19 Feb 00:42 avatar

Жемчужины Исламской цивилизации


Говоря о современных технологиях и научно-техническом прогрессе, хотим мы того или нет, на ум приходит именно Запад и европейская цивилизация. СМИ и учебники истории пестрят красивыми рассказами о достижениях западного мира, при этом, достижения мусульманских ученых, создавших для Европы почву для рывка вперед, попросту замалчиваются. Пусть европейцам не с руки гордится достижениями инородцев, но знаем ли мы сами об открытиях и достижениях наших исламских ученых, благодаря которым современный мир пользуется всеми имеющимися благами? Зная всех звезд шоу-бизнеса и спорта, знаем ли мы своих ученых, внесших великий вклад в прогрессивное развитие человечества и сможем ли мы завтра поведать о них своим детям?
В надежде восполнить пробел в этой сфере хотелось бы упомянуть несколько фактов из истории, которые помогут взглянуть на ход ее развития немного в ином свете. Ведь как говорится в одной африканской пословице: «Пока львы не возьмут контроль над историками, в истории так и будут прославляться охотники»(Из проповеди Шамиля Аляютдинова http://www.umma.ru/audio/full/958.mp3). 

Золотой век ислама
 или Исламское возрождение, — исторический период примерно с середины VIII по середину XIII века, в начале которого Арабский халифат был крупнейшим государством своего времени. В рамках халифата сложилось общемусульманское культурное пространство, которое продолжало существовать и после его распада. Благодаря этому, исламские учёные писатели и деятели искусства указанного периода внесли значительный вклад в развитие мировой науки и культуры. После распада Арабского халифата развитие исламской культуры ненадолго подхватывает персидское государство Саманидов, а впоследствии череда тюркских империй Газни, Караханидов, Тимуридов, Сельджуков, Хулагуидов. Говард Тернер пишет: «мусульманские художники и ученые, рабочие и князья вместе создали уникальную культуру, которая имеет прямое и косвенное влияние на каждом континенте».
При «Исламском Возрождении» развились математика, медицина, философия, физика, химия и другие науки. Исламская культура, простиравшаяся от южной Испании до Китая, вобрала в себя достижения ученых из самых разных национальностей и вероисповеданий. Она развивала знания египтян, греков и римлян, добившись прорывов, подготовивших почву для эпохи Возрождения.
Мусульманские учёные, художники, инженеры, поэты, философы и купцы внесли вклад в науку, экономику, литературу, философию, морское дело, сельское хозяйство, как сохраняя традиции прошлого, так и используя собственные изобретения. В эпоху правления Омейядов, а затем и Аббасидов учёные пользовались огромной поддержкой со стороны правителей. Практическое значение медицины, военной техники, математики помогало развитию Арабского халифата.
Универсальным языком науки стал арабский язык. Учёные из разных стран от Кордовы до Багдада и Самарканда имели возможность общаться на одном языке. В 9 веке правители Багдада проводили регулярные встречи (интеллектуальные маджлисы), во время которых богословы, философы и астрономы собирались, чтобы обсудить свои идеи.

В исламском мире при мечетях открывались медресе, где обучали не только религиозным, но и светским наукам. Многие медресе со временем превратились в университеты. Мусульманские правители организовывали научные центры, где учёные могли накапливать, развивать и обмениваться знаниями. Наиболее известный из таких научных центров — «Дом Мудрости» («Бейт аль-Хикма»), основанный халифом аль-Мамуном в 20-х годах IXвека. Кроме Багдада, центрами научной деятельности на средневековом Востоке в разные периоды его истории были: Каир, Дамаск, Бухара, Газна, Самарканд, Хорезм, Исфахан, Кордова и другие города. В 859 году принцесса Фатима аль-Фихри основала в Фесе (Марокко) первый современный университет. В университете, принимавшем как мужчин, так и женщин, было несколько факультетов и преподавалось множество дисциплин. 

ИншаАллаhпо этой теме мы рассмотрим разные области науки в историческом аспекте, и учёных-мусульман того времени.

link

1 комментарий

avatar
Современный исламский мир перестал уделять внимание научной жизни. Сейчас исследователи «Золотого века» арабской истории пытаются акцентировать свое внимание на достижениях прошлых лет, чтобы улучшить взаимоотношения Запада и Востока. Так, например, 4 июня 2009 г. даже господин Обама похвалил мусульман за их научный и культурный вклад в мировую историю: «Именно Ислам принес светоч знаний в Европу в период эпохи Возрождения и Просвещения. Мы переняли у них алгебру, магнитный компас и навигационные инструменты, у мусульман мы переняли медицину». 
Сравнивая эпоху рассвета Арабского Халифата и современное состояние арабских стран, разница несоответствия уровней развития шокирует. Историк Бернард Льюис в своей книге «Что не так?» отмечает: «На протяжении многих столетий исламский мир занимал ведущие позиции в развитии цивилизации и в сфере достижений». Профессор истории в Университете Оклахомы Джамиль Раджеп говорит, что влияние исламского мира на Запад проявляется даже в привычных словах, таких как алгоритм, алхимия, зенит, кофе, лимон и т.д.» 
Однако сегодня дух науки в исламском мире напоминает пустыню. По статистическим наблюдениям пакистанского физика Первеза Амирали Худбхоя, мусульманские страны на тысячу человек имеют 9 ученых, инженеров и техников. В этих странах 1800 университетов, но только в 312 из них есть ученые, которые публикуют свои научные статьи. Из 50 наиболее активных в науке университетов, 26 находятся в Турции, 9 – в Иране, по 3 в Малайзии и Египте, 2 – в Пакистане, а в Уганде, ОАЭ, Саудовской Аравии, Ливане, Кувейте, Иордании и Азербайджане всего по одному. 
Из 1 миллиарда 600 миллионов мусульман в мире лишь несколько ученых получили Нобелевскую премию. 46 мусульманских стран в совокупности составляют лишь 1% от научной литературы в мире. Испания и Индия делают намного больше вкладов в мировое развитие, чем все эти страны вместе взятые. 
Учитывая, что до XIII века арабы обладали передовыми научными знаниями, возникает вопрос, что пошло не так? Упадок не был резким, он шел постепенно в течение семи столетий.  

Оставить комментарий