9 Sep 21:57 avatar

Что делать, если запутался в молитве (Саджда Саху)

Исламская практика: Что делать, если запутался в молитве (Саджда Саху)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Наверное у многих во время молитвы бывает так, что их мысли совсем не о молитве (это надо менять иншаАллаh) и они забывают, сколько ракаатов сделали, 2 или 3. Или же случайно делают 5-й ракаат, или пропускают ташаххуд1. Что делать в таком случае? Начинать заново или же есть другой путь?

У меня часто случается подобное. Но так как у меня нет знаний об исламе, я составил данную статью на основании двух других, и не могу быть уверенным в их правильности:

Sunnaonline.com — The prostration of forgetfullness (Sajda Sahu),

whyislam.ru — в каких случаях надо делать два суджуда перед концом молитвы.

Призываю всех, кто имеет знания по данному вопросу, исправить и дополнить данную статью.


Саджда ас-саху - два дополнительных земных поклона, которые совершает молящийся для возмещения ошибок, совершённых по причине забывчивости (ас-саху), ненамеренно.

Саджда ас-саху делается по трём причинам: добавление чего-то лишнего в молитву (аз-зияда), упущение чего-либо (ан-накс) и сомнения (аш-шак). Далее рассмотрим эти причины по отдельности:

1. Добавление лишнего в молитву

Если человек во время молитвы намеренно совершает на один поклон больше, садится или встает в молитве больше раз, чем необходимо, то его молитва недействительна. Если же это произошло случайно, он должен совершить саджда ас-саху.

Например: а)человек прочитал зухр пять ракатов, и вспомнил только тогда, когда был в ташаххуде. Тогда он дочитывает ташаххуд и другие мольбы, которые идут после него, затем произносит приветствие и делает суджуд ас-саху, после чего опять произносит салям.

б)А если же он вспомнил, что сделал излишек в намазе только, после произнесения саляма, то он совершает суджуд ас-саху и произносит слова приветствия.

в)Но если он вспомнил излишек тогда, когда он находился в пятом ракате, читая суру, то он садится, не смотря, в каком положении он находился, и читает ташаххуд и другие мольбы, которые идут после него, затем произносит приветствие и делает суджуд ас-саху, после чего произносит приветствие.

Довод этому является хадис, которые передали имам Бухари и имам Муслим от Абдуллы ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует), прочитал зухр пять ракатов. После чего ему сказали: «Разве намаз был прибавлен?». Затем он (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Что случилось?». Ему сказали: «Ты прочитал пять ракатов». После чего он (да благословит его Аллах и приветствует), сделал суджуд ас-саху, затем произнес приветствие.

г)Кроме того, приветствие в правую и в левую сторону, не закончив полностью намаз, считается излишком в намазе. Если молящийся умышленно произнес приветствие, не докончив полностью намаз, то намаз в таком случае не действительный. А если он забыл и вспомнил только после длительного времени, то он заново прочитывает намаз. Но если он вспомнил после небольшого времени, как две или три минуты, то он дочитывает намаз, после чего произносит приветствие, затем совершает суджуд ас-саху и произносит  приветствие.

Довод этому служит хадис, которые передали имам Бухари и имам Муслим от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует), молился с ними зухр или аср, после чего, не докончив намаз произнес приветствие на втором ракате. Затем быстро вышел из дверей мечети, после чего они сказали: «Намаз уменьшился». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стоял около бревна мечети, опираясь на нее, как будто был сердитый. После чего стал мужчина и сказал: «О, посланник Аллаха! Ты забыл или намаз был сокращен?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Не забыл, и не был сокращен». Мужчина сказал: «Да, вероятно ты забыл». После чего пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал сподвижникам: «Правда ли то, что он говорит?». Они сказали: «Да». Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), вернулся и дочитал то, что оставил из своего намаза, после чего произнес приветствие. Затем совершил суджуд ас-саху и сделал салям.

