22 Dec 15:15 avatar

"Пассивная" грешность

Грехи и пороки: не следует забывать о том, что наши греховные поступки могут иметь не меньшие плохие последствия, чем греховное молчание.

Греховные поступки могут иметь не меньшие плохие последствия, чем греховное молчание

 

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

 

Многие считают, что совершение грехов – это активный процесс, действие, направленное на причинение вреда себе и другим. И это во многом притупляет нашу бдительность относительно негативных последствий наших поступков… Или их отсутствия. Кто-то сказал, что для процветания зла достаточно молчания добра. И мы часто недооцениваем вред нашего бездействия и равнодушия. Что об этом говорит Ислам?

В Коране Всевышний Аллах сказал о мусульманах: «Вы являетесь лучшей из общин, посланной на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (сура «Аль-Имран», аят 110). Повеление совершать одобряемое и порицание запретного является важной частью практики мусульманина. В одном из хадисов также сказано: «Все благие деяния по сравнению с усилиями на пути Аллаха малы, подобно капле по сравнению с океаном. А все благие деяния вместе с этими усилиями по сравнению с призывом к добру и предостережению от запретного подобны капле в сравнении с океаном». 

Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приводил в назидание истории праведников, которых постиг гнев Всевышнего из-за их равнодушия к другим. Так, в одном из хадисов говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах погубил поселение, в котором находилось восемнадцать тысяч праведников, деяния которых были подобны деяниям пророков». «Как же так, по какой причине?», – спросили сподвижники. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «У них не появлялся гнев ради Всевышнего, когда при них совершали грехи. Они не наставляли на совершение благого и не предостерегали от запретов».

Также согласно хадисам подобное умалчивание является причиной появления несправедливых правителей и непринятия мольбы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вы не оставляйте призыв к добру, и не бросайте предупреждение запретного! Если оставите, то Всевышний даст власть над вами худшим и плохим. Когда хорошие начнут молить, их мольба не будет принята»

Люди часто недооценивают вес своих слов и… вес своего молчания. Молчание  — золото, но лишь тогда, когда вы нечего сказать из благого. Известные психологические эксперименты и исследования подтверждают довольно высокую зависимость человека от общества. Например, в одном из экспериментов, в котором принимали участие подставные лица и один «настоящий» испытуемый, актерам в тайне от испытуемого было дано задание давать заведомо неправильные ответы. Чтобы проверить, насколько реальный участник останется «верен» очевидной правде.

Задания были простыми, например, определить, какая из трех черточек самая длинная, чтобы не допустить погрешностей в подведении итогов. В итоге по ходу исследования испытуемый сначала пытался дать верные ответы, но по мере его наблюдения за тем, как уверенно дают неправильные ответы его соучастники, заставило его сомневаться в своей адекватности и в следующих этапах он уже следовал за большинством, которое, конечно, заблуждалось (это было частью инструкции). 

Подобные эксперименты показывают, насколько человек зависим от мнения окружающих. Многие массовые преступления типа холокоста, военных преступлений и т.п. совершались не безумцами или шизофрениками, «накачанными» определенной идеологией, а простыми, если так можно сказать, людьми, которые хотели добиться всего лишь одобрения своей группы.

В современном мире, где понемногу процветают и законодательно оправдываются различные извращения, очень важно формировать ту группу, о которой сказано как в Коране, так и в хадисах – группу тех, кто призывает к добру и предостерегает от зла. Иными словами, мы должны просто искоренить равнодушие и безответственность из своих сердец, из-за которых мы можем сквозь пальцы смотреть на несправедливость и допускать нечестие.

Как передано со слов Абу Саида аль Худри, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана». То есть мусульманин в любом случае не может оставаться равнодушным к открытому совершению греха другими и должен использовать возможные дозволенные средства для воспрепятствования этому.

Человек – социальное существо, что предопределяет его зависимость от общества, окружающих людей. Поэтому не следует забывать о том, что наши греховные поступки могут иметь не меньшие плохие последствия, чем греховное молчание.

Ася Гагиева, Ислам сегодня

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.