1 Feb 00:28 avatar

Суть ростовщичества и его виды

Религия Ислам уделила внимание всем аспектам жизни человека. Как Священный Коран, так и Пречистая Сунна, помимо вопросов поклонения Всевышнему, не обошли стороной и сферу взаимоотношений, которые складываются между людьми, в частности, торгово-финансовые отношения. Предписания Ислама чётко разъяснили для людей общие правила ведения торговли. Один из таких общих принципов содержится в аяте Священного Корана, в котором говорится: «… Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество …» (сура «Корова», 275). Учитывая тот факт, что явление риба, к сожалению, получило широкое распространение среди мусульман, появилась необходимость разъяснить суть этого греха и его виды.   
 
Определение ростовщичества.
 

Термин ростовщичество представляет собой перевод арабского слова «риба», что в своей лингвистической основе означает «надбавка», «прирост». 
В религиозной терминологии богословов под словом «риба» подразумевается обусловленная[1] и необоснованная[2] с точки зрения Шариата надбавка, которую получает одна из сторон сделки[3]. Также некоторые учёные упомянули, что «риба» представляет собой недействительную сделку по причине особого обстоятельства вне зависимости от того, есть ли в ней надбавка или нет. Так, например, продажа дирхамов за динары с отсрочкой платежа также считается ростовщичеством, несмотря на отсутствие надбавки в данной сделке[4]. Таким образом, ростовщичество в определении учёных по исламскому праву включает в себя две составляющие: надбавку и отсрочку. И поэтому они выделяют ростовщичество надбавки (риба аль-фадль) и ростовщичество отсрочки (риба ан-наси’а).
 
Доводы, указывающие на запрет ростовщичества.
Ростовщичество – одно из семи смертных грехов. Всевышний Аллах в Священном Коране из всех грешников объявил войну только ростовщикам. Кроме того, риба была запрещена также и в предыдущих Писаниях. «…А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им [иудеям в предыдущих Писаниях]…» (сура «Женщины», 161).
На запрет ростовщичества указывают Коран, Сунна и единогласное мнение учёных. Всевышний Аллах сказал: «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого дьявол поверг своим прикосновением.… Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно. Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неверующих грешников»(сура «Корова», 275-276). Ас-Сарахси (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Всевышний Аллах упомянул пять видов наказания, уготованного для ростовщиков.
Во-первых, такой человек будет повержен от прикосновения дьявола.
Во-вторых, уничтожение того, что было заработано при помощи ростовщичества. Таким образом, риба лишена блага и выгоды, так что ни сам человек, ни его потомки не смогут получить от неё пользы.
В-третьих, Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) объявляют ростовщику войну. «Но если вы не сделаете этого (не оставите риба), то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну» (сура «Корова», 279).
В-четвёртых, неверие. «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» (сура «Корова», 278)». Также Всевышний сказал: «Аллах не любит всяких неверующих (, разрешающих запретное) грешников (, пожирая лихву)» (сура «Корова», 276).
В-пятых, вечное пребывание в аду».  
Кроме того, Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере» (сура «Семейство Имрана», 130). Этот аят был ниспослан в отношении ростовщичества, распространённого в доисламский период невежества, когда кредитор говорил: «Прибавь денег, и тогда я дам тебе отсрочку»[5]. Иногда это приводило к тому, что человек, будучи не в состоянии рассчитаться за ничтожную мелочь вовремя, становился, в конце концов, должным всё своё имущество.

Что касается Сунны, то сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Избегайте (совершения) семи губительных (грехов)». (Люди) спросили: «О Посланник Аллаха, а что это (за грехи)?» Он сказал: «Поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, ростовщичество, поедание имущества сироты, отступление в день наступления и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о подобном». (Привели Аль-Бухари и Муслим). Кроме того, сообщается, что Джабир ибн Абдулла (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял пожирающего ростовщичество, того, кто кормит им, писца (, который записывает ростовщический договор) и двух свидетелей. И он сказал: «И все они равны»». (Эту версию привёл Муслим, передаваемую от Джабира (да будет доволен им Аллах), (1598), также привели Ат-Тирмизи, Ибн Маджа от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), имам Ахмад от Али (да будет доволен им Аллах), однако, у Абу Дауда, Ан-Насаи, слово «свидетель» приводится в единственном числе).

