17 Sep 16:19 avatar

Когда согрешивший лучше

Исламская практика: Когда согрешивший лучше
Увлеченность поклонением и религиозными науками приносит человеку большую пользу.

Молитва наполняет сердце смирением и кротостью, помогает прощать и находить оправдание, делать добро и любить. Но только по-настоящему влюбленный продолжает замечать и ценить самое прекрасное в том, что он полюбил. Он предается своему Любимому и всецело покоряется Ему. Если же настоящей любви нет, а человеком движут эмоции или желание не отстать от товарищей, то со временем поклонение, как и любое другое занятие, превращается в нечто обыденное. Молящийся ценит его как свой образ жизни, ревностно защищает его перед другими, а сам относится к нему без особого трепета.

Разве вы не видели богомольцев, которые часами сидят в мечетях, но не испытывают благоговения перед ними? В мечетях они ведут себя так, как только непочтительные дети могут вести себя в присутствии родителя, громко переговариваются и смеются, когда люди вокруг молятся и поминают Аллаха. Среди них есть такие, которые заучивают Коран наизусть, и такие, которые изучают тонкости шариата с доводами из Корана и Сунны. Но эти знания не превращают их души в благоухающие сады, а лишь рождают в них высокомерие. Они выставляют свои знания напоказ, чтобы привлечь к себе внимание и собрать вокруг себя сторонников.

Будто исполнилось еще одно пророчество нашего посланника, мир ему и благословение Аллаха: «В конце времен появятся люди, которые будут усаживаться в круг в мечетях, но их целью будут мирские блага. Не садитесь вместе с ними, потому что Аллах не нуждается в них». Ибн Хиббан, ат-Табарани и Ибн ‘Ади передали этот хадис со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, и он усиливается похожим хадисом, переданным аль-Хакимом со слов Анаса ибн Малика.

Как же велика ненависть шайтана к тем, кто уверовал и поклоняется Аллаху! Если ему не удается ослабить их решимость, то он открывает перед ними двери к добрым делам, чтобы заманить их в свои силки с другой стороны. Он пугает их наказанием Аллаха и заставляет забыть о Его милости. Он дует в их сердца и преувеличивает значение их молитв и постов, добиваясь от них безразличного отношения к другим обязанностям. А потом он внушает им, что они на особом счету у Всевышнего, но люди вокруг не понимают этого. Он возбуждает в них презрение к тем, кто ослушается и оступается, даже когда те молят Аллаха о прощении.

Мы видим, как такие люди обольщаются своим поклонением и забывают делать добро. Они соблюдают заповеди, но не размышляют над их духовной сущностью. Призывая на путь Аллаха, они будто призывают к подражанию себе. В их словах и поведении нет той мягкости, которая сближает сердца и топит лед недоверия. Они позорят тогда, когда нужно покрыть недостатки, и отдаляют тех, кого нужно привлечь, и усложняют там, где нужно облегчить. Они словно берут на себя полномочия Всевышнего, выносят приговоры за Него и отказывают людям в Его милости. Они осуждают и клеймят, забывая о том, что Аллах ищет оправдание для людей, прощает и любит прощать. Знамения Божьи лишились святости в их глазах прежде, чем благочестие укоренилось в их сердцах.

Если ты попытаешься достучаться до их сердец, то скорее всего наткнешься на стену непонимания. Если ты предложишь им поразмыслить над тем, что они говорят, они откажутся размышлять. Если даже ты приведешь им неопровержимые доводы, они все равно не примут их от тебя, потому что им удобнее смотреть на мир через собственную призму, не задаваясь вопросами, которые могут поставить под сомнение их исключительность.

Порой кажется, что шайтан перестает наущать таких людей в делах религиозных. Он не мешает им подниматься на молитву, собираться в мечети и читать Коран. Он довольствуется тем, что они пренебрегают своими семьями и своими обязательствами перед людьми. Но если шайтану предоставляется случай, он подводит их к уничижающему греху, который ломает им жизнь и разбивает их надежды. Разочаровывавшись в себе или в выбранном пути, они могут полностью отвернуться от веры, если Аллах не поддержит их в такую минуту. Недаром говорят, что грешить и просить прощения лучше, чем не грешить вовсе и обольщаться собой.

Как же важно не просто встать на прямой путь, но пройти им до конца! Удается это лишь тем, кто понял суть и увидел картину целиком, кто соразмерил свои устремления со своими возможностями и поступает в соответствии с приобретенными знаниями. Удается это только благодаря милости Всевышнего и Его заботе. А тем, кто не преуспел благодаря своим деяниям, не помогут ни амбиции, ни мечтания.

Эльмир Кулиев, Электронный минбар

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.