27 Apr 02:00 avatar

Основные правила Мушарака

Исламская экономика: Основные правила Мушарака
Мушарака — партнерство согласно нормам Ислама.

Мушарака, или ширкат-уль-амвал, – это отношения, установленные сторонами путём взаимного договора. Поэтому должны безусловно соблюдаться все необходимые условия для действительности договора. Например, стороны должны обладать правоспособностью для заключения договора, договор должен заключаться на основе добровольного согласия сторон, без какого-либо принуждения, обмана или введения в заблуждение и тому подобное.

Но есть определённые условия, которые свойственны исключительно договору мушарака. Они резюмированы ниже.

Распределение прибыли
Пропорция распределения прибыли между партнёрами должна быть согласована во время заключения договора. Если подобная пропорция не определена, контракт не является действительным с точки зрения шариата. Прибыль для каждого из партнёров должна определяться как доля от общей прибыли, фактически полученной от бизнеса, а не как процент от изначально инвестированного партнёром капитала.

Не допускается установка определённого размера прибыли для любого из партнёров или какой-либо ставки прибыли, определяемой исходя из размера его инвестиций. Следовательно, если А и В вступают в партнёрство и между ними достигнута договоренность, что А предоставляется 10 тысяч рупий в месяц как его доля в прибыли, а остальное пойдет к B, партнёрство является недействительным. Аналогичным образом: когда соглашение заключается в том, что А будет получать 15 % от вложенных им инвестиций, договор будет недействительным.

Надлежащей основой для распределения должна быть согласованная доля фактической прибыли, получаемой бизнесом. Если фиксированная сумма или определенный процент от инвестиций были согласованы между партнёрами, то необходимо, чтобы в договоре было чётко указано, что это будет обусловлено окончательным расчетом в конце периода. Это означает, что любая сумма, полученная таким образом кем-то из партнёров, будет считаться «в счет будущих поступлений» и будет относиться к действительному доходу, который причитается партнёру в конце периода. Если в действительности прибыль не была получена или была получена в меньших размерах, чем ожидалось, сумма, полученная партнёром, должна быть возвращена.

Ставка распределения прибыли
Является ли обязательным, чтобы доля в прибыли, причитающаяся каждому из партнёров, соответствовала доле вложенного им капитала? По этому вопросу среди исламских правоведов существуют разногласия. По мнению имама Малика и имама аш-Шафии, для действительности мушарака является обязательным, чтобы каждый из партнёров получал такую долю прибыли, которая была бы в точности пропорциональна размеру его инвестиций. Следовательно, если лицо А инвестирует 40 % в общий капитал, то оно должно получать 40 % от общей прибыли.

Любое противоречащее этому соглашение, которое наделяет его правом получать больше или меньше 40 % от общей прибыли, делает мушарака недействительной в шариате. С другой стороны, по мнению имама Ахмада, доля в прибыли может отличаться от доли в инвестированном капитале, если это согласовано между сторонами по доброй воле. Следовательно, дозволенно, чтобы партнер, который вложил 40 % в общий капитал, получал 60 % или 70 % от общей прибыли, в то время как другой партнер, вложивший 60 % капитала, получал 40 % или 30 % от общей прибыли.
Третье, компромиссное, мнение представлено имамом Абу Ханифой. Он утверждает, что доля в прибыли может отличаться от доли в общем объеме инвестиций при обычных обстоятельствах. Однако, если какой-либо из партнёров поставил в качестве условия то, что он никогда не будет принимать участие в работе для мушарака и будет оставаться «спящим» партнёром на весь период мушарака, то в этом случае его доля в прибыли не может быть выше его доли в общем объеме инвестиций.

Распределение убытков
Относительно убытков все исламские правоведы единогласны во мнении, что каждый партнер должен принимать их на себя строго в соответствии с долей его инвестиций. Следовательно, если партнер инвестировал 40 % от общего капитала, то он должен принять на себя 40 % убытков, не больше, не меньше, и любое условие, противоречащее этому, делает контракт недействительным. Это мнение единогласно принято всеми правоведами.

Таким образом, по мнению имама аш-Шафии, ставка доли, как в прибылях, так и в убытках, должна полностью соответствовать его доле в инвестициях. Как считают имам Абу Ханифа и имам Ахмад, доля в прибыли может отличаться от доли в инвестициях в соответствии с соглашением партнеров, однако убыток должен распределяться между ними строго в соответствии с долей капитала, инвестированной каждым из них. Этот принцип упоминается в известном высказывании:
«Доход определяется по соглашению сторон, но убыток всегда обусловлен долей в инвестициях».

Большинство исламских правоведов считают, что капитал, инвестируемый каждым партнёром в бизнес, должен быть представлен в ликвидной форме. Это означает, что контракты мушарака должны основываться на вложении денег, а не товаров. Другими словами, долевой капитал совместного предприятия должен иметь денежное выражение. Ни одна часть долевого капитала не может быть представлена в натуральном выражении. Однако по этому вопросу имеются и иные точки зрения.

