Что стало причиной возникновения различных течений в Исламе

Сообщение #1
11 апреля 2015, 14:58 | Что стало причиной возникновения различных течений в Исламе
Что стало причиной возникновения различных течений в Исламе?
В наше время каждому мусульманину, независимо от уровня религиозности или религиозных знаний, известно, что Ислам представляет собой социально ориентированную религию, стремящуюся создать  крепкое и здоровое мусульманское общество – Умму. По замыслу Всевышнего Творца, религия должна послужить объединяющим фактором полиэтнического и мультикультурного общества мусульман и превратить его в Умму. Именно поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Нет преимущества для араба, над неарабом. И нет преимущества для неараба над арабом. Нет преимущества для белого над черным, черного над белым, кроме как на основе богобоязненности».
Ислам был основан и первое время уверенно стоял на мощнейшем фундаменте, состоящем из божественного откровения и авторитета Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Любые разногласия им лично пресекались на корню. Существование в ту пору каких-либо религиозных мусульманских течений, разумеется, даже не предполагалось. Разделение мусульман на течения началось спустя 23 года после смерти Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), в эпоху правления халифа Али ибн Абу Талиба (р.а.). Однако, появлению первой оформленной мусульманской секты предшествовала эпоха массового отхода некоторых арабских племен от Ислама, а также появление и деятельность лжепророков, претендовавших на власть, авторитет и положение Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Эти неспокойные времена, названные впоследствии «ридда» (вероотступничество), выпали на время правления халифа Абу Бакра (р.а.). Причина отхода некоторых арабских племен от Ислама заключалась в желании восстановить доисламскую племенную раздробленность. За этим последовал отказ подчиниться централизованной власти и выплачивать закят. Примечательно, что главы племен пытались обосновать свой отказ от выплаты закята тем, что закят по своей сути отличается от других видов поклонения, например, молитвы и поста и, следовательно, не имеет религиозной важности.
Первые попытки мусульман пересмотреть основы Ислама, случившиеся почти сразу после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), свидетельствуют о непререкаемом авторитете Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Отсюда — отправная точка в возникновении мусульманских религиозных течений: исчезновение источника незыблемости идеологии Ислама в лице Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Если говорить о возможных причинах возникновения мусульманских течений, то тут можно выделить, в первую очередь, влияние доисламских цивилизаций и культурных традиций на классическое понимание Ислама. Известно, что ислам развивался на территории, где уже имелись христианские и иудейские общины, исповедовавшие свои религии в течение длительного промежутка времени и успевшие оставить в культуре свой след. Ислам, хоть и явившийся четко оформленной и во многом не имеющей аналогов религией, все же оперировал понятиями, характерными для авраамических религий, и поэтому был подвержен влиянию философии христианства и иудаизма.
Особенно заметно это влияние стало наблюдаться после смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Среди следующих причин возникновения мусульманских течений следует отметить влияние политических событий (как в случае возникновения шиизма и хариджизма), влияние социума и различия в понимании священных текстов — аятов и хадисов. Последняя причина может служить общей для возникновения всех мусульманских сект, поскольку Коран и Сунна являются единственной доказательной базой, к которой апеллируют все без исключения мусульмане в попытках решить теологический или юридический спор.
Ввиду неоднозначности некоторых аятов и хадисов, а зачастую ввиду предвзятости в понимании этих аятов и хадисов, рождаются разногласия, которые затем накладываются на личностный человеческий фактор и приводят к появлению различных течений и сект. Яркий тому пример — появление течения ваххабитов, буквально понимающих некоторые аяты Корана, требующие аллегорического трактования. Эта особенность вкупе с психологическими качествами основателя данного течения Мухаммада ибн Абдульваххаба, а также с политическими явлениями, происходившими в то время в мусульманском государстве привели к возникновению движения, имеющему влияние на умы сотен миллионов мусульман в наши дни.


