1 Feb 22:48 avatar

Концепция единства человечества


Ислам – религия, придающая огромное значение единству. Она даёт ясно понять, что все люди – потомки одного отца и образуют единую семью, все члены которой обладают определёнными правами.
В своей Прощальной проповеди Пророк (мир ему и благословение) подчеркнул: «Всё человечество происходит от Адама и Хавы, и нет преимущества у арабов перед не арабами, и у не арабов – перед арабами; нет преимущества ни у белых над чёрными, ни у чёрных над белыми, кроме как в богобоязненности и добрых делах. Знайте же, что любой мусульманин – брат другому и что все мусульмане – братья».
Человеческое братство является одним из фундаментальных элементов в системе ценностей Ислама. Это основано на тех же принципах, на которых зиждется свобода и равенство. Помимо них в основе братства между людьми Ислам видит и несокрушимую веру в Единственность и Всеобщность Аллаха, и единство всего человечества.
Для любого мусульманина Аллах является Единственным, Вечным и Вездесущим. Он – Создатель человечества, Тот, который даёт всем людям их удел, и Судья над ними. Перед Ним не имеют значение ни социальное положение, ни национальная или расовая принадлежность. Все люди равны перед Ним и являются братьями друг другу, а если один и превосходит другого, то только в благочестии.
Мусульманин верит в то, что у всех людей – общий Создатель, общие предки и, в конечном счёте, общая судьба. Создателем является Сам Аллах. Общие предки – это Адам и Ева (Хава). Именно от них ведёт свою родословную человечество. Что касается общей судьбы, то у мусульманина нет сомнений в том, что каждого из нас ждёт возвращение к нашему Создателю – Аллаху.
Мусульманин также верит в единство и универсальность религии Аллаха. Это означает, что Всевышний не даровал свою религию лишь какой-то одной избранной расе, нации или эпохе. Кроме того, это означает, что в религии Аллаха не должно быть противоречий или фундаментальных различий. Когда эта мысль проникает в сознание человека, у него появляется ясное понимание основы братства между людьми. Ведь мусульманин верует в Единственность Аллаха, в единство человечества и единство религии, он верует во всех, без исключения, пророков и посланников Аллаха.
Но стремление человека к удовлетворению своих прихотей и следованию страстям превращают его жизнь в подобие Ада. Он попадает в рабство собственных желаний. Материальные блага становятся его сущностью, богатство – расовой принадлежностью, социальное положение – цветом кожи, а любовь к деньгам – религией. Короче говоря, материализм можно назвать особой конфессией.
Та ситуация в обществе, при которой социальное положение человека является следствием его материального благополучия, утвердилась очень быстро, приведя к стремительной деградации морали. Материалисты позабыли и о семейных ценностях. Гордость своими «достижениями» сделала их настолько эгоистичными, что они перестали ощущать потребность даже в друзьях и сделали выгоду основой отношений с окружающими.
Гордость человека своим материальным положением и непонимание социальной сущности человеческой природы стали коренными причинами проблем людей. Споры вокруг материальных благ привели общество в состояние глубоко перманентного конфликта, анархии и деградации подлинной культуры и религии.
В Исламе же материальное положение и социальный статус не имеют значения, и поэтому он создаёт основу для мирного сотрудничества людей в рамках общества. Важнейшей обязанностью человека является создание основы единого общества, которое связывает всех индивидуумов в одно целое.
Существуют различные концепции, на которых базируется единство тех или иных социальных общностей. К ним относятся, например:
а) концепция расового единства: людей призывают к единству, основанному на их принадлежности к одной расе или этносу. Это выделяет данную группу среди других людей и является связующим фактором между ними;
б) концепция языкового единства: индивиды объединяются в социальную общность на том основании, что говорят на одном и том же языке. Именно по этому признаку они относят людей к «своим»;
в) концепция географического единства: люди объединяются потому, что проживают в одной местности. На этом основании они могут требовать предоставления своей общности суверенитета;
г) концепция экономического единства: на её основе объединяются люди, находящиеся в одинаковых экономических условиях. На основе своего экономического положения они начинают считать себя особой общественной группой;
д) концепция интеллектуального или идеологического единства: людей объединяют общие убеждения и на основе этого они считают себя особой группой. Идеология становится основой самоидентификации.
Ислам признаёт лишь интеллектуальное единство, поскольку оно не закрывает перед человеком двери в социальную общность. Кроме того, без него все остальные виды единства оказываются иллюзорными. Так, нация, лишённая национальной идеи, не способна к развитию.
Согласно Исламу, совместные усилия человечества должны привести к созданию такого социального порядка, который базируется на понимании единства человечества и священности человеческой жизни. О единстве человечества говорится во многих аятах Священного Корана, смысл которого звучит так: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души (Адама) и из неё сотворил пару ему – жену (Хаву), а от них распространил много мужчин и женщин…» (сура ан-Ниса’», аят 1); «Он – Тот, Кто сотворил вас из единой души (Адама) и создал из неё супругу, чтобы (Адам) утешился ею» (сура «аль-А’раф», аят 189).
В этих коранических аятах Аллах придаёт единству человечества фундаментальное значение. Слова о том, что все люди созданы из единой души, неоднократно повторяются в Коране.
Также в Коране говорится (смысл): «Поистине, Ислам – это единственная ваша религия, и Я – Господь ваш. Поклоняйтесь же Мне!» (сура «аль-Анбия», аят 92); «Поистине, Ислам – это единственная ваша религия, и Я – ваш Господь. Побойтесь же Меня!» (сура «аль-Му’минун», аят 52).
В этих аятах отражено единство всего человечества перед Аллахом. Концепция «единой Уммы» и «человеческого единства» является основой исламского общества и самосознания мусульман.
Али Алиев

1 комментарий

avatar
Но стремление человека к удовлетворению своих прихотей и следованию страстям превращают его жизнь в подобие Ада.
Это точно. Спасибо за статью.

Оставить комментарий