1. По мнению имама Малика, не является обязательным условием для контракта мушарака, чтобы капитал был представлен в денежной форме. Допустимо, чтобы участник делал вклад в натуральной форме, но его доля должна быть определена в денежном эквиваленте, согласно рыночным ценам на момент заключения контракта. Такого же мнения придерживаются и некоторые правоведы ханбалитской школы.

2. Имам Абу Ханифа и имам Ахмад полагают, что для мушарака вложения в натуральной форме неприемлемы. Их позиция подкрепляется двумя аргументами. Во-первых, они объясняют, что товар одного из участников всегда отличается от товара другого участника. К примеру, если участник А вложит в развитие бизнеса один автомобиль, а вложением участника В станет другой автомобиль, тогда каждый из автомобилей будет являться исключительной собственностью первоначального владельца. Поэтому, в случае продажи автомобиля участника А, выручка от реализации и должна принадлежать участнику А. У участника В нет никаких прав заявлять о своей доле на вырученные средства. Отсюда следует: если собственность одного партнёра отличается от собственности другого, ни о каком партнёрстве речи быть не может. Напротив, если инвестируемый капитал каждого участника имеет денежное выражение, этот долевой капитал не отличим, потому что денежные единицы не отличаются друг от друга, в результате чего образуется общий фонд, а партнёрство получает своё существование.
Во-вторых, это объясняется тем, что в контрактах мушарака предусмотрены ситуации, в которых стороны вынуждены прибегнуть к перераспределению вложенного капитала между партнерами. Если долевое вложение осуществлялось в форме товара, тогда такое перераспределение невозможно, ведь к этому моменту товары могут быть проданы. Если капитал выплачивается по стоимости товара, а его стоимость могла и возрасти, возникает ситуация, при которой один из партнеров получит всю прибыль, поступившую в результате коммерческой деятельности, из-за повышения стоимости инвестированных товаров, следовательно, второй партнер останется ни с чем. Верно и обратное: если стоимость этих товаров упадет, появляется вероятность того, что один партнёр вдобавок к прибыли от своих инвестиций получит и определённую часть от исходной цены товара (стоимость которого упала), принадлежавшего другому партнёру.

3. Имам аш-Шафии выбрал нечто среднее между двумя вышеизложенными позициями. Он поясняет, что товары бывают двух видов: дават-уль-амсаль– это товары, которые, в случае их уничтожения, могут быть заменены аналогичными по качеству и количеству. К таким товарам относятся, к примеру, пшеница, рис и т. д.: если со 100 килограммами пшеницы что-то случится, то их с легкостью можно заменить другими 100 килограммами пшеницы аналогичного качества; дават-уль-кимах– товары, которые нельзя заменить аналогичными. К таким товарам относится, к примеру, рогатый скот. Каждое животное имеет индивидуальные характеристики. Если кто-то убьёт овцу одного из партнёров, он не сможет заменить её аналогичной. Придется оплатить стоимость овцы. Имам аш-Шафии объясняет, что товары первого типа (а именно дават-уль-амсаль) могут быть вложены в мушарака в качестве доли партнёра в капитале, в то время как товары второго типа (а именно дават-уль-кимах) не могут выступать в качестве доли в капитале.

Делая подобное различие между товарами типа дават-уль-амсаль и товарами типа дават-уль-кимах, имам аш-Шафии отвечает на второе ограничение «участия товарами», упомянутое имамом Ахмадом. В случае с товарами вида дават-уль-амсаль перераспределение капитала может принимать следующий вид: каждому партнеру даются товары, схожие с инвестированными товарами. Однако первый аргумент всё ещё остается без ответа для имама аш-Шафии. Для того, чтобы дать ответ на него, имам Абу Ханифа говорит, что товары, попадающие под категорию дават-уль-амсаль, могут считаться частью долевого вложения только в том случае, если их (товары) смешали таким образом, что партнёры не смогут определить их принадлежность и отличить один от другого. Значит, если один из участников сделки захочет вступить в контракт мушарака, используя в качестве вложения какие-либо товары, то, в соответствии с мнением имама Малика, он может сделать это без каких-либо ограничений, при этом его доля в мушарака должна определяться текущей стоимостью товара на момент заключения контракта. По мнению имама аш-Шафии, это может быть сделано только в случае, если товары относятся к категории дават-уль-амсаль.

Согласно позиции имама Абу Ханифы, если товары относятся к категории дават-уль-амсаль, то мушарака можно осуществить при условии, когда товары каждого из партнёров можно смешать между собой. А если товары относятся к категории дават-уль-кимах, то они не могут составлять долю в капитале. Представляется, что точка зрения имама Малика более понятна и целесообразна и отвечает современным требованиям бизнеса. По этой причине это мнение может принято к руководству. Учитывая всё  вышесказанное, мы можем резюмировать, что долевой капитал в контрактах мушарака может быть представлен как в денежной форме, так и в форме товара. В последнем случае рыночная стоимость товара должна определять размер взноса каждого партнера в общий капитал.

