8 Jul 14:18 avatar

Сквозь терния, или как закаляется дух

Мудрость и поучения: Сквозь терния, или как закаляется дух

Правильно ли такое понимание: давая больше испытаний, Аллах (Бог) предоставляет нам возможность искупить грехи еще в этой жизни, облегчая нашу участь в вечности?

Невзгоды, страхи, печаль, тоска, кризисы, депрессии, болезни, апатия… Что это? (1) Возможность ли очищения души от бремени грехов (при правильном осознании происходящего), тех грехов, которые человек не смог искупить абсолютным раскаянием пред Всевышним, или — (2) наказание, кара Божья?

Наказание — когда человек уже не понимает иначе, не может самостоятельно приостановиться, осмыслить поступки, осознать свои действия, что в итоге дает ему возможность подкорректировать свой путь. Если человек этот верующий, то Всевышний из любви и милости к нему ниспосылает возможности искупления былых ошибок через то или иное наказание еще в мирской обители, не оставляя на Судный День. Или — (3) «закалка», «повышение квалификации», повышение жизненной резистентности.

Приведем (если будет на то благословение Всевышнего) несколько повествований пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует), способствующих раскрытию данного смысла, данной грани мирского бытия.

Возможность очищения от грехов

«Боль от недомогания (болезни), как и любое другое болевое ощущение [душевного, физического или иного характера], являются для любого верующего (покорного Всевышнему, мусульманина) прямой причиной снятия (прощения, стирания) грехов, которые спадают с человека [при терпеливом и спокойном отношении к этим болевым ощущениям, ну и, конечно же, с принятием необходимых медицинских или иных мер], подобно листьям, опадающим с дерева. [Этот процесс похож на осенний листопад: насколько неизбежна для дерева потеря лиственной кроны с приходом золотой поры, настолько для верующего неизбежно получение прощения ошибок и грехов через ту или иную жизненную боль — они буквально осыпаются с него]». То есть процесс очень даже естественен, легок.

«Что бы ни постигло верующего, будь то (1) тяжелый труд (изнурительная, изматывающая работа; тягость, утомление, страдание), (2) недуг (к примеру, продолжительная болезнь), (3) забота, тревога, беспокойство, (4) печаль, грусть, (5) боль и страдания [причиняемые кем-то], обиды, неприятности, (6) скорбь, даже уколовшая его [случайно] игла — все это способствует искуплению его прегрешений (все это искупает его прегрешения)». То есть важно не укоренять отрицательные эмоции и чувства в своей сути, а, осознавая, что пред Богом это должно придавать нам лишь большей легкости, переводить их сразу на свой счет благодеяний в вечность, ведь лишний миллион единиц (евро или долларов) никак не помешает, а лишь придаст уверенности.

Наказание

В Священном Коране сказано: «[Хотите вы того или нет] но кто совершает зло, тому непременно воздастся за это [соответствующим наказанием, которое может принять разные формы: болезнь, финансовые потери, сложности, затруднения, печаль и т. п., — причем в любое время и в любом месте]. И он не найдет для себя покровителя и помощника помимо Всевышнего» (см. Св. Коран, 4:123). Желают того люди или нет, но это закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится, если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.

«Закалка», «Повышение квалификации»

«Иголка ли [то есть что-то незначительное] уколет мусульманина (покорного Всевышнему) или что-то большее [что причинит ему боль или страдания], в прямой зависимости с этим (прямо пропорционально этому) [в результате стойкости, самообладания, спокойствия, мужества и, конечно же, с принятием необходимых медицинских или иных мер] повышается уровень [набожности человека пред Богом] и стирается прегрешение (грех)».

Большинство мусульманских ученых на основе приведенного хадиса и подобных ему достоверных повествований сделали вывод, что «любые болевые ощущения, болезни, мирские проблемы и заботы, тревоги — во всем этом, несмотря на степень болезненности, продолжительность, осложнения и т. п., заложено искупление грехов, повышение уровня набожности и Божественное воздаяние (аджр, хасанат)» за правильное отношение к необратимому, независящему от нас; за спокойствие, терпение и умение продолжать жизненный путь, не падая духом, сохраняя благородство, чистоту помыслов и убеждений, несмотря ни на что.

«Воистину, [тот или иной] человек имеет определенное положение (степень) пред Всевышним Аллахом. И [если] он не достигает его (ее) [по той или иной причине] делами своими [например, из-за неорганизованности, лени], тогда Господь начинает ниспосылать ему то, что неприятно (нежеланно, нелюбимо, ненавистно), проводя этого человека через своего рода испытания, и это до тех пор, пока не будет он поднят на данный уровень (на эту степень)».

«Верующего можно сравнить с молодой травой: от ветра она то наклоняется, то выпрямляется [гибка, стойка, не ломается]. Лицемер же подобен мощному кедру: стоит до тех пор, пока разом не упадет, вырванный с корнем». Верующий гибок в жизненных ситуациях, мягок в восприятии трудностей, невзгод, которые не влияют отрицательно на его веру, разум и тело, а мобилизуют. Лицемер же считает, что если уж он выполняет отдельные пункты религиозной практики, то все должно идти как по маслу. Такое восприятие происходящего приведет к тому, что первые же мирские невзгоды серьезно расшатают его духовно и психологически. Удар же посильнее может просто уничтожить в нем проявления набожности и религиозности: вся массивная проформа с треском и без остатка рухнет на землю подобно могучему кедру.


Заключение

«Не перестанут беды и затруднения постигать тела, имущество или души верующих мужчин и женщин до тех пор, пока ни одной единицы греха на них не останется». Спокойное, мудрое и терпеливое прохождение через мирские невзгоды приведет человека (по милости Всевышнего) к полной чистоте души от грехов и прегрешений.

«Если Господь желает человеку блага, то наказывает его за проступки и грехи уже в этой жизни [через все, что причиняет человеку боль], если же желает зла [в результате упрямства человека в неверии и безбожии], тогда оставляет это на Судный День [для вынесения убедительного вердикта, который всесторонне обоснован грехами и преступлениями данного человека, главным и решающим из которых явилось безбожие и отрицание основ веры]».

Имам аль-Куртуби в своей книге «ат-Тазкира» приводит следующий хадис-кудси: «И сказал Всевышний: «Если Я хочу помиловать кого-то, то не выведу его из мирской обители до тех пор, пока не воздам ему за все грехи, совершенные им: болью, недомоганием в теле, проблемами, постигающими его родственников и семью, скудостью материального достатка. И все это до последней единицы греха. Когда настанет его срок умирать, а что-то из грехов все же останется, то последние из них искупятся тяжестью предсмертной агонии. И выйдет его душа чистой, подобно душе младенца.

Клянусь Своим величием! Если есть кто-то, заслуживающий вечного наказания [за безбожие свое или пагубные грехи и преступления], то воздам Я [по справедливости Своей] ему в этой жизни за все хорошее, что он когда-либо совершил: здоровьем в теле его, изобилием в достатке, спокойствием в сердце. И это до той поры, пока не вернется к нему все хорошее хорошим же в этой жизни, а если что и останется, то обернется оно легкостью смерти. Придет он ко Мне, и нечем ему будет защититься от Ада».

 

Шамиль Аляутдинов

0 комментариев

Оставить комментарий