3 Apr 00:20 avatar

Аль-Бирджанди – забытый гений средневековой астрономии

Личности и персоналии: Аль-Бирджанди – забытый гений средневековой астрономии
Абуль Али ибн Мухаммад ибн Хуссейн живший в конце XV, начале XVI веков (ум. ок. 1525) родом из города Бирджанд (Иран), был учеником известных астрономов Мансура ибн ад-Дина аль-Каши, работавшего в знаменитой Самаркандской обсерватории и Сайф ад-Дина Тафтазани, – автора самых авторитетных в средневековом мусульманском мире комментариев по астрономии.

Личности и персоналии: одна из страниц сочинений аль-Бирджанди
Сам Бирджанди стал известен после написания комментариев к работам другого не менее известного астронома Насреддина Туси, который с помощью астролябии перепроверил и исправил многие данные, содержавшиеся в сочинении древнегреческого ученого Птолемея «Альмагест».

Бирджанди работал в известной обсерватории Улугбека в Самарканде. Эта обсерватория, построенная по приказу правителя города, внука знаменитого Тамерлана, считалась одной из лучших в мусульманском мире.

В ней работали несколько известных мусульманских астрономов, включая аль-Каши и Али Кушчжи. Она была уничтожена во время феодальных междоусобиц, а сам Улугбек убит.

В Самарканде аль-Бирджанди продолжил научный диспут о вращении Земли, инициированный Али Кушчжи. Он высказал ряд предположений, какими явлениями должно сопровождаться это вращение, в частности, о циркулярной инерции. (Подобные же идеи позже высказал Галилео Галилей, за что и был подвергнут наказанию).

Бирджанди за короткое время написал несколько работ с таблицами положения звезд с разбивкой по годам и комментарии на попытки аль-Каши откорректировать наблюдения ат-Туси.

Он также написал несколько работ, посвященных космологии, навигации с помощью различных небесных тел и объектов, появляющихся на небосводе в разное время, пользованию астролябией, о расстояниях и размерах планет и ряд комментариев к сочинениям Насир ад-Дина ат-Туси, ал-Каши и Кази-заде ар-Руми.

Отдельно следует отметить работы самого ат-Туси, который стал настоящим интеллектуальным ориентиром для многих ученых Средневековья. Его называли «Устаз аль-Башарийя» (Наставник Человечества) и Третий Учитель (первый – Аристотель, второй – Фараби).

Он построил в городе Марага (северо-западный Иран) обсерваторию, где ученые из разных стран мира, включая Китай, участвовали в научных исследованиях и наблюдениях.

В своей работе «Памятка по астрономии» («Ат-тазкира фи- ильм аль-хайа)он сформулировал собственные взгляды на эту науку, кардинально отличавшиеся от взглядов известнейшего астронома древности Птолемея.

Это, в свою очередь навело аль-Бирджанди на мысль о связи теории и наблюдения. В своем комментарии к этой замечательной работе ат-Туси он разъяснил, как тот переработал «Альмагест» Птолемея и «Элементы» Эвклида.

Историки полагают, что эта работа аль-Бирджанди вдохновила Коперника, и он сформулировал свою теорию вращения небесных тел.

Эту работу мог привезти в Европу в XVI веке француз Гильом Постел, который путешествовал по Османской империи с целью сбора научных трактатов на арабском, сирийском и других семитских языках, которые он переводил для европейской научной общественности.

В любом случае, Коперник пользовался комментариями аль-Бирджанди для разработки математической модели движения небесных тел. Стоит отметить, что работать в этом направлении начинал еще Евклид. Ат-Туси уточнил многие его теоретические выкладки, а аль-Бирджанди сделал их достоянием широкой научной общественности.

Аль-Бирджанди испытал влияние не только научных идей ат-Туси, но и его предшественников – Ибн аль-Хайтама и Ширази.

Наблюдения за небесными телами особенно важны для мусульман, так как именно по ним определяется время молитвы, время наступления и окончания Рамадана, ведется отсчет дней, месяцев и лунных лет. Поэтому занятия астрономией и математикой в мусульманском средневековом мире всячески поощрялись.

Заслуга аль-Бирджанди состоит в том, что он суммировал накопленные к XVI веку знания в этих науках, систематизировал их, дополнил и связал воедино гениальные теории астрономов и математиков Средневековья, добавив их в копилку интеллектуальных ценностей всего человечества.

Ильдар Мухамеджанов

1 комментарий

avatar
Азан звучит 24 часа в сутки во всем мире без перерыва. Ученые- математики из Объединенных Арабских Эмиратов сделали уникальное открытие. Они доказали, что на земном шаре на протяжении 24 часов в сутки, не утихая ни на минуту, звучит азан. Как пояснил аль-Фадиль, наша планета делится на 360 временных меридианов. Каждый из этих меридианов от другого отделяет ровно 4 минуты. Спецификой же азана является его строгая привязка к определенному времени и продолжительность в 4 минуты в случае правильного произношения. Поэтому, закончившись в одном меридиане, призыв на мусульманскую молитву сразу же начинается в другом. Таким образом, азан без перерыва звучит на Земле 1440 минуты или 24 часа в сутки…

Оставить комментарий