Обычно мушарака строится следующим образом: каждый участник имеет право участвовать в управлении партнёрством и работать для него. Однако партнеры могут согласиться, что управление будет осуществляться только одним из них и ни один другой партнёр не должен вмешиваться. В этом случае пассивный компаньон может рассчитывать лишь на прибыль, эквивалентную его инвестициям, а норма прибыли, предназначенная данной стороне, не должна превышать долю вложенных им инвестиций, о чем уже говорилось ранее. Таким образом, если все партнёры решают совместно работать на предприятие, каждый из них рассматривается как представитель интересов остальных участников в решении всех деловых вопросов, а любая проделанная работа любым из участников в рамках обычной хозяйственной деятельности считается уполномоченной всеми партнёрами по бизнесу.

Контракт мушарака прекращает действовать в следующих случаях:

1. Каждая сторона имеет право прекратить действие контракта в любое время, предварительно уведомив об этом остальных участников. В случае, если активы бизнеса находятся в форме наличных денежных средств, все они будут пропорционально распределены между партнерами.
В случае, если активы не ликвидированы (не реализованы), партнё ры могут либо принять решение о ликвидации активов, либо об их распределении или разделении между партнёрами. При возникновении противоречащих решений (к примеру, один партнер голосует за ликвидацию, а второй – за распределение неликвидных активов) в силу вступает решение о распределении. Это объясняется тем, что после прекращения действия мушарака все активы переходят в совместную собственность, у совладельца появляется право их распределения или разделения, что означает: никто не может заставить его ликвидировать активы. При этом, если активы находятся в форме, которая не может быть распределена или разделена, например, оборудование, в этом случае необходимо продать это оборудование, а выручку от реализации распределить между сторонами.

2. Если один из партнёров умирает во время действия договора мушарака, этот договор автоматически прекращается. В этом случае его наследникам предоставляется право выбора: либо забрать долю умершего в бизнесе, либо продлить действие договора.

3. Если кто-либо из партнёров становится невменяемым или неспособным к совершению коммерческих сделок, договор прекращается.
Если один из партнёров желает прекратить мушарака, в то время как другой партнёр или партнёры хотели бы продолжить бизнес, эта цель может быть достигнута обоюдным согласием. Партнёры, которые хотят вести бизнес, могут купить долю партнёра, желающего выйти из партнеёства, потому что выход из договора мушарака одним партнёром не влечёт за собой прекращения его действия для других участников. Однако в этом случае стоимость доли выходящего из договора партнёра должна быть определена обоюдным согласием. Если же у сторон возникают разногласия по поводу оценки стоимости доли и партнёры не могут договориться, покидающий партнёрство вправе принудить остальных партнёров ликвидировать активы посредством их реализации и получить деньги или распределить непосредственно сами активы. Возникает вопрос: могут ли партнеры поставить условие в момент заключения договора, что ликвидация активов посредством реализации или разделение бизнеса не могут произойти, если все или большая часть партнёров не пожелают этого, а тот партнёр, который желает выйти из партнёрства, должен будет продать свою долю другим участникам и не сможет принудить их ликвидировать или распределить активы? Большинство традиционных книг по фикху не отвечают на этот вопрос. Тем не менее, представляется, что с точки зрения шариата не существует барьеров для того, чтобы поставить подобное условие при заключении договора мушарака. Это ясно разрешено некоторыми правоведами ханбалитского толка.

Это положение может быть узаконено, особенно в современных условиях, на основании того, что природа современного бизнеса в большинстве случаев требует продолжительной деятельности для его успеха, а ликвидация или раздел активов лишь из-за желания одного из партнёров могут нанести непоправимый ущерб остальным партнерам. Если в какой-либо долгосрочный бизнес-проект была инвестирована большая сумма денег, то произвольное желание одного из партнёров ликвидировать или распределить его активы на ранней стадии развития проекта может пагубно сказаться как на интересах партнёров, так и на экономическом развитии общества.

По этой причине подобное условие может быть оправданным, оно может быть подтверждено общим принципом, установленным хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Мусульмане связаны условиями, которые они оговорили, кроме тех, что запрещают разрешённое или разрешают запрещённое».

Итак, основные принципы договора ширкатуль-амваль или мушарака в его первоначальном и традиционном смысле сформулированы. Можно перейти к рассмотрению основных моментов применения договора мушарака как одобренной методики финансирования в современных условиях. Но прежде необходимо ознакомиться с мудараба, являющейся ещё одной типовой моделью финансирования, основанной на разделении прибылей. Поскольку правила финансирования как в договоре мушарака, так и в договоре мудараба схожи, то и положении, связанные с их осуществлением, взаимосвязаны, поэтому целесообразно предварительно рассмотреть понятие мудараба.

islam.ru

0 комментариев

Оставить комментарий