2. Упущение столпов (рукнов) молитвы

 Если человек пропускает один из рукнов намаза, то если это первый такбир (Аллаhу Акбар), его молитва не будет считаться начатой, независимо от намерения, надо начать сначала. Если же он пропустил что-то иное(земной поклон, поясной поклон, сидение) намеренно, то молитва также не засчитывается.

а)Если же упущение произошло по забывчивости, то когда молящийся в следующем ракаате доходит до того места, где ошибся, то он совершает этот ракаат как следует, и аннулирует ракаат, в котором совершил упущение, затем полностью завершает молитву.

б)Если же он вспоминает об упущении не успев дойти до аналогичного места в следующем ракаате, он возвращается к месту упущения, совершает тот рукн (столп молитвы), который упустил, и продолжает молитву до конца. 

В обоих случаях ему будет необходимо совершить саджда ас-саху после приветствия, а затем снова сделать приветствие.

Например: 

Первый случай: Человек забывает совершить второй земной поклон в первом ракаате, но он вспоминает об этом только когда сидит между первым и вторым земным поклоном во втором ракаате. В таком случае он не должен засчитывать первый ракаат, и в качестве первого засчитается второй ракаат. Затем он продолжает молитву в обычном порядке, делает приветствие, затем саджда ас-саху и снова приветствие.  

Пример второго случая: человек забывает второй земной поклон в первом ракаате, но вспоминает об этом когда поднимается с руку (поясного поклона) во втором ракаате. В таком случае он возвращается в то место, которое упустил, т.е. совершает пропущенный земной поклон и продолжает молитву с того момента. Завершив молитву, он делает приветствие, затем саджда ас-саху и снова приветствие.  

Упущение необходимых элементов молитвы (ваджибов)

 а) Если человек намеренно пропускает один из элементов молитвы, то она не засчитывается. Если же это происходит по забывчивости, и он вспомнил об упущенном не изменив своего положения, он спокойно может совершить забытый элемент молитвы и продолжить её.

б) Если же он вспомнил об упущении уже после изменения своего положения, но не приступив к совершению следующего элемента молитвы, то он возвращается в исходное положение для совершения пропущенного элемента. Завершив молитву, он делает приветствие, затем саджда ас-саху и снова приветствие. 

в) Если же он вспомнил об упущении после того, как начал совершать следующий элемент, то он продолжает молитву и совершает саджда ас-саху до приветствия.

Например:

Человек после второго земного поклона на втором ракаате начал подниматься на третий ракаат, забыв прочесть первый ташаххуд, после чего он вспомнил до того, как подняться на третий. То воистину, такой человек утверждается сидя и читает ташаххуд. Затем дочитывает намаз, не делая суджуд ас-саху.

Если же молящийся вспомнил тогда, когда начал подниматься, но ещё не встал полностью (не выпрямился) на третий ракаат то он должен вернуться, совершить ташаххуд. Затем он дочитывает свой намаз и делает приветствие, затем суджуд ас-саху и снова приветствие. 

В случае, если молящийся вспомнил тогда, когда поднялся на третий ракат и начал читать уже суру, то у такого человека отпадает ташаххуд, он дочитывает свой намаз и делает суджуд ас-саху до того, как даст приветствие. 

Довод этому является хадис от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые передали имам Бухари и имам Муслим от Абдуллы ибн Бухайна (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) молился с ними зухр (полуденная молитва), не читая ташаххуд на втором ракате, сразу поднялся на третий ракат. Люди поднялись за ним тоже. Затем, когда он дошел до четвертого раката и начал читать ташаххуд и другие мольбы, которые идут после него (ташаххуд), то люди ждали, когда он произнесет приветствие (салям). После чего он, не давая саляма, произнес такбир (Аллаху Акбар) и сделал суджуд ас-саху до того, как произнести салям. Затем произнес салям.

3. Сомнения (Шак)

Сомнения  — это неуверенность в том, что из совершённого наиболее вероятно. Сомнения не берутся в расчёт при совершении поклонения в трёх случаях:

1. Когда сомнения являются самообманом, не связаны с реальными действиями. Как наущения шайтана.

2. Сомнения имеют место очень часто. Настолько, что без них не проходит ни один акт поклонения.