Многие книги по акыде, которые писали ученые Ахлю-с-Сунна Валь-Джама'а, направлены на борьбу с заблуждениями. Надо заметить, что ранние и поздние мусульмане всегда исповедовали одно вероубеждение, однако ранним мусульманам не нужно было писать книги о своих убеждениях, они просто верили в Аллаха и Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) таким образом, как их научил Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!). В более поздние времена стали появляться разные секты, которые задавали такие вопросы, какие раньше у людей не возникали. На свои вопросы они давали свои собственные, искаженные ответы. И в ответ им уже писались книги по акыде.
Имам Аузаи сказал:
«Наше знание было благородным, пока оно передавалось из уст в уста от одного к другому; когда же это знание перешло в книги, к нему стали приобщаться те, кто не достоин обладать этим знанием».
Поэтому каких-то книг могло и не быть у праведных предков, но это не значит, что у них не было акыды. Причем молчание ученых, когда начали появляться секты, уже было бы попустительством этой ереси, и они обязаны были опровергать заблудших.
Одним из первых еретических течений, возникших в Исламе, были хавариджи (хариджиты) и шииты (рафидиты).
Хариджиты и рафидиты.
С чем же было связано появление этих групп, и какие разногласия у них были с Ахлю-с-Сунна?
Этот вопрос связан с властью.
Первый вопрос, в котором мусульмане разошлись, — это была власть, вернее, принципы наследования власти от Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!): как ее наследовать, каков принцип.
На основе чего выбирать преемника?
После смерти Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) этот вопрос был быстро решен избранием Абу Бакра (р.а.) халифом. Это было сделано на том основании, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) еще при жизни указывал на его богобоязненность: Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) всегда ставил его в молитве имамом, когда болел. И это послужило указанием для избрания.
В чем же мудрость того, что Пророк (мир ему и благословение Всевышенго!) не указал на определенного человека, сказав: «Вот этот человек должен быть правителем после меня»?
Мудрость заключалась в том, что так он указал мусульманам выборность поста правителя мусульман. Это является ответом на утверждения шиитов, что после Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!), правителем должен был быть Али-асхаб (р.а.).
Все эти доводы шиитов являются выдумкой, «хадисы», которые они приводят – ложные. Их убеждения быстро рушатся даже на одном вопросе, который мы сейчас приведем.
Например, они верят, что Али (р.а.) защищен от грехов, как и пророки.
Если спросить у них: «Имам Али безгрешен?».
Они ответят: «Да, имам Али  безгрешен!».
Ты спросишь: «А община, которая присягнула Абу Бакру, впала в грех?».
Ответ: «Да, впала в грех!».
Возражение: «А ведь имам Али  тоже присягнул Абу Бакру, значит, он тоже совершил грех?».
И на таком простом моменте рушится вся их теория. Вообще, шиизм просто опровергается.
Однако, во время правления Абу Бакра (р.а.) и Умара (р.а.) этих проблем не было. У Ахлю-с-Сунна есть очень мощное доказательство того, почему Абу Бакр (р.а.) достоин был быть халифом. Потому что все мусульмане присягнули ему, и не было тех, кто был против этого. Если кто-то был бы не согласен с этим, он сказал бы. Но это было единое мнение всех, в том числе и Али-асхаба (р.а.) .
Что может быть лучшим доказательством, что Абу Бакр (р.а.)  — первый праведный халиф, как не присяга самого имама Али (р.а.)?
Точно так же было с Умаром (р.а.)  и Усманом (р.а.)  — ведь они были сподвижниками, которые любят друг друга, и не было среди них разногласия. Они старались породниться друг с другом, женили своих детей на детях другого сподвижника. Например, после смерти Абу Бакра (р.а.) Али (р.а.) приютил и воспитал его сына, и затем родственники Абу Бакра (р.а.)  породнились с родственниками Али (р.а.). А еще Али (р.а.) назвал своих сыновей Абу Бакр и Умар.
Ненависти между Абу Бакром (р.а.) и Али (р.а.), которую пытаются придумать шииты, безусловно, не было, они любили друг друга, и сподвижники были одной семьей. 
Сообщений в теме: 3

Ответы в тему

Сообщение #2
11 апреля 2015, 14:58
Кто такие хариджиты, и что стало причиной возникновения этого течения?


