределами США у него не возникнет. А вот гражданину США, даже живущему в России, в любом случае придется платить американский налог на свой всемирный, в т. ч. российский, доход.
Законодательство о контролируемых иностранных корпорациях: налог на офшоры
Для российского предпринимателя, получившего «грин-карту» (а равно и гражданство США), чрезвычайно неприятным сюрпризом могут оказаться положения налогового права США, известные как «законодательство о контролируемых иностранных корпорациях» (Controlled foreign corporations (IRC §§ 951–965)) (далее – CFC).

Отечественные бизнесмены хорошо знают, что доходы, получаемые на счета их офшорных компаний, не подлежат налогообложению в России до тех пор, пока они не распределены самим владельцам компаний. В США это отнюдь не так. Доходы зарубежных компаний, в т. ч. нераспределенные, контролируемых американцами, как правило, атрибутируются в соответствующих долях самим американцам, которые должны указать эти доходы в своих декларациях и уплатить соответствующие налоги. Соответствующий закон был принят в 1962 г. (sibpart F).

Согласно данному закону контролируемая иностранная корпорация – это зарубежная компания, в которой более 50% акций по голосам или по стоимости владеют американские акционеры (IRC § 957). Американский акционер – это американское лицо – United States person, владеющее не менее 10% голосующих акций зарубежной корпорации (IRC § 951(b)). В это понятие включаются граждане, резиденты, американские корпорации и др. Под «владением» здесь понимается как прямое владение, так и косвенное – через компании и трасты или «конструктивное» – через аффилированных лиц и т. д. (IRC § 958). В налогооблагаемый доход американских акционеров включается не любой доход контролируемой иностранной корпорации, а только его некоторые виды, определяемые соответствующими статьями закона. Эти виды доходов известны как «доход в соответствии с Подчастью F» (Subpart F income) (IRC § 952). В список входят все виды доходов, обычно аккумулируемых в офшорных компаниях (Будылин С.Л. «Налог на офшоры»: законодательство США о контролируемых иностранных корпорациях // Налоги. 2009. № 9. С. 24–27. URL: www.roche-duffay.ru/articles/press/Nalogi%20 _2_2009.pdf (дата обращения: 23.07.2012).).

Таким образом, российский бизнесмен, привыкший к тому, что на родине надо платить налоги лишь на относительно скромные суммы, поступающие на его личные счета, после получения статуса постоянного резидента Соединенных Штатов может неожиданно оказаться в ситуации, при которой ему придется заплатитьв США налоги и на те миллионы, что поступили на счета его офшорных компаний, пусть даже и оформленных на «номиналов». Уклонение от уплаты этого налога в американскую казну чревато длительными сроками заключения в местной тюрьме. Учитывая, что в США информационный обмен с офшорными зонами налажен гораздо лучше, чем в России, подобные риски вполне реальны.
Отчетность: работаем с документами
Помимо уже упоминавшейся налоговой декларации (Form 1040, U.S. Individual Income Tax Return) американец в определенных случаях обязан подавать в налоговый орган и другие формы отчетности, а также документы, предусмотренные федеральными законами (U.S. Code) (далее – U.S.C.) и подзаконными актами (Code of Federal Regulations) (далее – CFR).

Все американские лица обязаны отчитываться о наличии у них «зарубежных финансовых счетов» (31 U.S.C. § 5314, 31 CFR § 1010.350). Таковыми считаются не только счета в банке, но и у брокера, в инвестиционном фонде и т. п. Отчитываться следует не только в том случае, если лицо является держателем счета, но и если оно является владельцем (совладельцем) компании – держателя счета, а также если оно является лишь распорядителем счета (с некоторыми исключениями). Правда, отчитываться требуется только при условии, если сумма средств на всех таких счетах превышает 10 тыс. долл. Для отчетности предусмотрена специальная форма (Form TD F 90-22.1, Report of Foreign Bank and Financial Accounts). За неподачу отчета взимается штраф в размере до 10 тыс. долл., а при умышленном нарушении – до 100 тыс. долл. или 50% остатка по счету. Возможна также уголовная ответственность.

Кроме того, недавно принятым Законом о налогообложении зарубежных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act; далее – FATCA) были введены новые обязательства по отчетности в части «определенных зарубежных финансовых активов» (26 U.S.C. § 6038D, 26 CFR § 1.6038D-4T).
Обязанность отчитываться введена для всех граждан и резидентов США, и даже для некоторых нерезидентов, имеющих права владения на финансовые активы. Под финансовыми активами понимаются не только банковские, брокерские и т. п. счета, но также некоторые другие вложения, способные приносить доход. Отчитываться необходимо лишь при условии, что стоимость активов превысила 50 тыс. долл. на последний день года или 75 тыс. долл. в любой день года. Для отчетности предусмотрена специальная форма (Form 8938, Statement of Specified Foreign Financial Assets). За неподачу отчета взимается штраф в размере до 10 тыс. долл., а если отчет не подан даже пос­ле уведомления от налогового органа, то штраф может увеличиться вплоть до 60 тыс. долл. Не исключена и уголовная ответственность.