3. Сомнения, которые появляются после завершения акта поклонения, также не принимаются в расчёт, если человек в них не уверен. Если же уверен(т.е. сомнения обоснованны), то ему необходимо предпринять соответствующие действия. 

Например: Человек завершил молитву зухр, после чего засомневался в количестве прочитанных ракаатов, 3 или 4. Ему не стоит обращать внимание на сомнения, кроме как если он будет уверен, что прочёл 3 ракаата. В таком случае, если после молитвы прошло не много времени, он завершает её. Дочитав последний четвертый ракат, он произносит приветствие, затем совершает суджуд ас-саху, после чего опять произносит приветствие. Если после молитвы прошло уже много времени, то необходимо совершить её заново.

Что касается остальных случаев, когда сомнения берутся в расчёт:

а) Если молящийся засомневался, но знает, какой из двух вариантов наиболее вероятный, то он берет, что считает у себя наиболее вероятным. Затем дочитывает свой намаз, произнеся приветствие, после чего совершает суджуд ас-саху и произносит салям. 

Например: Человек совершает молитву зухр, после чего засомневался в ракаате, второй ли это или третий, однако наиболее вероятный у него то, что это третий ракаат. То воистину, он делает его – третьим. Дочитав последний четвертый ракаат, он произносит приветствие, затем совершает суджуд ас-саху, после чего опять произносит приветствие.

Довод этому является хадис, которые передали имам Бухари и имам Муслим со слов Абдуллы ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) который рассказывал о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас засомневался в своем намазе, пусть ищет правильное, затем дочитывает намаз. После чего пусть произнесет приветствие и совершит суджуд ас-саху».


б) Если молящийся засомневался, не зная, какое дело наиболее вероятное, то он берет то, в чем глубоко убежден, а это – самое меньшее. Затем дочитывает намаз и делает суджуд ас-саху до того, как произнесет салям, после чего произносит салям.

Например: Человек читает намаз аср (послеполуденная молитва), затем засомневался в ракате, второе ли это или третье? И не знает, какой наиболее вероятный, второе или третье? То воистину, он делает его вторым, читая первый ташаххуд. Затем дочитывает два раката и делает суджуд ас-саху, после чего произносит приветствие.

Довод этому служит хадис, который передал имам Муслим от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас засомневался в намазе и не знает, сколько прочитал три ракатов или четыре? Пусть оставит сомнение и основывается на том, в чем убежден. Затем пусть совершит суджуд ас-саху до того, как произнесет салам».

в) Или человек засомневался, присоединился ли он к имаму тогда, когда он (имам) был в руку (в поясном поклоне) или он не успел присоединиться. И он не в состоянии определить, какой из них наиболее вероятный. То он основывается на том, в чем убежден, а это то, что он не успел присоединиться. Затем, он завершает молитву и совершает суджуд ас-саху до того, как произнесет приветствие. После чего произносит слова приветствия.

Что делать, если допущено более 1 ошибки?

Что касается того, когда объединяются сразу два забвения, одно забвение произошло в том месте, где нужно совершить суджуд ас-саху до произношении приветствия, а другое произошло в том месте, где нужно совершить суджуд ас-саху после произношении приветствия, то ученые говорят, что в таком положении, суджуд ас-саху в основном совершают до произношении приветствия.

Например: Человек читает намаз зухр, затем, не читая первый ташаххуд на втором ракаате, стал на третий ракат. После чего сел на третьем ракаате, думая, что это второй ракаат. Затем вспомнил, что он на третьем ракаате. То воистину, он встает и дочитывает последний четвертый ракат и делает суджуд ас-саху, после чего произносит приветствие.

Этот человек оставил первый ташаххуд, у которого суджуд ас-саху совершается до приветствия. Также он сидел на третьем ракате, излишествуя в сидении, у которого суджуд ас-саху совершается после приветствия. В таком положении в основном суджуд ас-саху совершается до приветствия. А Всевышнему ведомо лучше.