Хариджиты (خوارج‎‎‎; хаваридж – выступившие, вышедшие, покинувшие) – первое в истории Ислама религиозно-политическое движение, секта, сформировавшаяся как религиозный протест против политического решения последнего из праведных халифов Али бин Абу Талиба в ходе действия битвы при Сиффине.
Перед тем, как начать подробно рассматривать историю возникновения секты хариджитов и ее идеологию, необходимо попытаться описать ту историческую атмосферу, которая царила во время правления халифа Али (да будет доволен им Аллах) и началась во время правления его предшественника халифа Усмана бин Аффана.
Али в наследство досталось общество, раздираемое междоусобными интригами и серьезными политическими волнениями. Первое, что требовали от Али после его избрания халифом — это расследование убийства Усмана и наказания виновных. Такое требование к Али выдвинули жена Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) Аиша, наместник Сирии и Палестины, ко всему прочему являвшийся родственником Усмана, Муавия, и Тальха бин Убайдуллах. Однако Али не спешил расследовать убийство своего предшественника, что было однозначно воспринято его оппонентами как покровительство убийцам. В Шаме и Мекке, регионах, в которых авторитет и политическое влияние Муавии, Аишы и Тальхи были особенно сильны, недовольство политикой Али набирало обороты. В Дамасской мечети Муавия выставил на обозрение окровавленную рубашку Усмана и отрубленные пальцы его жены Наили (в момент, когда убийцы занесли над Усманом меч, Наиля пыталась прикрыть руками голову мужа). Последствием этого противостояния стала печально известная  «Верблюжья битва», в которой погиб Тальха бин Убайдуллах и многие другие сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), а Аиша пленена, доставлена под стражей в Мекку, где и была отпущена.
Волна недовольства политикой Али не ослабла, и на следующий год произошло сражение, которое и положило начало секте хариджитов – битва при Сиффине. Мы не станем подробно останавливаться на ходе самой битвы, и упомянем лишь ее важнейший момент – третейский суд, когда враждующие стороны решили оставить разрешение их споров на суд Аллаха и обратились к Корану для поиска выхода из сложившейся ситуации. Судьями выступили Амр бин аль-Ас со стороны Муавии и Абу Муса аль-Ашари со стороны Али.
Негодуя тем, что Али пошел на поводу противников и согласился на третейский суд, от Али откололась значительная часть его войска, которая насчитывала около 12 тысяч человек. Они предъявили Али обвинение в отходе от Ислама, мотивировав свой вердикт тем, что только Аллах имеет право судить, а людям способность судить по справедливости недоступна. Выступив против Али и отколовшись от его войска и большинства мусульман, эта группа стала ядром только что образовавшейся секты хариджитов.
Идеология хариджитов, как мы упомянули выше, стоит на тезисе «Ля тахкима илля лиллях» (Судить вправе только Аллах), что отвергает идею о любых попытках цивилизованного решения политических или религиозных проблем. Основным средством доказательства своей правоты хариджиты считают вооруженную борьбу и физическое устранение оппонентов. Результатом такого их подхода к решению политических вопросов стало убийство Али фанатиками-хариджитами. Один из них, Абдурахман ибн Мулджам, чудом выживший после сокрушительного поражения хариджитов от Али при Нахраване, решил, во что бы то ни стало, убить халифа. Окончательно он утвердился в своих планах после женитьбы на Катаме бинт аль-Шиджн, потерявшей в битве при Нахраване отца и брата, бывших хариджитами и воевавших в этой битве против Али. В качестве махра девушка попросила, среди прочего, убийство Али, желая мести за родных.
В целом являясь суннитами, хариджиты более строго относились к и религиозному и личному поведению мусульман. Например, хариджиты, в отличие от приверженцев ортодоксального Ислама, утверждали, что Ислама без деяний не существует, и любой, оставивший молитву, пост или закят считается неверным и подлежит соответствующему наказанию.
