Сообщение #1
11 апреля 2015, 14:58
|
Что стало причиной возникновения различных течений в Исламе
В наше время каждому мусульманину, независимо от уровня религиозности или религиозных знаний, известно, что Ислам представляет собой социально ориентированную религию, стремящуюся создать крепкое и здоровое мусульманское общество – Умму. По замыслу Всевышнего Творца, религия должна послужить объединяющим фактором полиэтнического и мультикультурного общества мусульман и превратить его в Умму. Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Нет преимущества для араба, над неарабом. И нет преимущества для неараба над арабом. Нет преимущества для белого над черным, черного над белым, кроме как на основе богобоязненности».
Ислам был основан и первое время уверенно стоял на мощнейшем фундаменте, состоящем из божественного откровения и авторитета Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Любые разногласия им лично пресекались на корню. Существование в ту пору каких-либо религиозных мусульманских течений, разумеется, даже не предполагалось. Разделение мусульман на течения началось спустя 23 года после смерти Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), в эпоху правления халифа Али ибн Абу Талиба (р.а.). Однако, появлению первой оформленной мусульманской секты предшествовала эпоха массового отхода некоторых арабских племен от Ислама, а также появление и деятельность лжепророков, претендовавших на власть, авторитет и положение Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Эти неспокойные времена, названные впоследствии «ридда» (вероотступничество), выпали на время правления халифа Абу Бакра (р.а.). Причина отхода некоторых арабских племен от Ислама заключалась в желании восстановить доисламскую племенную раздробленность. За этим последовал отказ подчиниться централизованной власти и выплачивать закят. Примечательно, что главы племен пытались обосновать свой отказ от выплаты закята тем, что закят по своей сути отличается от других видов поклонения, например, молитвы и поста и, следовательно, не имеет религиозной важности.
Первые попытки мусульман пересмотреть основы Ислама, случившиеся почти сразу после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), свидетельствуют о непререкаемом авторитете Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Отсюда — отправная точка в возникновении мусульманских религиозных течений: исчезновение источника незыблемости идеологии Ислама в лице Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Если говорить о возможных причинах возникновения мусульманских течений, то тут можно выделить, в первую очередь, влияние доисламских цивилизаций и культурных традиций на классическое понимание Ислама. Известно, что ислам развивался на территории, где уже имелись христианские и иудейские общины, исповедовавшие свои религии в течение длительного промежутка времени и успевшие оставить в культуре свой след. Ислам, хоть и явившийся четко оформленной и во многом не имеющей аналогов религией, все же оперировал понятиями, характерными для авраамических религий, и поэтому был подвержен влиянию философии христианства и иудаизма.
Особенно заметно это влияние стало наблюдаться после смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Среди следующих причин возникновения мусульманских течений следует отметить влияние политических событий (как в случае возникновения шиизма и хариджизма), влияние социума и различия в понимании священных текстов — аятов и хадисов. Последняя причина может служить общей для возникновения всех мусульманских сект, поскольку Коран и Сунна являются единственной доказательной базой, к которой апеллируют все без исключения мусульмане в попытках решить теологический или юридический спор.
Ввиду неоднозначности некоторых аятов и хадисов, а зачастую ввиду предвзятости в понимании этих аятов и хадисов, рождаются разногласия, которые затем накладываются на личностный человеческий фактор и приводят к появлению различных течений и сект. Яркий тому пример — появление течения ваххабитов, буквально понимающих некоторые аяты Корана, требующие аллегорического трактования. Эта особенность вкупе с психологическими качествами основателя данного течения Мухаммада ибн Абдульваххаба, а также с политическими явлениями, происходившими в то время в мусульманском государстве привели к возникновению движения, имеющему влияние на умы сотен миллионов мусульман в наши дни.
