23 Apr 02:39 avatar

Что такое довольство?

Исламская практика: Что такое довольство?
Довольство – это удовлетворённость тем, что есть, и отсутствие печали о том, чего нет.


Хвала Аллаху, Господу миров! Он отправил своего Пророка с верным руководством и ясной истиной, воздаём Ему хвалу за Его неисчислимые дары. И свидетельствуем, что нет иного божества, достойного поклонения, кроме Него, нет у Него сотоварищей и партнеров. Свидетельствуем, что наш Пророк Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник, предводитель всего человечества. Просим Аллаха благословить и ниспослать мир нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам, а также всем тем, кто последовал за ними, совершая добрые дела, до самого Судного Дня.

Рабы Аллаха! Увещеваю вас и самого себя, будьте богобоязненными.

Всевышний Аллах сказал: «Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них» [Коран, 39:17-18].

Дорогие мусульмане, Аллах создал человека в этом мире, почтил его и превознёс над многими творениями, наделил многими благами, но после этого люди разделились на два стана: довольные благодарные и алчные ненасытные.
 
Всевышний Аллах сказал: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!”». Когда же Он испытывает его, ограничивая в пропитании, тот говорит: “Господь мой презрел меня!”» [Коран, 89:15-16].

Счастлив тот, кто удовлетворён той долей, которую ему определил Аллах, счастлив тот, кто не ропщет и не изводит себя, сокрушаясь из-за отсутствия чего-либо в его жизни.

Аллах (Велик Он и Славен) сказал: «Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни» [Коран, 43:32].
 
Что же это значит, «довольство» (الْقَنَاعَةُ)? Довольство – это удовлетворённость тем, что есть, и отсутствие печали о том, чего нет.

Довольство – это качество, которое приносит прекрасные плоды: это величие души, которое нельзя купить ни за какие деньги, это подлинное счастье, которое невозможно разрушить, это чувство свободы, которое нельзя ограничить никакими оковами, это неиссякаемое богатство, это спокойствие и гармония.
 
Аллах (Велик Он и Славен) сказал: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» [Коран, 16:97].
 
Разъясняя смысл этого аята, Али ибн Абу Талиб и Ибн Аббас говорили, что «прекрасная жизнь», о которой идёт речь в этом аяте, и есть чувство довольства. Прекрасна жизнь того человека, который умеет быть довольным тем, что имеет, который может находить радость в любых обстоятельствах, чьё сердце спокойно.
 
Если мусульманин получил от Аллаха чувство довольства, то это большая удача: это путь к успеху и высоким достижениям, потому что человек, который может довольствоваться имеющимся у него, спокоен в сердце своём, мысли его собраны, а в душе нет места мелочным переживаниям.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Успешен тот, кто покорился Аллаху и кому был дарован достаток, и затем Аллах внушил ему довольство тем, что Он ему дал» [Муслим].
 
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) показал нам пример довольства дарами Аллаха (Велик Он и Славен). Он был полностью удовлетворён тем, что имел, не жаловался и не роптал на трудности и тяготы, просил у Аллаха благ Следующего Мира и надеялся на то, что Господь будет доволен им.

Что же касается благ этого мира, то он обращался к Аллаху с такими словами: «О, Аллах, сделай удел семьи Мухаммада достаточным для пропитания» [аль-Бухари и Муслим].

То есть он просил Аллаха дать ему удел в этой жизни достаточный для того, чтобы не обращаться с просьбами к людям.
И даже в самое трудное время – в тот момент, который, по свидетельству его жены Аиши, был самым тяжёлым испытанием в его жизни, – он с довольством принимал волю Аллаха: когда он пришёл в селение Таиф, дабы призвать его жителей к религии истины, правители Таифа осмеяли его, обвинили во лжи, натравили на него чернь и глупцов, они нападали на него со всех сторон, оскорбляя и кидая в него камни, так что ему пришлось бежать от них, истекая кровью.