Основным пунктом их идеологии являлось утверждение о равенстве арабов и неарабов внутри Уммы, а халиф должен был выбираться среди достойнейших кандидатов, однако его власть должна была быть ограничена. Так, халиф имел право только на исполнительную власть. Судебная и законодательная власть, по мнению хариджитов, должна была принадлежать совету (Шура).
Хариджиты уравняли в своей идеологии большие и малые грехи, убивая любого согрешившего, чей проступок будет доказан, приравнивая совершение греха к вероотступничеству.
Хариджиты отличались своим особым рвением к выполнению религиозных предписаний, вели аскетическую жизнь. Отрицали аллегорическое трактование аятов Корана, буквально воспринимая его текст. В целом, хариджиты производили впечатление чрезвычайно набожных мусульман, часто молившихся и постившихся, что не мешало им, однако, убивать сподвижников Пророка, обвиняя их в неверии.
Хариджиты в свое время раскололись на большое количество течений, разойдясь в мнениях относительно политических или религиозных аспектов Ислама. Единственным течением хариджитов, дошедших до наших дней, является течение ибадитов, которое сформировалось в VII веке в Ираке и было названо по имени основателя течения Абудллаха бин Ибада, который сформулировал идеологию ибадитов.
По мнению современных мусульманских ученых, идеология ибадитов характеризуется следующими аспектами:
1. Ибадиты полагают, что большой грех, совершаемый мусульманином, выводит его из Ислама и за это он будет навечно ввергнут в Ад. Позиция ортодоксальной школы заключается в том, что мусульманин, совершавший большие грехи, предстанет перед Аллахом и если Аллах пожелает, то накажет грешника Адом, или же простит, если пожелает. Но даже если Аллах и накажет грешника огнем, то, благодаря наличию у грешника имана, наказание будет иметь временный характер.
2. Ибадиты отрицают возможность лицезрения Аллаха в следующей жизни.
3. Ибадиты, как и мутазилиты, отверждают, что Коран сотворен (махлюк). Не та книга, которая действительно создана посредством бумаги и чернил, а извечный сыфат «Речь» (Аль-Калям Нафсий).
Современные ибадиты мало чем похожи на своих предшественников и их с трудом можно назвать хариджитами, за исключением некоторых богословских аспектов. Самые большие общины хариджитов-ибадитов находятся в Омане, Алжире, Тунисе и Ливии.
Примечательно сравнение хариджитов с последователями современного течения ваххабитов, которых некоторые ученые прозвали «неохариджитами». Приведем цитату видного ханафисткого алима Ибн Абидина (1784-1836) о «последователях ибн Абдуль-Ваххаба, хариджитах нашего времени»: «Они считали неверующими сподвижников пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), то это не является условием для того чтобы называться хариджитами. Это разъяснение о тех, кто вышел против Али, да будет доволен им Аллах. Чтобы считаться хариджитами хватает того, что они считают неверующими тех, против кого они вышли, как это и произошло в наши времена с последователями Ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди, который появился из Неджда и установил свой контроль над двумя священными Харамама (в Мекке и Медине). Они последователи имели обыкновение приписывать себя к мазхабу Ханбали, но они полагают, что только они являлись мусульманами и что, если кто выступает против их верований, то они являются многобожниками, таким образом они разрешили убийство тех, кто является Ахлю-Сунна и их ученых, пока Аллаху Всевышний не разрушил их энергию и власть, и не разрушил их города и пока не получили в них победу войска мусульман в 1233 году». [«Раддуль Мухтар аляд Дурриль Мухтар», том 4, стр. 262, глава относительно последователей ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди].
