Поиск и подбор персонала: принципы и методы

Сообщение #1
01 февраля 2015, 22:58 | Поиск и подбор персонала: принципы и методы
Поиск и подбор персонала – задача непростая, а для многих руководителей, в организациях которых высокая текучка кадров, это самая настоящая головная боль. К счастью, мы можем ее облегчить, рассказав вам о том, где лучше всего искать сотрудников, и как проводить их профессиональный отбор. Поговорим о принципах и методах поиска и подбора кадров.

Начнем, пожалуй, с методов поиска сотрудников на вакантную должность. Их довольно много, но стоит выделить семь основных. Кратко перечислим их:

Внутренний поиск. Прежде чем отправляться за персоналом на рынок труда, не лишним будет поискать кандидатов на вакансию внутри самой организации. Например, обратиться к руководителям подразделений или распространить информацию через внутренние средства оповещения. Такой способ поиска позволяет сэкономить время и деньги, иногда довольно существенно.

Подбор с помощью сотрудников. Еще один вариант, который поможет избежать финансовых издержек, а также повысит ваш авторитет как начальника внутри организации – попросить персонал неформально заняться поиском кандидатов, например, в среде их знакомых, родственников и друзей.

Средства массовой информации. Тут все просто, даете объявление в газету, заказываете рекламный ролик на телевидении, вывешиваете свое предложение на специализированных сайтах в интернете и все в таком духе. Одновременный плюс и минус данного способа – обилие претендентов. С одной стороны, есть из кого выбирать, с другой – практика показывает, что большинство из соискателей по объявлениям не соответствуют указанным требованиям.

Сотрудничество с учебными заведениями. Если ваша организация находится в поиске молодых специалистов, то их целесообразно будет набирать сразу по окончанию учебы в техникуме, университете или другом учебном заведении. Многие серьезные компании даже заключают договора о поставке кадров с престижными ВУЗами.

Государственная служба занятости. У каждой такой структуры есть собственная база данных, обратившись к которой можно подобрать себе соответствующий заявленным требованиям персонал.

Частные агентства по подбору персонала. Данные организации грамотно подходят к поиску кандидатов, подбирая их на основании четко заданных работодателем критериев. Однако нужно понимать, что за высокое качество нужно платить – такой способ чреват большими издержками.

Итак, вы нашли себе одного или нескольких претендентов на рабочее место. Но это еще далеко не конец. Если вакантная должность серьезная и влияет на функционирование организации (например, если идет набор специалистов и руководителей), то следует проверить кандидата на соответствие этой должности. Подбор обычно осуществляется на основании:
  • Собеседования. В процессе интервью работодатели собирают информацию об уровне образования претендентов, их внешнем виде, коммуникативных навыках и личностных качествах. Чтобы быть объективным, желательно наметить для себя единую систему оценки.
  • Тестирования, профессиональных испытаний. В процессе прохождения теста собираются данные о личностных установках соискателя, специфике его мотивации. Профессиональные испытания позволяют получить точный ответ – справится ли работник с предлагаемой ему деятельностью, или же нет.
  • Рекомендаций и послужного списка. Сюда относятся данные, касающиеся успехов соискателя на предыдущих местах работы, учебы. Опыт в других, связанных с текущей вакансией видах деятельности. Что бы там ни говорили, а наличие “корочки” хоть и не является определяющим фактором, все равно говорит о многом.
  • Медицинского осмотра. Осмотр обычно проводится, если работа связана с физическими нагрузками или обязывает работника соответствовать определенным требованиям в плане здоровья. Например, вакансии на вредном производстве или в заведениях общественного питания.
Все перечисленные методы подбора и оценки персонала рекомендуется взять на вооружение каждому руководителю. Если подбирать кандидатов на должность с умом, это поможет повысить результативность труда, предотвратить возможные конфликты в коллективе и избежать массы других проблем.