Даже в эту пору мы не видим ничего, кроме полного приятия и смирения. Он не сетовал и не роптал на судьбу, но лишь смиренно и кротко жаловался своему Господу и Покровителю. Испрашивая у Него облегчения, он сказал: «О Аллах, я жалуюсь на недостаток своих сил и недостаток возможностей, на мою слабость среди людей. О Милостивейший из милостивых, Ты Господь слабых и угнетённых, Ты мой Господь. Кому же Ты поручишь меня? Чужому ли, который хмурится, глядя в лицо, или врагу, которому Ты дашь власть надо мной? Но если Ты не гневаешься на меня, то всё остальное меня не беспокоит. Разве что благополучие, данное Тобой, легче для меня. Я обращаюсь к свету Лика Твоего, перед которым расступается любая мгла, благодаря которому является благодать в обоих мирах. Прошу защитить меня, дабы не пал на меня гнев Твой и не погубила меня ярость Твоя. Смиряюсь пред Тобой, дабы ты был доволен мною, ведь нет у меня ни оплота, ни силы, кроме той, что даёшь мне Ты» [Ибн Исхак].
 
Души людей склонны к стяжательству, они всегда хотят больше и больше. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если бы у кого-то из сынов Адама было две долины, заполненные стадами, то он пожелал бы третью» [аль-Бухари и Муслим].

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) учил и воспитывал своих сподвижников, стараясь оградить их от чрезмерного стремления к накоплению мирских благ. Он хотел, чтобы мы умели быть довольны тем, чем наделил нас Всевышний Аллах, чтобы мы могли видеть, в чем заключается наше настоящее счастье.
 
Хаким ибн Хизам (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я просил у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выделить мне средства – и он дал их мне. Затем я снова попросил – и он дал мне, затем я снова попросил – и он снова дал мне, но сказал:
”Хаким, это богатство желанное и сладкое. Кто возьмёт его с лёгкостью в душе, тому будет в нём благословение, кто же возьмёт его алчно, тому не будет в нём благодати подобно тому, кто ест не насыщаясь. И помни, что рука дающего лучше, чем рука берущего”. Тогда я сказал: “Посланник Аллаха, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, после этого я никогда не обращусь ни к кому с просьбой до тех пор, пока не покину этот мир”» [аль-Бухари и Муслим].
 
Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приняли это наставление решительно и убеждённо, они сами научились этому и учили своих детей, учили их быть довольными тем, что имеешь, и не смотреть на то, чем владеют другие люди. Саад ибн Абу Ваккас говорил своему сыну: «Сын мой, ты не найдёшь никого, кто желал бы тебе блага больше, чем я, так послушай же: сторонись алчных желаний, потому что это настоящая бедность, и отбрось любые надежды [на то, чем обладают люди], это и есть истинный достаток» [ат-Тарабани].
 
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обучил нас тому, как достичь довольства; в основе этого благородного качества лежит убеждение, что все блага и милости, которыми человек пользуется в этом мире, исходят только от Всевышнего Аллаха, который сказал: «Все блага, которые вы имеете, – от Аллаха» [Коран, 16:53].

В другом аяте говорится: «Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким» [Коран, 51:58].
 
Мусульманин должен часто помнить и размышлять о тех благах, которыми наделил его Аллах, и никогда не сравнивать свой достаток с богатствами других людей, а если он и будет сравнивать, то пусть сравнивает себя с теми, кому дано меньше, чтобы осознавать меру той милости, которой он наделён в этой жизни.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас, это полезнее, дабы вы не считали милости Аллаха никчёмными» [Муслим].
 
Довольство никогда не сможет утвердиться в сердце человека до тех пор, пока он не перестанет смотреть на имущество других людей. Если же он будет доволен своим Господом и тем, что было выделено ему из благ этого мира, то тогда он и станет одним из богатейших людей этого мира.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будь доволен тем, чем наделил тебя Аллах, и ты будешь самым богатым среди людей» [ат-Тирмизи].
 