Следует упомянуть и об отчетности в части контролируемых иностранных компаний (26 U.S.C. §§ 6038, 6046, 26 CFR §§ 1.6038-2, 1.6046-1).
Американские лица, прямо или косвенно владеющие более чем 10% голосующих акций в контролируемой иностранной корпорации, подают в налоговый орган специальную форму (Form 5471, Information Return of U.S. Persons With Respect to Certain Foreign Corporations). Она же используется и в некоторых других ситуациях, в т. ч. при приобретении или отчуждении 10-процентной доли в любой иностранной компании, не обязательно контролируемой. За неподачу отчета взимается штраф в размере до 10 тыс. долл., а если отчет не подан даже после получения соответствующего требования от налогового органа, то штраф может увеличиться до 60 тыс. долл. Возможна также уголовная ответственность.
FATCA: под колпаком
В 2010 г. в США был принят новый закон FATCA, направленный на борьбу с уклонением американцев от уплаты налога с использованием зарубежных счетов.

Закон содержит положения, фактически еще не действующие, но являющиеся совершенно новым словом в борьбе с неплательщиками налога (26 U.S.C. §§ 1471–1474). Закон вводит требование о том, чтобы зарубежные банки и другие финансовые организации (инвестиционные фонды, некоторые трасты и др.) отчитывались перед налоговой службой США об имеющихся у них счетах американских клиентов и удерживали некоторые налоги в пользу американского бюджета. Для этого зарубежная финансовая организация должна заключить соответствующее соглашение с налоговыми органами США. Предусмотрено исключение для счетов, сумма средств на которых не превышает 50 тыс. долл., однако финансовая организация может отказаться от применения этого исключения.

Казалось бы, как можно заставить зарубежный банк подчиниться требованию американского закона? Оказывается, очень просто. Закон вводит «штрафное» налогообложение в размере 30% на доходы таких банков (и других зарубежных финансовых организаций) от источников в США. Самое неприятное, что налогом облагаются не только пассивные доходы (такие как дивиденды), но и валовой доход от продажи ценных бумаг. Налог удерНалог удерживается и уплачивается в бюджет США американской финансовой организацией или зарубежной организацией, заключившей упомянутое соглашение с налоговыми органами Соединенных Штатов.

Положения закона FATCA вступают в силу по частям в 2011–2017 гг. Предполагается, что процесс заключения соглашений между зарубежными банками и американской налоговой службой продлится с 1 января по 30 июня 2013 г., а удержание «штрафного» налога начнется с 1 января 2014 г.
Таким образом, налоговые органы США берут под свой контроль мировую финансовую систему. Даже в том случае, если американец (гражданин или резидент, в т. ч. владелец «грин-карты») не отчитался по своим зарубежным счетам и компаниям, то теперь этим займется зарубежный банк. Не исключено, что некоторые небольшие финансовые организации за пределами США вообще откажутся от обслуживания американских клиентов (в т. ч. держателей «грин-карт»), чтобы не связываться с довольно обременительными процедурами отчетности перед налоговой службой Соединенных Штатов по их счетам. Впрочем, заключать соглашение с американской налоговой службой им все равно придется, иначе они попадут под штрафной налог даже при отсутствии клиентов из США. Соответственно теперь те сведения об американских налогоплательщиках, которые налоговой службе Соединенных Штатов раньше приходилось добывать с боем (вспомним хотя бы историю со швейцарским банком UBS), будут предоставляться ей зарубежными банками на регулярной основе, причем добровольно.
Налог на наследование: умирать себе дороже
Налог на наследование – estate tax взимается с общей стоимости активов (где бы они ни находились) умершего лица, если оно является гражданином или резидентом США (IRC § 2001). Для нерезидентов-неграждан налогом облагается только имущество, «находящееся в США» (IRC § 2106). В такое имущество включаются, например, любые акции американских корпораций.

В налоговую базу включается не только имущество, оформленное на имя самого физического лица, но и имущество, переданное другим лицам (в т. ч. в траст), если у первоначального владельца сохранились определенные права на него. Например, если активы переданы в траст, но этот траст – отзывный, или учредитель сохранил за собой право смещения и назначения доверительного собственника либо право на получение дохода от траста или имущества при его роспуске.

Кроме того, в налоговую базу включается стоимость активов, в течение трех лет перед смертью переданных владельцем другим лицам (в т. ч. в дар или в траст, независимо от условий траста), кроме случая продажи имущества за полную стоимость (IRC §§ 2034–2045). Соответственно, передача активов в дар на смертном одре не спасает от американского налога на наследование.

