Есть ли разница между акыдой саляфов и акыдой, которая исповедовалась позже

Сообщение #1
11 апреля 2015, 14:53 | Есть ли разница между акыдой саляфов и акыдой, которая исповедовалась позже
“Лучшие люди – мой век (сахабы), затем следующий (табиины), затем следующий (таби-табиины)...”
“Лучшие люди – мой век (сахабы), затем следующий (табиины), затем следующий (таби-табиины)...”
 
Один из вопросов, по которому можно найти множество статей, лекций, уроков и из-за которого ведется много споров среди обычных мусульман – это акыда саляфов, убеждения наших праведных предков. Что они исповедовали, и что исповедуют мусульмане в наши дни? И есть ли разница между акыдой саляфов и акыдой, которая исповедовалась в позднее время?
Эпоха «саляфу салих»  — это 3 праведных века, о которых Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал:

“Лучшие люди – мой век (сахабы), затем следующий (табиины), затем следующий (таби-табиины)...”

Иными словами, это три века, бараката которых нет в другие века. Поступки саляфов всегда были авторитетом для мусульман. Ахлю-с-Сунна Валь-Джама'а отличается тем, что мы любим саляфов и считаем, что их убеждения – это убеждения Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!).

Поэтому все стремятся изучать акыду саляфов и следовать их манхаджу (методу), а также их акыде, тому пути, на котором они были, как в вопросах усуля, так и вопросах фуру’а. Нормальный мусульманин всегда испытывает уважение, услышав о саляфах.

Относительно того, что означает «саляфу салих», в 4-5 веках по хиджре появились расхождения среди мусульман. Вследствие этого появилось два понимания акыды саляфу салих.

Одно понимание начали распространять муджассима из числа ханбалитов, которые уподобляли Всевышнего творениям. Они придавали Ему образ, руки, тело, место и т. д., приписывая все эти грязные убеждения сахабам и табиинам и утверждая, что это исповедовали саляфы.

Другая сторона – джумхур, последователи 4 мазхабов, ашариты. Они отрицали ташбих, но также считали себя последователями саляфу салих. Любовь к саляфам не является отличительной чертой Ахлю-с-Сунна, так как все группы утверждают, что они любят и следуют за саляфу салих.

Разное понимание акыды саляфов в принципе имеет давнюю историю. В наши дни секта ваххабитов утверждает, что они якобы следуют за акыдой саляфов и что якобы эта акыда противоречит акыде ашаритов. Если спросить любого из них, в чем противоречие, они отвечают: «Вы толкуете аллегорически аяты Корана, вы толкуете сифаты Аллаха, вы отрицаете то, чем Аллах себя описал. Если Аллах сказал о Себе, что у Него есть «рука», то вы утверждаете, что это «сила», а это не пришло от саляфов, и делать этого нельзя».
Здесь, иншаАллах, мы постараемся понять, что же исповедовали саляфы и какая у них была акыда.

Это обширная тема, и раскрыть её в одной статье нельзя. Но мы остановимся на некоторых явных доказательствах того, что современные ашариты следуют манхаджу саляфов. То, что они себя называют ашаритами, не означает, что они отвергают необходимость следования за саляфами. «Ашарит» значит «следующий за тем, что утвердил имам Ашари на основе доказательств». А он утверждал мазхаб саляфов, как об этом сказано в книгах по истории.

Любой может открыть и прочитать, что имам Ашари  был мутазилитом, а затем перешел на манхадж саляфов и защитил его доводами разума. Эта акыда стала называться «ашаритской» именно потому, что никто не смог защитить мазхаб саляфов так, как это сделал имам Ашари.

Ашаритская акыда называется ашаритской не потому, что имам Ашари пришел и что-то придумал, а потому что имам Ашари смог её защищить так, как никто не смог это сделать до него. Поэтому эта акыда названа именно в честь имама Ашари. Но эта акыда существовала и до имама Ашари. Ашаритская акыда – это акыда Ахлю-с-Сунна, которую принес Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!).
«Ашари» – это название метода или мазхаба в вопросах акыды. Термин «ашариты» является синонимом «Ахлю-с-Сунна Валь-Джама'а». До имама Ашари их называли «сифатиты». После имама Ашари их стали называть «ашариты». Для более подробного изучения можно открыть книги по сектам, по истории течений, например, «Аль-миляль ва ан-нихаль» имама Шахристани или «Аль-фарк байн аль-фирак» имама Абу Мансура Багдади. Ашари – это термин. Но то, что он несёт в себе, существовало и до введения этого термина.
Продолжение следует.
Рашид Исаев