Истинное богатство это не обладание деньгами, золотом и прочим имуществом, истинное богатство – это чувство достатка и отсутствие привязанности к тому, чем владеют другие люди.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Богатство заключается не в обилии вещей. Богатство – это богатство души» [аль-Бухари и Муслим].
 
Если ты ищешь уважения среди людей, то знай, что люди больше уважают и ценят тех, кто силён и богат духом, чем тех, кто мечтательно смотрит на то, что ему принадлежит.
Аль-Хасан аль-Басри говорил: «Ты будешь почтенным среди людей, и они будут уважать тебя, пока ты не коснёшься того, чем они владеют, если же ты сделаешь это, они сочтут тебя ничтожным, отвернутся от твоих слов и возненавидят тебя».
Тот, кому дано довольство в сердце, видит милости Аллаха (Велик Он и Славен) и благодарит Его за них. Тот же, чьё сердце лишено довольства, слеп к милостям своего Господа, а потому и не благодарит Его.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил, обращаясь к своему сподвижнику Абу Хурейре: «Абу Хурейра, будь воздержанным (осторожным в своих поступках) – и ты станешь лучшим из поклоняющихся. Будь довольным – и станешь самым благодарным из людей» [Ибн Маджа].

О Аллах, просим Тебя наделить нас довольством во всех наших делах, и внуши нашим сердцам благодарность за всё то, чем Ты нас наделил.

Помоги нам и поддержи нас на пути покорности Тебе и на пути, который нам указал Твой Посланник. Помоги нам слушаться тех, кого ты повелел слушаться, дабы выполнили мы Твой завет в Коране: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти из среды вашей» [Коран, 4:59].

*********
Дорогие братья и сёстры, бойтесь Аллаха надлежащим образом, будьте богобоязненными и помните о Нём всегда, как наедине с самими собой, так и находясь среди людей.
Знайте, что человек, лишённый довольства, лишён и убеждённости, он послушно следует за своими прихотями, являясь игрушкой в руках собственных желаний.
Воистину, одним из самых ценных качеств из тех, которыми Аллах наделяет своих рабов, является довольство. Нет ничего, что приносило бы такое успокоение душе и телу человека, как довольство предопределением и уверенность в том, что обещание Всевышнего Аллаха истинно.

Аллах (Велик Он и Славен) сказал: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» [Коран, 33:56].

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто попросит для меня благословения один раз, того Аллах благословит десятикратно» [Муслим].
 
О Аллах, благослови и ниспошли мир и благодать нашему предводителю Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.
Ниспошли благословение Твоё праведным халифам, которые вели дела мусульман после него: Абу Бакру, Умару, Усману и Али, а также всем благородным сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними до самого Судного Дня.
О Аллах, мы просим Тебя наполнить довольством наши сердца, чтобы мы благодарили Тебя за все, чем Ты нас наделил, за все, что Ты нам даровал.
Аллах, не оставь у нас такого греха, который не был бы прощён Тобой.
Не оставь такой тревоги, которую бы Ты не развеял.
Не оставь у нас таких долгов, которые Ты не помог бы вернуть.
Не оставь такой болезни, которую Ты не исцелил бы.
И не оставь среди наших умерших таких, которых Ты не простил бы.
И не оставь такой нужды, от которой бы Ты не избавил нас. И дай нам облегчение.
Господь наш, дай нам в этом мире благо и в Следующем мире благо и огради нас от наказания Ада.
Аллах, мы просим у тебя Рая и все те дела и слова, которые приближают нас к нему. И обращаемся за Твоей защитой от Ада и ото всех дел и слов, которые приближают нас к нему.
О Аллах, мы просим у тебя Рая для себя и для наших родителей и для всех, кому мы обязаны, для всех, кто сделал для нас что-то доброе, и для всех мусульман.
О Аллах, прости всех мусульман и мусульманок, – как живых, так и тех, кто уже покинул этот мир.
Хвала Аллаху, Господу миров.

Маликов Р.Х.

0 комментариев

Оставить комментарий