О том, как совершают суджуд ас-саху те, которые следуют за имамом

Если имам забыл, то является обязательным для тех, которые следуют за имамом, следовать за ним в суджуде ас-сахуа. Так как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, имам для того, чтобы следовали за ним, не противоречите ему. Если он произнесет такбир (Аллаху Акбар), то и вы произнесите его. Если он совершит руку’ (коленопреклонение), то и вы совершите. Если он скажет: «СамиаЛлаху лиман хамида» то скажите: «Раббана уа лякаль хамд». Если он совершит суджуд (земной поклон), то и вы совершите его. Если же он будет молиться сидя, то и вы все молитесь сидя». Имам Бухари (657) и имам Муслим (412).

Независимо от того, совершит имам суджуд ас-саху до саляма или после, то является обязательным для тех, которые стоят за ним, следовать за имамом, кроме того, кто опоздал и упустил часть намаза. Он не следует имаму в суджуде ас-саху, так же, как не произносит приветствия с имамом, так как он опоздал и упустил часть намаза. Поэтому он совершает то, что упустил и произносит приветствие. Затем совершает суджуд ас-саху, и потом произносит приветствие.

Например: Человек присоединился к имаму на последнем ракате тогда, когда имаму надлежит совершить суджуд ас-саху после саляма. Когда имам произнесет салям, то пусть он (человек, который присоединился к имаму на последнем ракате) станет и совершит то, что упустил, не делая суджуд ас-саху с имамом. Затем, если он завершил то, что упустил, то произносит приветствие и совершает суджуд ас-саху.

Если человек, молясь за имамом, забыл произнести какие-то мольбы, но при этом не упустил ничего из ракатов, то нет на нем суджуда ас-сахуа. Поскольку, если он совершит суджуд ас-саху, то этим самым он противоречит имаму и нарушает следование. Так как сподвижники (да будет доволен ими Аллах) оставили первый ташаххуд в то время, когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) забыл его прочитать на втором ракате. Но, не смотря на это, сподвижники поднялись вместе с ним, соблюдая следование и отсутствие противоречия.

Но если человек, молясь за имамом, упустил что-то из ракатов и забыл произнести какие-то мольбы, то не отпадает от него суджуд ас-саху.

Например: Человек, молясь за имамом, забыл произнести: «субхана раббийял ‘Азым» в руку’, и ничего не упустил из намаза, то нет на нем суджуда ас-сахуа. Но если упустил что-то из намаза, как один ракат или больше, то совершает суджуд ас-саху до того, как произнесет приветствие.

Прошу Аллаха, чтобы Он нам помог в понимании Его Книги и сунны Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). И помог, чтобы мы явно и тайно совершали дела в соответствии с тем, что требует от нас Его Книга и сунна Его пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и прошу Его, чтобы Он сделал наш конец благим.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Сноски:

1. Ташаххуд  — «Ат-тахияяту лил-ляяхи вас-салаваату ват-тойибаат,
Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,
Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссаалихийн,
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь»

«Приветствия, молитвы и все благие дела принадлежат только Всевышнему.

Мир тебе, о Пророк, милость Божья и Его благословение.
Мир нам и благочестивым рабам Всевышнего.
Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — раб Его и Посланник»

Другие источники по данному вопросу:

  • http://www.info-islam.ru/publ/religija/voprosy_fikkha/zemnoj_poklon_sovershaemyj_pri_dopushhenii_oshibki_v_samoj_molitve/12-1-0-176
  • http://darulhadis.ws/audiolektsii/fikh/fatkh-ul-allyam-bulug-ul-maram/bulug-narezki-vopr/namaz-vopr/129-sajda
  • https://islam-forum.ws/viewtopic.php?f=78&t;=9913 — здесь всё описано понятно и кратко.

2 комментария

avatar

Шайтан не дремлет и постоянно наущает на разные мысли во время намаза, в результате чего совершаются ошибки. Но когда понимаешь, что ты молишься Всемогущему Аллаху, Творцу всего и вся, невольно сосредотачиваешься и спокойно и прилежно оканчиваешь молитву.

avatar

Очеь важный вопрос.

Оставить комментарий