Правила составления бизнес-плана

Сообщение #1
01 февраля 2015, 20:14 | Правила составления бизнес-плана
Первое, что от вас потребуется, если вы решите основать собственный бизнес – составить грамотный бизнес-план. О том, как это сделать, написана не одна сотня руководств, разобраться в специфике которых под силу лишь экономистам. Информация в данной статье, напротив, изложена максимально понятным языком, что позволит разобраться в вопросе даже начинающим предпринимателям.
 
Все сводится к одному простому условию – чтобы составить хороший бизнес-план, необходимо придерживаться структуры, в которую включены следующие правила:
 
Направление бизнеса.
 
Задача не такая простая, как кажется на первый взгляд. Поэтому следует выделить под раздумья целый день, взять лист бумаги, ручку и сидеть записывать все свои идеи, их плюсы и минусы. Поставьте себе ряд вопросов в духе: “Чем бы я хотел заниматься?”; “Что у меня лучше всего получается?” и тому подобных, после чего проанализируйте получившиеся результаты. Будет лучше всего, если предпочтительный род занятий будет лежать в области ваших интересов.
 
Свои “фишки”.
 
Если идти по кем-то проторенной дорожке, вряд ли получится особо преуспеть в бизнесе. Всегда должны быть особенности, выгодно отличающие вас от других. Например, вы решили заняться заменой  стекол в дверях и окнах. Банальщина. А что если предложить клиентам дополнительную услугу – реставрацию и устранение косметических дефектов? Целевая аудитория расширится, появятся новые заказчики, ну и доход, соответственно, тоже возрастет. 
 
Название.
 
Когда вы определились с видом деятельности и особенностями своего проекта, самое время дать ему имя. Опять же, следует обмозговать все как следует – название должно быть звучным, запоминающимся и отражать всю суть вашего бизнеса.  
 
Финансовые вопросы.
 
Подсчитайте денежные затраты на старте и сделайте примерный финансовый прогноз на ближайшие пять-шесть месяцев. Сюда входят: покупка мебели и оборудования, арендная плата за помещение, заработная плата для сотрудников, реклама и страхование, другие вложения. Имеющийся у вас стартовый капитал должен покрывать все расходы с запасом. Совет – составьте список, в котором разделите затраты на фундаментальные и текущие. Первые единожды наносят удар по кошельку (оборудование), а вторые – высасывают деньги постоянно (аренда помещения).
 
Сторонние инвестиции.
 
Не каждому начинающему бизнесмену под силу реализовать намеченный план самостоятельно. И дело в большинстве случаев не в дефиците знаний и соображалки, а в элементарном отсутствии финансирования. К счастью, вопрос легко решаем. Достаточно подключить n-ное количество инвесторов, которые возьмут на себя часть расходов или даже оплатят старт полностью. Но обратите внимание, даже будучи заинтересованным в сторонних вложениях, не следует хвататься за любое предложение. Старайтесь подбирать более-менее квалифицированных спонсоров, которые смогут помочь развитию бизнеса своими знаниями и опытом.
 
Форма собственности.
 
Определитесь, к какой из форм собственности относится ваш бизнес – кооперативной, акционерной, принадлежащей трудовому коллективу, совместной и пр. В случае если предприятие коллективное, нужно четко обозначить группу учредителей.
 
Рекламная кампания.
 
План действий по раскрутке и продвижению бизнеса следует составлять на несколько месяцев вперед, начав с составления образа потенциального клиента. Продумать нужно все – его пол, возраст, социальный статус, увлечения. А уже после, когда портрет будет составлен, переходить к поиску оптимальных методов рекламирования. Например, в одном случае особо эффективной будет наружная реклама (билборды, афиши, вывески), телевизионные ролики и объявления в газетах, а в другом – достаточно будет запустить в рамках проекта интернет сайт, прицепить партнерскую программу и клиенты сами начнут идти к вам в руки. Тот или иной способ, соответственно, будет по-разному влиять на бюджет, что тоже стоит принять во внимание.
 
Помещение.
 
В бизнесе место решает очень многое, особенно если речь идет о торговле. Расположение вдали от человекопотока может губительно сказаться на выручке магазинов, кинотеатров, салонов красоты и других подобных предприятий. С другой стороны, глупо располагать какой-нибудь производственный цех в престижном районе – плата за помещение будет очень высока. Куда проще перенести основную часть структуры в место с низкой арендной ставкой, а для продаж купить небольшой презентабельный офис. Владельцы малого бизнеса, в некоторых случаях, вообще могут обойтись площадью своей квартиры.
 
Наемные работники.
 
Составьте список должностей, на которые вы будете набирать персонал (соответственно, если работаете в одиночку, проблема отпадает). Пропишите требования к кандидатам на каждую вакансию. Кроме того, неплохо было бы заранее обдумать план действий: обращение в рекрутинговые агентства, публикация объявлений в газетах, интернет и пр.
 
Безопасность.
 
Довольно широкое понятие. Сюда относится не только защита от физической кражи имущества, но и контроль над возможной утечкой информации, правовая и производственная безопасность. Ваша задача – выявить слабые стороны в защите и придумать, как ее укрепить. Лучше всего это делается путем моделирования негативных ситуаций, анализируя которые можно найти эффективные способы противодействия. 
 
Завершающий этап.
 
Теперь, разобравшись со всеми нюансами, самое время взглянуть на результаты своего труда и собрать пазл в единое целое.  Все детали получившейся схемы должны быть выстроены в порядке очередности, чтобы перед вами находился четкий список действий – от начала и до конца. 
 
Все то, о чем шла речь, можно охарактеризовать как “правила бизнес плана для себя”. Если же вы планируете демонстрировать его инвесторам или кредиторам в банке, тогда к нему еще следует добавить небольшое вступление (1-2 листа), где будет описываться ценность бизнес идеи, возможности рынка и прочие преимущества, а также заключение с общим подсчетом рентабельности.