13 Sep 17:54 avatar

Дни Зуль-хиджа — наилучшие дни для праведных деяний

Хадж и Умра: Дни Зуль-хиджа — наилучшие дни для праведных деяний

Совершение хаджа и умра – это лучшие из деяний, которые можно совершить

Воистину, вся слава принадлежит Всевышнему Аллаху, и да будут благословения и мир Его пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам – им всем.

Со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передано такое изречение Пророка (мир ему и благословение Аллаха): 

«Нет дней, когда совершенные праведные деяния более любимы Аллаху, нежели эти дни (т.е. эти десять дней месяца зуль-хиджа)». 

Сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха, и даже не джихад на пути Аллаха?» Он сказал: «И даже не джихад на пути Всевышнего Аллаха, кроме как если человек отправляется [на джихад] сам и со своим богатством, затем не возвращается ни с чем из этого» (Аль-Бухари).

Со слов Ибн Умара передано такое изречение Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

«Нет дней более великих, когда совершенные в них деяния более любимы Всевышнему Аллаху, нежели эти десять дней [месяца зуль-хиджа]. А посему множьте в них изречение тахлиль (Ла илаха илла Аллах) и такбир (Аллаху акбар) и тахмид (аль-хамду лиллах)» (Ахмад).

Виды деяний в эти десять дней

 
Первый

Совершение хаджда и умра, и это – лучшие из деяний, которые можно совершить. На их превосходство указывает целый ряд хадисов, один из которых – это изречение Пророка (мир ему и благословение Аллаха): 

«Совершение умры – искупление грехов, содеянных между нею и предыдущей умрой, и вознаграждение за хадж, принятый Аллахом, Всевышним, – не что иное, как Рай» (Аль-Бухари и Муслим).

 

Второй

Соблюдение поста в течение этих дней – столько дней, сколько сможете продержать, особенно в День Арафат. Акт соблюдения поста – это, несомненно, одно из лучших деяний, и он из числа того, что Аллах, Всевышний, избрал для Себя, как гласит хадис кудси:

«Соблюдение поста – для Меня, и именно Я даю за него вознаграждение. Воистину, ради Меня кое-кто отказывает себе в половой страсти, в пище и в питье …» (Аль-Бухари, Муслим и другие).

Также, со слов Абу Саида Аль-Худри переданы такие слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«Ни один слуга [Всевышнего Аллаха] не держит и одного дня поста на пути Аллаха ни для чего иного, кроме как дабы Всевышний Аллах, из-за него (т.е. поста) отвратил его лик от Ада на [расстояние] семидесятилетнего странствия» (Аль-Бухари и Муслим).

От Абу Катада мы узнаем, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Соблюдение поста в День Арафат будет зачтено Аллахом как прощение грехов предыдущего года и последующего года» (Муслим).

 

Третий

Такбир (Аллаху акбар) и зикр (пребывание с мыслью об Аллахе, поминание Аллаха посредством произнесения различных слов восхваления и прославления) в эти десять дней. Аллах говорит:

«… Славить имя Аллаха в установленные дни при [принесении в жертву] дарованную им скотину. Так ешьте их мясо и кормите обездоленного бедняка!» (Коран, 22:28)

Некоторые ученые это разъяснили так: это означает десять дней месяца зуль-хиджа, и они считают желательным более частый зикр в эти дни, основываясь на хадисе Ибн Умара, рассказанного Ахмадом, где сказано: «… посему множьте в эти дни тахлиль, и такбир, и тахмид».

Об Ибн Умаре и Абу Хурайре сообщено, что

«…оба они во время этих десяти дней выходили на людное место, произнося «Аллаху акбар», призывая и людей говорить это» (Аль-Бухари).

Исхак со слов ученых табиин (поколения преемников сподвижников Пророка) передает, что в эти десять дней они произносили такбир:

«Аллаху акбар, аллаху акбар. Ла иллаха илла Аллах, уа Аллаху акбар, Аллаху акбар, уа иллахи аль-хамд».

Усиление голоса при произнесении такбир на рынках, в домах, на улицах, в мечетях и других местах – это угодное Аллаху дело, как это явствует из изречения Всевышнего Аллаха:

«Ни мясо их, ни кровь их (т. е. жертвенных животных) не нужны Аллаху, Ему нужна лишь ваша набожность. Посему Он дал вам власть над жертвенными животными, чтобы вы величали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь» (Коран, 22:37)

Произнесение такбир на больших собраниях мусульман (т.е. когда все произносят такбир в один голос) недопустимо, ибо это не было передано нам от ранних поколений сподвижников и от тех, кто последовал их путем. Воистину, по сунне каждый должен произносить такбир индивидуально.

И это же в целом касается зикра и обращений с мольбой, за исключением тех случаев, когда человек не знает, что говорить. В таком случае он может повторять за кем-либо другим, покуда не выучит те слова, которые нужно произносить. Также допустимо предаваться зикру, используя все возможные фразы такбир, тахмид и тасбих, а также другие узаконенные религией ислам мольбы (из Корана и сунны).

