13 Feb 01:23 avatar

Священники о запрете хиджаба

Всеволод Чаплин: Попытка запретить платок в школе – псевдоюридическое жульничество

Известный православный священник и мыслитель протоиерей Всеволод Чаплин, глава отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата (РПЦ) осудил идеологов, стоящих за попыткой запрета платков в российской школе.

“Конечно люди имеют право на то, чтобы жить по своей вере, выражать свою веру во внешнем поведении. Понятно, что есть люди которым очень не нравятся женщины в платках, а кому-то не нравятся мужчины в шортах и в пляжных тапочках на улицах. Я думаю, люди во всех общественных местах имеют право на внешний вид, который диктуется их убеждениями”, – сказал он в эфире радиостанции “Бизнес ФМ“.

По мнению Всеволода Чаплина, попытка запрета платков укладывается в рамки идеологической тенденции, за которой стоят определенные силы. “И откровенно говоря, не очень понятно, что за идеологическая тенденция стоит за попыткой запретить ношение платка в школах”, – подчеркнул представитель Церкви.

Он отметил, что платки носят в школе не только мусульманки, но и православные девочки. “Многие православные девочки в школах, особенно в православных школах, носят платки”, – сказал Чаплин.

“Мне кажется, – добавил гость эфира, – что здесь нужно проявлять больше понимания того, что в стране существуют люди с разными мировоззрениями, образом жизни, который диктует в том числе и внешний вид”.

“Попытка трактовать светское государство, как невозможность людям поступать по своей вере – это псевдоюридическое жульничество”, – заключил православный деятель.

***

Борьба с платками в школах обусловлена всего лишь боязнь части так называемого светского общества выставить собственную непотребность на фоне тех, кто придерживается нравственных ценностей.

Ему удивительно, что данная проблема рассматривается многими власть имущими в жестком ключе, “в то время как они или их семьи позволяют себе появляться на публике в более чем легкомысленной одежде”. По словам священника, верующие люди точно так же могут потребовать запрета на такую одежду где бы то ни было в общественном пространстве.

“На мой взгляд, упомянутые представители наших элит просто боятся, что развязный, греховный, постыдный образ жизни вести больше не получится, что люди, для которых важны вера и нравственность, добьются того, чтобы внешний вид любого члена общества вновь пришел хотя бы к тому состоянию, какое было в советский период, когда чиновники, их жены и дети очень серьезно думали над тем, в каком виде появляться на публике”, – отметил он.

“Отстаивая “светскость”, на самом деле отстаивают свободу собственного непотребства. Но, увы, общество такого образа жизни не поддерживает, и достойно, скромно, целомудренно одетые мужчина или женщина сегодня вызывают гораздо большее приятие, чем те, кто борется за право ходить где угодно в майках, шортах, пляжных тапочках, мини-юбках и так далее”, – заявил представитель Церкви.

По его словам, понимание допустимого и недопустимого, которое сложилось в 1980-е и 1990-е годы, “обязательно уйдет в прошлое, так же как и идол тоталитарной светскости”, а пример людей, которые соблюдают строгость в одежде, “обязательно изменит общество, как бы кому-то ни хотелось жить по “правилам” вседозволенности”.

“Надеюсь, что наши элиты поймут: в обществе есть верующие люди, для которых богооткровенная традиция скромности в одежде является более значимой, чем все человеческие решения, а правда Божия стоит выше человеческой правды, и что люди, придерживающиеся разных стилей в одежде, начнут уважать друг друга и признавать право друг друга на общественное самовыражение”, – сказал священник.

Он подчеркнул, что мировоззрения в России равны, в том числе светское и религиозное, а светскость государства “не означает ничего более, как отсутствие у религиозных организаций властных полномочий, а у государства – полномочий религиозных”.

“И значит, требование, чтобы верующие не носили религиозно обусловленную одежду, столь же странно, как, например, гипотетическое требование верующих, чтобы светскую одежду также не носили – например, отказались от галстука как от символа постпросвещенческой Европы”, – подытожил отец Всеволод.

В среду Верховый суд РФ признал законными требования к внешнему виду школьников, утвержденные правительством Мордовии и запрещающие ношение в образовательных учреждениях региона религиозной одежды и головных уборов, в том числе хиджабов. Таким образом апелляционная жалоба мусульманской общины Мордовии отклонена, а решение Верховного суда республики вступило в законную силу.

Как отметил Всеволод Чаплин данное судебное решение не закроет дискуссию на тему ношения религиозной одежды, а приведет лишь к еще более принципиальным спорам.

“Конечно, решение любого суда, особенно высшего, стоит уважать, но я убежден, что этим решением дискуссия о религиозно обусловленной одежде не закрыта. Более того, она теперь может начаться с новой силой”, – цитирует священника близкий к патриархии сайт “Интерфакс-Религия”.

***

В эфире радио «Эхо Москвы» журналистка М. Королева выясняла у популярного священника Андрея Кураева его отношение к нашумевшей в России проблеме запрета ношения девочками платков (хиджабов) в учебных заведениях.

AndreyKuraev.JPG

Корреспондент напомнила, что представитель РПЦ Всеволод Чаплин «высказался в том духе, что не надо запрещать хиджабы в школах. Это нормально».

«Не имеет права государственная школа, призывая к себе самых разных детей, требовать от них религиозной стерильности», – ответил Кураев.

Священник обратился в эфире к чиновникам. «Не надо делать из детей в школе шизофреников. Потому что у них будут уроки по истории искусства, по культорологии так или иначе. Этнографии, в конце-концов. И в их учебниках и так далее будут рисунки и фотографии людей в народных костюмах. Все народные костюмы у всех народов РФ включали в себя головной убор женщины и, как правило, в виде очень хорошо украшенного расписного платка. И вот на одном уроке тебе говорят, что это красиво, а на другом говорят – не смей одевать. Шизофрения, по-моему», – заявляет А. Кураев.

М. КОРОЛЕВА – Ну не знаю. Я вам процитирую министра образования Дмитрия Ливанова, он говорит: на федеральном уровне действует правило, описывающее, как дети должны быть одеты.

А. КУРАЕВ – Вот нехай он это правило отменяет. Негоже на федеральном уровне применять правила, как дети будут одеваться в школе. Господин Ливанов, не лезь в мой детский гардероб.

М. КОРОЛЕВА – Отец Андрей, у нас светское государство. Многонациональное.

А. КУРАЕВ – Вот это государство слишком много себе позволяет в таких вопросах. Вот меня удивляет позиция вашей радиостанции. По остальным вопросам вы против реанимации советского стиля жизни, отношения людей. А вот советскую униформу давайте в школу введем.

М. КОРОЛЕВА – Нет, я еще раз повторяю, у нас многонациональное государство.

А. КУРАЕВ – Прекрасно.

М. КОРОЛЕВА – Представьте себе, что все придут, кто-то в платке…

А. КУРАЕВ – Это будет жутко интересно.

М. КОРОЛЕВА – А другие дети будут показывать пальцем и говорить: смотри, она в платке.

А. КУРАЕВ – Так это задача педагогов объяснить и сказать, давайте порадуемся, что эта девочка сегодня одета вот так. Что в этом плохого? Эта задача перед педагогами. Научить своих детей воспринимать разнообразие населения нашей страны как повод для радости и гордости, а не как проблему.

«Я против того, чтобы государство занималось вопросами дресс-кода. Честно говоря, я даже за то, чтобы церковь поменьше на это обращала внимание», – подытожил гость.

IslamNews

1 комментарий

avatar
Не всех, оказывается, покинул здравый смысл.

Оставить комментарий