21 Feb 23:01 avatar

Марсоходы на Марсе

Марсоход Curiosity — это самый крайний аппарат на сегодняшний день, из когда либо запущенных нашей цивилизацией на Марс.

Но ведь были и более ранние модели, некоторые из них по сегодняшний день исследуют просторы красной планеты!

История знакомства человечества с Марсом, при помощи рукотворных аппаратов, началась в 1960-е годы. Первые аппараты, запускаемые к Марсу, двумя сверхдержавами — США и СССР, были далеки от совершенства, как и опыт специалистов создававших их. По этой причине, первым удачным аппаратом примарсившимся на поверхность планеты — является «Викинг-1». Состоявший из искусственного спутника и «примарсившегося аппарата».

Цивилизация ещё только в начале пути изучения объектов вселенной. Всё ещё мало изучены даже планеты солнечной системы, не говоря о более удалённых. Но зато удалось достигнуть очень и очень много по сравнению с теми знаниями о космосе, которые были всего каких-нибудь 50-100 лет назад.

Марсоходы.

Викинг1 — был запущен НАСА 20 августа 1975 года. А 20 июля 1976 года, аппарат успешно примарсился на красной планете и передал на Землю первые снимки его поверхности.

Первое фото Марса

Как можно видеть аппарат частично заснял и самого себя.

А вот и панорама Марса сделанная тем же Викингом1.
Панорама Марса 1976 год

Искусственный спутник Викинга1 прослужил до 7 августа 1980 года. А приземлившийся на поверхность аппарат проработал до 11 ноября 1982 года. Когда вследствие ошибки оператора, делающего перезагрузку системы, аппарат перестал отвечать на сигналы с Земли. С тех пор, как видно он остаётся на поверхности планеты. Хорошо что по крайней мере у аппарата есть неплохая компания из других марсоходов, действующих, или же нет.

Например: двух советских спускаемых аппаратов: Марс 2 и Марс 3.
Первый из которых повредился при примарсении (27 ноября 1971 года). А второй совершил удачную посадку, но утратил сигнал через 14 секунд после этого события (2 декабря 1971 года).
Советский проект, по мимо этих двух аппаратов, содержал ещё и искусственный спутник — Марс.

Кроме того, едва не забыли упомянуть про Викинг2! Этот аппарат совершил примарсение на планету, почти в то же время что и Викинг1. Только в на другой стороне планеты. Будем надеется что они могут общаться друг с другом.

Если же, из за довольно приличного удаления друг от друга, неподвижным аппаратам это делать затруднительно, то функции посыльного между ними мог вы исполнять американский марсоход Соджёрнер.
Он приземлился на красную планету 4 июля 1997 года и уже 27 сентября, того же года потерял связь с Землёй. Всё дело было в том что: марсоход общался посредством дополнительного модуля и в результате выходя из строя которого — совершенно исправный и абсолютна новый аппарат не смог передавать и получать команды с Земли…

Следующий за ним Марсоход Спирит — совершил успешную посадку 4 января 2004 года. Этот Марсоход проработал эффективно и долго. Гораздо дольше чем это было запланировано первоначально. Из-за постоянной, естественной очистки его солнечных батарей марсианским ветром. Но в марте 2009 года — он наглухо забуксовал в песчаной долине, а 22 марта 2010 года произошёл последний сеанс связи с Землёй.

Почти в то же самое время что и Спирит, на Марсе примарсился  другой аппарат, Марсоход Оппортьюнити. Это произошло 25 января 2004 года. К слову название аппарату дала 9 летняя девочка Софи Коллиз, которая родилась в России и была удочерена американской семьёй.
Наверное у неё лёгкая рука, поскольку аппарат работает по сей день (5 марта 2014 года). Вот, только бы не сглазить…

Этот марсоход является единственным, полностью функционирующим собратом самого крайнего на сегодня марсохода — Куриосити.
Марсоход Curiosity соврешил посадку на Марс в августе 2012 года. И с этих пор продолжает бороздить просторы красной планеты совместно с Оппортьюнити.
Куриосити — оправдал затраты американских налогоплательщиков на себя, пожалуй более чем это сделали все прочие аппараты. Ему удалось узнать что: В древности на Марсе была вода, найти русла рек, обнаружить углеводород, выяснить что атмосфера планеты когда-то была почти идентична земной и в конце концов навести некоторых учёных на мысль о том что жизнь на нашу планету частично, или полностью могла прийти с Марса, который из-за своих малых размеров растерял всю атмосферу и магнитное поле, вследствие чего жизнь подобная земной, стала невозможна на нём. Если конечно она действительно, когда-то существовала. Этот вопрос пока остаётся открытым.

Сегодня, НАСА заинтересовано возможностью пилотируемого полёта на Марс, в довольно близком будущем. Но сделать это не так то просто, ведь современный, марсианский климат совершенно противопоказан землянам. Но несмотря на это, также разрабатывается проект постройки научных станций на Марсе! Возможно и то и другое события произойдут в первой половине XXI века.
Главной задачей разрабатываемого в настоящее время, абсолютна нового марсохода, под рабочим названием MSL-2020, может стать именно подготовка к этому событию. Страт MSL-2020 запланирован на 2020-й год.
А другой марсаход НАСА — Mars Sample Return Mission, может быть отправлен к красной планете в 2022-м году. В его основных задачах, значится по сути то же самое, что и для MSL-2020.
Итак, кто хотел бы отправиться в ближайшем будущем на Марс, чтобы весело и с пользой провести там свободное время?
Интересно что: В настоящий момент времени создаётся российский марсоход Марс-Астер — запуск которого запланирован на 2018-й год. Интересно, сможет ли он превзойти в чём-либо американские аппараты? Время покажет.

В завершении, Вашему вниманию несколько Фото Марса и Марсоходов.

Спирит

Панорама Спирита

raznie.ru

1 комментарий

avatar

Сегодня читал в новостях, что ученые якобы доказали уникальность Земли, что мы одни такие во Вселенной. Это, конечно, сомнительный факт, однако в очередной раз наталкивает на мысль о безграничности возможностей Всевышнего и никчемности человеческого люда. При этом умудряющихся в Него не верить. Хвала Аллаху!