Также мусульманские учёные единогласно сошлись на мнении, что ростовщичество запрещено. После того, как верующий узнал всю опасность ростовщичества, он обязан знать о том, в чём заключается этот грех и каким образом он проявляется. Поэтому, передаётся от праведных предшественников нашей общины, что они предостерегали от занятия торговлей до тех пор, пока человек детально не изучит вопросы, связанные с ведением торгово-финансовых отношений, для того, чтобы не впасть в ростовщичество. Так сообщается, что Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Пусть не торгует на наших рынках тот, кто не обладает правильным пониманием в религиозных вопросах (фикхом), в противном случае он станет есть из ростовщичества».

Виды ростовщичества.
Тема ростовщичества считается одной из сложных. И поэтому существует разногласие среди учёных по многим аспектам этого вопроса, в том числе и по поводу вида ростовщичества, о запрете которого упоминается в Священном Коране в следующем аяте: «Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (сура «Корова», 275).
Первое мнение. Некоторые учёные маликитского мазхаба, а также ханбалитские правоведы, считают, что под ростовщичеством, о котором упоминается в вышеприведённом аяте, подразумевается вид ростовщичества, известный во времена доисламского невежества, а именно, ростовщичество, связанное с долгами.
Второе мнение. Слово «риба», использованное в этом аяте включает в себя все виды ростовщичества, даже те, о которых не знали во времена доисламского невежества, и о запрете которых приводится в Сунне. Так считал Ибн Аль-Араби – один из учёных маликитского мазхаба.
Третье мнение. Учёные ханафитского мазхаба считали, что вышеприведённый аят обобщённый, и Сунна подробно разъяснила его.
Таким образом, несмотря на то, что вышеприведённый аят был ниспослан в отношении ростовщических видов сделок доисламского периода невежества, он также запрещает риба во всех её проявлениях.  
Что же касается классификации ростовщичества, то учёные разделились в этом вопросе на две группы.
Первая группа. Подавляющее большинство учёных подразделяют ростовщичество на два вида:
1 — ростовщичество излишка;
2 — ростовщичество, связанное с отсрочкой.
Вторая группа. Некоторые учёные рассматривают ростовщичество шире и делят на два больших вида:
1 — Долговое ростовщичество  (риба ад-дуюн), которое включает в себя: кредитное ростовщичество (риба аль-куруд), и ростовщичество, связанное с долговыми обязательствами в момент их погашения.
2 — Торговое ростовщичество, которое включает в себя  ростовщичество излишка и ростовщичество, связанное с отсрочкой.
Между этими двумя видами ростовщичества существует разница. Во-первых, долговое ростовщичество запрещено непосредственно по своей сути, в то время, как торговое ростовщичество запрещено из-за того, что оно является причиной, приводящей к первому виду риба. Во-вторых, долговое ростовщичество может проявляться во всех предметах без исключения в отличие от торгового вида, риба в котором происходит только в определённых категориях имущества.


[1] Имеется в виду, что надбавка обуславливается при подписании договора или при сделке
[2] Имеется в виду, что надбавка не является возмещением за что-либо из того, что установлено в Шариате.
[3] Это определение дал Шамс аль-Аима Мухаммад ибн Ахмад Ас-Сарахси в своей книге «Аль-мабсут».
[4] «Аль-Ихтияр ли та’лиль аль-мухтар», Абдулла ибн Махмуд Аль-Мусыли Аль-Ханафи, 2/30.
[5] Об этом упомянули многие учёные по тафсиру, такие, как Ибн Джарир Ат-Табари в своём тафсире «Джами’ аль-байян фи та’уиль аль-Кур’ан», 7/204; Аль-Куртуби в своей книге «Аль-джами’ ли ахкам аль- Кур’ан», 4/202.
Марат Вахитов, 
член Совета по исламскому праву ЦРИЭФ

1 комментарий

avatar
Спасибо, хорошая статья!

Оставить комментарий