Проектное финансирование

Сообщение #1
05 февраля 2015, 04:33 | Проектное финансирование
Доклад Улюкаева Алексея — министра экономического развития РФ на совещании у Президента РФ 4 февраля 2015 года:

В.ПУТИН: Здравствуйте!
Прежде чем мы поговорим об основных вопросах, ради которых собрались, попросил бы Алексея Валентиновича Улюкаева рассказать о том, как идёт работа по так называемому проектному финансированию.
Мы ещё в прошлом году начали обсуждать возможность осуществления ряда проектов – интересных и перспективных для экономики, по щадящим, приемлемым для участников экономической деятельности банковским ставкам. Знаю, что работа проведена большая.
Пожалуйста, Алексей Валентинович.
А.УЛЮКАЕВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
В самом деле сейчас можно доложить, что институт проектного финансирования в России заработал и стал экономической реальностью. Мы посвятили почти весь прошлый год настройке его правовой базы, аналитике.
Я напомню, с чем связано его возникновение. Дело в том, что инвестиционные проекты крайне неохотно кредитуются в обычном режиме банками, потому что в довершение к неопределённости денежного потока (а речь идёт о проектах срочностью до 10 лет) к этому добавляется отсутствие залога, по крайней мере на первых годах существования проектов.
Плюс, если даже банк предоставляет кредит, он не может его заложить в рамках рефинансирования в Банке России по имеющейся нормативной базе. Поэтому эти проекты были почти в запретительных рамках.
Чего мы добились? Мы добились разделения рисков между четырьмя основными участниками: сам инициатор проекта, конечный заёмщик, который обязан не меньше 20 процентов стоимости проекта профинансировать из собственных средств, банк-кредитор, бюджет, который предоставляет бюджетную гарантию на сумму 25 процентов проекта по особой упрощённой технологии предоставления гарантии, и Банк России, который фондирует проект на специальных условиях.
Что это за специальные условия? Сегодня это 9 процентов годовых (гораздо ниже, чем действующая ключевая ставка и ставка по остальным инструментам Банка России), при этом кредитор обязуется предоставить конечному заёмщику ресурс по ставке не более 11,5 процента. Речь идёт о проектах среднекрупных – стоимостью от миллиарда до 20 миллиардов рублей в приоритетных отраслях материального производства.
Созданная комиссия отобрала банки: 10 банков участвуют в этой работе. Это наши крупнейшие банки: Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, «Альфа», Банк Москвы и другие. Эти банки являются инициаторами проектов.
Мы уже рассмотрели первую группу проектов, три проекта отобраны. Два проекта в области сельского хозяйства, это птицеводство: одно предприятие полного цикла и одно, которое специализируется на так называемом прародительском яйце, то есть снижает нашу зависимость от поставки соответствующего ресурса из-за границы. Это реальное импортозамещение.
И один проект в области телекоммуникаций. Общая стоимость этих трёх проектов примерно 37 миллиардов рублей, из которых 29 миллиардов рублей – это тот кредитный ресурс, который предоставляют банки под нашу гарантию и под фондирование Банка России.
Сейчас предполагается, в высокой степени готовности, рассмотреть проекты примерно на сумму около 80 миллиардов рублей. Это около 30 проектов так же и в сельском хозяйстве, и в промышленности, и в энергетике, и в строительстве. Мы рассчитываем, что в течение первого квартала, в феврале и марте этого года, эти проекты рассмотрим.
В целом на основании информации, которую нам предоставили банки, сейчас у них в портфеле такого рода проектов примерно на сумму около 500 миллиардов рублей. Конечно же, мы не будем готовы принять все эти проекты, мы хотим обеспечивать высокую степень проработки этих проектов, чтобы минимизировать те риски, которые здесь принимаются.
Напоминаю, что мы приняли решение, и в антикризисном плане Правительства эта позиция стоит, об увеличении бюджетных гарантий в сумме до 60 миллиардов рублей, которое в целом позволит нам принять к рассмотрению, а затем к финансированию проекты объёмом до 240 миллиардов рублей, в том, конечно, случае, если Банк России представит соответствующий лимит на предоставление рефинансирования. Так что работа идёт, и довольно активно.
В.ПУТИН: Насколько прозрачна процедура принятия решений по отбору этих проектов?
А.УЛЮКАЕВ: Для этого мы задействовали несколько механизмов. Во-первых, гарантом качества проекта является сам банк, который на основе своей процедуры через кредитный комитет принимает решение, основные параметры которого контролируются Банком России.
Во-вторых, у нас есть агент – это Внешэкономбанк, который занимается тем, что даёт заключение по всей документальной стороне дела, насколько полно и подробно оформлены документы, которые предоставляются и заёмщиком, и кредитором для этого проекта.
Третье. Создана межведомственная комиссия с участием Министерства финансов, Министерства промышленности и торговли, Министерства сельского хозяйства, Министерства энергетики, которая рассматривает проекты. Соответствующие федеральные органы исполнительной власти представляют свои заключения по этому проекту.
После встречи с губернаторами, которая была на прошлой неделе, мы договорились, что хотели бы и представителей территорий в эту работу вовлечь, чтобы губернаторы давали, может быть, не формальные заключения, но как-то выражали своё отношение к этим проектам, потому что речь идёт именно о проектах, которые на территориях, в регионах реализуются.
В целом, мне кажется, это даёт необходимую степень прозрачности.
В.ПУТИН: Спасибо.
Действительно, нужно рассматривать начало работы как соответствующие пилоты и наращивать эти усилия, конечно, исходя из того, как это влияет на макроэкономические показатели, постоянно анализируя то, что происходит на рынке.
А.УЛЮКАЕВ: Мы так с Банком России и договорились. Банк России, чувствуя и понимая прогноз по инфляции, те риски, которые здесь возникают, устанавливает тот лимит, в рамках которого мы работаем.
В.ПУТИН: Хорошо. Спасибо. 

источник