 
Четвертый

Покаяние и воздержание от неповиновения и каких бы то ни было грехов, поскольку прощение и милость проистекают от содеянного. Неповиновение проистекает из-за отдаления от Всевышнего Аллаха и отказа от Него; повиновение же проистекает от близости к Всевышнему Аллаху и любви к Нему.

 
Пятый

Совершение многих добровольных праведных дел (нафл), связанных с поклонением, – таких как молитва (особенно в собрании мусульман), пожертвование, джихад, чтение книги Корана, внушение доброго и запрещение злого, и других подобных дел. Воистину, они из числа поступков, которые в эти дни приумножены. В течение этих дней даже менее предпочтительные поступки высоки и более любимы Аллаху, нежели высокие поступки, совершенные в другое время. Эти поступки превосходят даже джихад, а это одно из лучших деяний, – кроме как в случае тех, у кого убит конь и пролита кровь (т.е. он потерял в джихаде свою жизнь).

 
Шестой

В эти дни произнесение такбир предписано законом во все часы ночи и дня, до наступления времени молитвы Ид. Предписано также произнесение такбир после пяти обязательных молитв, совершаемых в коллективе.

Произнесение такбирата от восхода (фаджр) в День Арафат (9-е число месяца зуль-хиджа) для не совершающих хадж, и от полудня (зухр) Дня Жертвоприношения (10-е число месяца зуль-хиджа) для совершающих хадж, и продолжается вплоть до молитвы аср в последний день из дней ташрик (13-е число месяца зуль-хиджа).

 
Седьмой

Забой (удхиях) жертвенного животного также предписан на День Жертвоприношения (10 месяца зуль-хиджа) и в Дни ташрик (11, 12 и 13 числа). Это сунна нашего отца Ибрахима – когда Всевышний Аллах искупил великое жертвоприношение сына Ибрахима животным вместо него. Имеется достоверное сообщение о том, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) приносил в жертву двух рогатых баранов, черного и белого, и произносил такбир (Аллаху акбар), и ставил ногу им на бок (совершая их забой) (Аль-Бухари и Муслим).

 
Восьмой

Тот, кто задумывает совершить жертвоприношение, не должен обрезать себе волосы и ногти с первого дня месяца зуль-хиджа и до тех пор, пока он не принесет жертву. Со слов Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах) переданы такие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): 

«Коль вы видите хиляль (новую луну) зуль-хиджа и кто-то из вас хочет принести жертву, тогда он не должен отрезать (что-либо) от своих волос и ногтей» (Муслим и другие).

В одном из повествований он также сказал: 

«Тогда он не должен отрезать (что-либо) от своих волос, как и от своих ногтей, покуда не совершит жертвоприношение».

Возможно, что причина этого – уподобление с тем, кто приносит жертвенное животное для забоя в хадже, ибо Аллах, Всевышний, говорит:

«… Брейте ваши головы только после того, как пожертвование достигнет предназначенного места. А если у кого-нибудь из вас на голове болячка или рана, то можете брить голову [с самого начала], или же поститься [вместо этого], или же раздать милостыню и принести жертву» (Коран, 2:196)

Этот запрет очевидно касается лишь тех, кто совершает жертвоприношение, и не относится к жене и детям, покуда это не жертвоприношение за кого-либо из них конкретно. В мытье же головы или ее расчесывании нет ничего предосудительного, даже если волосы при этом могут выпасть.

 
Девятый

Мусульманину, который не совершает хадж, надлежит сделать все возможное, чтобы совершить молитву ид там, где ее совершают, присутствовать на хутбе и извлечь из нее пользу.

Мусульманин обязан знать мудрость предписания этого ид (исламского общественного празднества). Это день благодарения и совершения праведных дел. Поэтому мусульманин не должен делать его днем для уединения, гордыни и тщеславия. Он или она не должны делать его временем для неповиновения и приумножения запретных поступков – всего того, что сводит на нет добрые дела в эти дни месяца зуль-хиджа.

 
Десятый

После всего упомянутого понятно, что каждому мужчине и женщине в исламе надлежит извлечь для себя благо и пользу из этих дней, повинуясь Всевышнему Аллаху, поминая Его, благодаря Его, исполняя все неукоснительные обязанности и избегая запрещенного. Каждый мусульманин должен сполна извлечь для себя благо из этого времени раскрытия даров Аллаха, дабы обрести угоду своего Господа.

Воистину, Аллах, Всевышний, – Единственный, Кто дарует успех, и Он ведет по Прямому пути. И да будут благословения Всевышнего Аллаха и мир Мухаммаду, и его семье, и сподвижникам!

Шейх Абдуллах ибн Абдур-Рахман Аль-Джибрин, islamonline.net, islam.com.ua

0 комментариев

Оставить комментарий