Также, существует множество других оснований, включая хадисы Посланника Аллаха, которые могут служить доказательством законности причисления последователей течения ваххабитов к неохариджитам. Некоторые из хадисов:
«Появятся люди со стороны востока, которые (много и хорошо) читают Коран, а он не будет доходить ниже их глоток (метафора, означающая, что они не будут понимать истинный смысл Корана), они будут пересекать Ислам (т. е. выходить из него) словно стрела, выпущенная из лука, и не возвратятся к нему (Исламу), если даже стрела вернется обратно. Их признак – бритье голов» («Фатхуль-Бари», № 7562; «Муснад» имама Ахмада, № 11188; «Далаилу нубувват» аль-Байхаки, № 2740; и т. д.). «Люди в моей общине, их признак – бритье головы, читающие Коран, но суть его не будет достигать ниже глотки, они будут пересекать Ислам (выходить из религии), словно стрела, выпущенная из лука, они (т. е. эти люди) худшие из творений» («Муснад» имама Ахмада, № 20551). От Абу-Са‘ида аль-Худри: «Поистине, вслед за этим моим временем придут люди, которые будут читать Коран, но он не уйдёт дальше их горла. Они пройдут через религию подобно проходу стрелы через ее добычу. Они будут убивать мусульман и оставлять одних идолопоклонников. Если бы я встретил их, поистине, я убил бы их путём, которым был убит народ Ад (адитов) [то есть всех]».
Под востоком в словах Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) подразумевается регион Неджда, который находится восточнее Хиджаза и из которого вышли лжепророк Мусайлима и основатель движения ваххабитов Мухаммад бин Абдульваххаб. Известно, что Посланник Аллаха отказался молиться за Неджд по просьбе местных мусульман, мотивировав свой отказ словами: «Там [Неджд] будут землетрясения и разногласия, и там вырастет рог Шайтана». 
Сообщение #3
11 апреля 2015, 14:59
Трагедия, ставшая причиной разделения мусульман


Рассмотрим теперь, в чем была проблема с хариджитами.
Когда имам Али (р.а.) пришел к власти и стал четвертым праведным халифом, в умме возникла смута. Третий праведный халиф – Усман (р.а.) был убит. Это был нонсенс для мусульман – существующий правитель правоверных был убит самими мусульманами! Не неверующими, не в бою, не посланным убийцей, как убили Умара (р.а.), – Усмана (р.а.)  убили сами мусульмане, и община разделилась.
Одни говорили, что не может быть решен вопрос о преемственности власти, пока не будут наказаны убийцы Усмана (р.а.). Они говорили, что это  страшный прецедент для мусульманской общины, сами мусульмане убивают своих правителей и остаются безнаказанными. Такой была одна партия.
Была и другая партия во главе с Али (р.а.), которые говорили, что надо успокоиться на данный момент, так как мусульмане были на грани гражданской войны. И если начать разбираться с убийством халифа, то обстановка в халифате ухудшится, чего нельзя было допустить.
Али (р.а.) объявил себя халифом, и ему принесли присягу. Так он стал праведным халифом. Однако осталась партия Муавии, родственника Усмана (р.а.), и они говорили, что надо наказать убийц немедленно.
Эти две партии пошли друг на друга войной, произошло сражение. Во время сражения люди поняли, что сподвижники убивают сподвижников, и решили провести третейский суд. Обговорив все мирным способом, они разошлись. Но часть людей из войск Али  воспротивилась этому, и они сказали, что решение не за Али (р.а.), а за Аллахом. Это и были хариджиты, отколовшиеся от войска Али (р.а.).
Особенность хариджитов в том, что они считали, что совершение любого большого греха выводит из Ислама: ложь, употребление спиртного, прелюбодеяние – все это выводит из Ислама, по их мнению, и так они выносили такфир.
Они очень много поклонялись, проводили ночи в молитвах, знали Коран наизусть, но у них была неправильная акыда, они убивали сахабов, тех, кого любил Пророк (ﷺ)  и кто любил Пророка (ﷺ), но в плане набожности они могли даже превосходить сахаби.
Также известно, что сам праведный халиф Али  был убит хариджитом.
Убийцу Али (р.а.) поймали, провели допрос и приговорили к казни. В процессе казни он не произнес ни единого звука, но запаниковал, когда понял, что може лишиться языка. Его спросили, почему он молчал раньше, но начал паниковать из-за языка. Он ответил: «Я боюсь перестать поминать Аллаха». У него была такая праведность, но кто, на самом деле, этот человек? Это человек с неверным вероубеждением, который убил одного из лучших людей уммы – халифа Али (р.а.).
В этом плане современные ваххабиты — их потомки...
Рашид Исаев