Многие книги по акыде, которые писали ученые Ахлю-с-Сунна Валь-Джама'а, направлены на борьбу с заблуждениями. Надо заметить, что ранние и поздние мусульмане всегда исповедовали одно вероубеждение, однако ранним мусульманам не нужно было писать книги о своих убеждениях, они просто верили в Аллаха и Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) таким образом, как их научил Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!). В более поздние времена стали появляться разные секты, которые задавали такие вопросы, какие раньше у людей не возникали. На свои вопросы они давали свои собственные, искаженные ответы. И в ответ им уже писались книги по акыде.
Имам Аузаи сказал:
«Наше знание было благородным, пока оно передавалось из уст в уста от одного к другому; когда же это знание перешло в книги, к нему стали приобщаться те, кто не достоин обладать этим знанием».Поэтому каких-то книг могло и не быть у праведных предков, но это не значит, что у них не было акыды. Причем молчание ученых, когда начали появляться секты, уже было бы попустительством этой ереси, и они обязаны были опровергать заблудших.
Одним из первых еретических течений, возникших в Исламе, были хавариджи (хариджиты) и шииты (рафидиты).
Хариджиты и рафидиты.
С чем же было связано появление этих групп, и какие разногласия у них были с Ахлю-с-Сунна?
Этот вопрос связан с властью.
Первый вопрос, в котором мусульмане разошлись, — это была власть, вернее, принципы наследования власти от Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!): как ее наследовать, каков принцип.
На основе чего выбирать преемника?
После смерти Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) этот вопрос был быстро решен избранием Абу Бакра (р.а.) халифом. Это было сделано на том основании, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) еще при жизни указывал на его богобоязненность: Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) всегда ставил его в молитве имамом, когда болел. И это послужило указанием для избрания.
В чем же мудрость того, что Пророк (мир ему и благословение Всевышенго!) не указал на определенного человека, сказав: «Вот этот человек должен быть правителем после меня»?
Мудрость заключалась в том, что так он указал мусульманам выборность поста правителя мусульман. Это является ответом на утверждения шиитов, что после Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!), правителем должен был быть Али-асхаб (р.а.).
Все эти доводы шиитов являются выдумкой, «хадисы», которые они приводят – ложные. Их убеждения быстро рушатся даже на одном вопросе, который мы сейчас приведем.
Например, они верят, что Али (р.а.) защищен от грехов, как и пророки.
Если спросить у них: «Имам Али безгрешен?».
Они ответят: «Да, имам Али безгрешен!».
Ты спросишь: «А община, которая присягнула Абу Бакру, впала в грех?».
Ответ: «Да, впала в грех!».
Возражение: «А ведь имам Али тоже присягнул Абу Бакру, значит, он тоже совершил грех?».
И на таком простом моменте рушится вся их теория. Вообще, шиизм просто опровергается.
Однако, во время правления Абу Бакра (р.а.) и Умара (р.а.) этих проблем не было. У Ахлю-с-Сунна есть очень мощное доказательство того, почему Абу Бакр (р.а.) достоин был быть халифом. Потому что все мусульмане присягнули ему, и не было тех, кто был против этого. Если кто-то был бы не согласен с этим, он сказал бы. Но это было единое мнение всех, в том числе и Али-асхаба (р.а.) .
Что может быть лучшим доказательством, что Абу Бакр (р.а.) — первый праведный халиф, как не присяга самого имама Али (р.а.)?
Точно так же было с Умаром (р.а.) и Усманом (р.а.) — ведь они были сподвижниками, которые любят друг друга, и не было среди них разногласия. Они старались породниться друг с другом, женили своих детей на детях другого сподвижника. Например, после смерти Абу Бакра (р.а.) Али (р.а.) приютил и воспитал его сына, и затем родственники Абу Бакра (р.а.) породнились с родственниками Али (р.а.). А еще Али (р.а.) назвал своих сыновей Абу Бакр и Умар.
Ненависти между Абу Бакром (р.а.) и Али (р.а.), которую пытаются придумать шииты, безусловно, не было, они любили друг друга, и сподвижники были одной семьей.