18 Jun 14:00 avatar

Хадисы о целеустремленности

Исламская практика: Хадисы о целеустремленности

Берите свою жизнь в собственные руки и в собственное управление.


Оставьте психологию раба, способного лишь бездумно вкалывать либо бежать от своего хозяина и организовывать восстания. Берите свою жизнь в собственные руки, в собственное управление и на протяжении десятилетий не забывайте, что истинная свобода — это не криминал, не путь греха, а целенаправленный кропотливый, наполненный смыслом труд, причем каждодневный. Не забудьте поставить цель! И не предайте себя, начав ныть, жалеть себя любимого при первых же трудностях, болях и неприятностях. Чтобы достичь высокой цели, вы должны стать другим, а потому придется серьезно постараться, превращая свой неоформленный характер-алмаз в бесценный шедевр-бриллиант.
 
У имама аш-Шафи‘и есть очень хорошие строки:
 
«Если ты услышишь, что ставший счастливым через усердие и старание взял ветку,
а она в его руках зацвела и дала плоды, верь этому.
И если услышишь, что лишивший себя (труда и усердия; стараний и деятельности)
пришел к источнику воды, дабы испить ее,
а воды вдруг не стало, подтверди это».
 
Также в помощь вам напомню два важных хадиса, которые постоянно должны быть перед глазами, дабы вы не дали слабину, не спасовали перед самим собою.
 
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Вы не лишитесь Божественной благодати (милости Господа и благословения) до тех пор, пока не „согласитесь“ с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу; пока вам не надоест то, чем занимаетесь)». То есть как только человек останавливает свое движение по той или иной жизненной стезе из-за скуки или тоски, постигших его сердце, как только входит в состояние апатии и внутреннего разрушения, он начинает нести потери в перспективах, которые могли бы ожидать его в завтрашнем дне. Он со скрипом останавливается (в своей профессиональной деятельности; в работе над своим умом и телом; перестает уделять должное внимание детям, появляется безразличие к их воспитанию; он забывает о терпеливом отношении к окружающим и об обязательности пред Богом, например в выполнении минимума религиозной практики, и его мирские, а также вечные перспективы начинают видоизменяться, а на каком-то этапе просто рушатся. Он не проходит это душевное испытание и тем самым показывает свою несостоятельность в умелом использовании того, что его ожидало.

В другом похожем и также достоверном хадисе подчеркивается, сколь важно для более легкого преодоления периодов эмоционального спада и душевного томления иметь цель и оставаться, несмотря ни на что, целеустремленным: «Люди, вы обязаны иметь цель (стремление), вы обязаны иметь цель (стремление) [если намерены чего-то существенного достичь в этой земной жизни в духовном, интеллектуальном, физическом или материальном плане! Обозначайте цели и действуйте!] Поистине, Аллах (Бог, Господь) не лишит вас Божественной благодати (милости Его и благословения) до тех пор, пока не „согласитесь“ с чувством скуки (душевного томления, не пойдете у него на поводу; пока вам не надоест то, чем занимаетесь)».
 
*
 
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если тебя что-то мучает в душе [появляются ввергающие в страх и растерянность мысли; пробуждается, например, ненависть, сомнения, подозрения или одолевает апатичное, депрессивное состояние], тогда избавься от этого (выбрось) [из головы; игнорируй, и оно само собой пропадет. Займись тем, что полезно в земной перспективе, в вечной, и в чем ты уверен. Думай о хорошем!]».
 
*
 
Пророк Мухаммад сказал: «Упорядоченность (когда сосредоточен на главном; задумываешься о последствиях; своевременно принимаешь меры; управляешь собственной жизнью) — это половина [успеха и благополучия в земной] жизни.
 
[Научиться] вызывать любовь [в высоком понимании этого слова, вызывать уважение] (симпатию) [у других] — половина разума [то есть научиться этому и стать тем, кого есть за что уважать, — значит научиться правильно анализировать происходящее, переводя затем в добро и созидание, а не во зло и разрушение].

Тревоги (беспокойства) — половина старения [вдвое ускоряют процесс дряхления]».
 
*
 
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Сильный [физически, интеллектуально, духовно] верующий более хорош пред Богом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них [по наличию веры] есть благо. Будь [о человек] предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо и польза [как мирские, так и вечные]. Проси Всевышнего о помощи [как молитвами, душевным настроем, так и используя законы, закономерности, установленные Творцом] и не проявляй слабости [не падай духом, не опускай руки, иди до конца]! Если уж постигло тебя что-то [нежеланное], то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны [помогает его вмешательству, вторжению в настроения и дела твои]. Но скажи: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им».
 
Когда произошло нечто неприятное и верующий уже не в силах что-либо изменить, кроме как сделать выводы на будущее, он, стараясь сохранять спокойствие и уравновешенность, говорит: «Господь определил и желаемое Им сделал».

 

Шамиль Аляутдинов, umma.ru

0 комментариев

Оставить комментарий