Надо сказать, что определение резидента для целей налога на наследование отличается от определения резидента для целей налога на доход. В случае налога на наследование резидентом считается тот, кто имеет «домициль», т. е. постоянное место жительства, в США. Таковым считается место жительства, где лицо намерено жить и дальше в течение неопределенного срока (26 CFR § 20.0-1(b)(1)). Поскольку былые намерения не всегда очевидны, то применяется ряд оценочных критериев, в т. ч.:
  • наличие «грин-карты»;
  • длительность фактического пребывания в США;
  • утверждения лица при получении визы;
  • деловые и социальные связи в США и за рубежом и др.
Соответственно, наличие «грин-карты» хотя и является важным фактором, но не обязательно однозначно решает вопрос резидентства.
Налог взимается по прогрессивной шкале по ставкам от 18 до 35% (IRC § 2001). Однако ставки формально установлены на временной основе, и, если вскоре не будут приняты дополнительные поправки в закон, то в 2013 г. максимальная ставка вернется к уровню 2001 г. и составит 55%. Правда, закон предоставляет довольно щедрые вычеты, которые означают, что для граждан и резидентов США освобождается от налога сумма в размере чуть более 5 млн долл. (на 2012 г., с поправкой на инфляцию) (IRC § 2010). Налог уплачивается исполнителем завещания (IRC § 2010).
Налог на экспатриацию: вход – доллар, выход – два
Отказ от «грин-карты» может повлечь неприятные налоговые последствия.

Если гражданин США отказывается от своего гражданства или так называемый долгосрочный резидент США теряет свой статус постоянного резидента, то они облагаются особым «налогом на выход», точнее, налогом на экспатриацию (IRC § 877, 877A).

При этом долгосрочным резидентом считается лицо, имевшее статус постоянного резидента США на протяжении восьми лет за последние 15 лет. Лицо считается утратившим указанный статус не только в том случае, если оно отказывается от «грин-карты», но и в том случае, если становится резидентом другой страны в силу налогового соглашения, не отказавшись при этом от «грин-карты».

Данный налог взимается только при условии, что активы лица превышают 2 млн долл. либо среднегодовой доход за последние 5 лет превышает определенную сумму, индексируемую с учетом инфляции (в 2012 г. – 151 тыс. долл.). Сами же правила исчисления налога неоднократно менялись.
С 2008 г. все имущество, имеющееся у лица, считается проданным по рыночной цене за день до экспатриации этого лица, и соответствующий доход подлежит налогообложению в США. Как правило, это означает, что рыночная стоимость активов за вычетом цены их приобретения облагается налогом на прирост капитала по ставке 15%. При этом предоставляется освобождение на определенную сумму дохода, индексируемую с учетом инфляции (в 2012 г. – 651 тыс. долл.). В расчет принимаются не только американские активы и активы, приобретенные в период проживания в США.
Если лицо владело определенным имуществом в момент приобретения статуса постоянного резидента США, то стоимостью его приобретения для расчета налога считается рыночная стоимость имущества на тот момент.

При экспатриации подается соответствующая налоговая форма (Form 8854, Initial and Annual Expatriation Information Statement). За ее неподачу взимается штраф – 10 тыс. долл.

Если за восемь лет пребывания лица в статусе постоянного резидента США стоимость принадлежащих ему акций, а равно и любого другого имущества (в том числе находящегося за пределами США) выросла, то при отказе от «грин-карты» такому лицу придется заплатить налог в США на весь прирост стоимости.
НАШ СОВЕТ
Прежде чем получить «грин-карту», стоит тщательно проанализировать налоговые последствия этого шага и принять меры для оптимизации таких последствий. Как правило, основная идея подобной оптимизации заключается в отчуждении тех активов, которые впоследствии могут повлечь налогообложение в США. Такими активами могут быть недвижимость, ценные бумаги и иные финансовые активы, акции офшорных компаний и др.
Довольно часто указанные активы передают в траст. Однако американские законодатели предусмотрели специальное правило против передачи активов в «предиммиграционный траст». Если лицо передало активы в зарубежный траст, имеющий американских бенефициаров, в течение пяти лет до приобретения статуса резидента США, то оно считается «собственником» траста (IRC § 679(a)(4), 26 CFR § 1.679-5) для целей налогообложения дохода. То же относится и к трастам, созданным непосредственно гражданами и резидентами США (т. е. учре­дитель зарубежного траста с американскими бенефициарами считается «владельцем» траста). Это означает, что доход траста будет облагаться налогом в США даже в том случае, если лицо никак не контролирует траст.

Указанное положение не относится к налогу на наследование, а касается только налога на доход.
«Иммиграционное налоговое планирование» желательно начинать не менее чем за пять лет до предполагаемого получения «грин-карты».

источник