Прямой эфир

avatar

34. Женитесь, и Вам сразу не нужно будет думать о пунктах 26-31TinyMCE+ Smile Pack

  • Alim
  • 0
avatar

Мне кажется, нашу кнопку поделиться стоит сделать ярче. Статья интересная

  • Ktoto
  • 0
avatar

С возрастом всё чаще приходится переживать горечь утраты, но верующий воспринимает это как решение Всевышнего и ведёт себя соответствующе.

  • Eldar
  • 1
avatar

К моему большому стыду — для меня это стало открытием… Но лучше поздно, чем никогда, надо обязательно выучить эти два аята и читать перед сном:)

  • Eldar
  • 1
avatar

Что касается спекуляции, которая здесь описывается — это точное описание игры на рынках ценных бумаг

  • Alim
  • 0
avatar

Как же тяжело соответствовать этим качествам и как легко, когда ты этому соответствуешь!

  • Lukman
  • 1
avatar

ПРИЗЫВ К СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Ислам наделил каждого человека фундаментальными правами и свободами, такими как право на жизнь, право на имущество и наследство, право на выражение собственного мнения и выбор религии. В наше время эти понятия кажутся вполне естественными, а концепция прав человека практически повсеместно признаётся одним из важнейших достижений цивилизации. Но в начале VII века призыв уважать человека только потому, что он является человеком, звучал как вызов, брошенный всему «цивилизованному» обществу и существовавшему миропорядку. Возможно, именно поэтому исламу было суждено появиться в пустынной Аравии, ведь бедуины не знали раболепия, разложившего к тому времени народы Византии и Персии, и больше всего ценили свободу. Именно это качество было необходимо для того, чтобы сломать стереотипы, господствовавшие в доисламском обществе.

На этом пути Пророк Мухаммад прошёл через многочисленные трудности и испытания. Во время прощального паломничества, находясь в зените своей славы, он напомнил своим ученикам о главной ценности ислама — уважении прав Аллаха и прав человека: «О люди, поистине, у вас один Господь и один общий предок. Араб не имеет преимущества перед неарабом, и неараб — перед арабом. Чёрный человек не имеет преимущества перед белым, и белый — перед чёрным».

Прощальная проповедь была первой декларацией прав человека в исламе. В ней подчёркивается, что человек — самое почтённое из Божьих творений на Земле. Преимущества его перед остальными созданиями часто упоминаются в Коране: «Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями» (сура 17 «Ночной перенос», аят 70). Этот аят провозглашает право каждого на человеческое достоинство, независимо от его расовой, национальной, религиозной или политической принадлежности, происхождения или социального положения. В другом аяте говорится: «Я не погублю деяния, совершённые любым из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас произошли от других» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 195).

Коран изначально настолько резко выступил против любых привилегий, передаваемых по наследству, что даже после установления в мусульманском мире монархии принцип равенства оставался достаточно сильным для того, чтобы предотвратить появление каст и сохранить общество, в котором способности и устремления могли быть вознаграждены по достоинству.

Право на жизнь занимает центральное место в проповеди, так как во времена невежества жизнь человека не представляла особой ценности. Язычники зарывали новорождённых девочек живьём, вели кровопролитные межплеменные войны, и от убийства друг друга их порой удерживало только опасение кровной мести. Ислам упразднил такую систему общественной безопасности, в основе которой лежал страх перед возмездием, и установил новый порядок, основанный на уважении человеческой жизни и достоинства. В Коране сказано: «Кто убьёт человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей» (сура 5 «Трапеза», аят 32). Также в Писании говорится: «Мы заключили с вами завет о том, что вы не будете проливать вашей крови и изгонять друг друга из ваших жилищ» (сура 2 «Корова», аят 84).

В проповеди гарантированы имущественные права, однако они не являются абсолютными и ограничиваются правами других людей. В связи с этим Шариат запретил ростовщичество и процентные ссуды. Никто не имеет права наживаться за счёт других людей, приумножать богатства, не прикладывая для этого никаких усилий. Коран расценивает приобретение имущества незаконным путём как посягательство на собственное имущество, потому что люди, чьи права были ущемлены, впоследствии не упустят шанса отобрать что-либо у своего обидчика.

В прощальной проповеди также закреплены права на свободу, на справедливость, на защиту чести и репутации, на социальное обеспечение, на образование, на создание семьи и на личную жизнь. Человек не имеет права распоряжаться судьбой себе подобного, поскольку развитие и совершенствование личности возможны только в условиях свободы. Как справедливо подметил один из наших современников, «даже наказания в исламе не направлены на ограничение свободы, поскольку ограничения всегда лимитируют движение: ведь движение — это жизнь, а ислам — религия жизни».

e-minbar.com

  • Lukman
  • 0
avatar

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЩАЛЬНОЙ ПРОПОВЕДИ

Внимательное ознакомление с высказываниями Пророка Мухаммада, переданными его сподвижниками и сохранёнными в сводах хадисов, позволяет заключить, что его речи были краткими, лаконичными, но в то же время весьма содержательными. Это можно сказать и о прощальной проповеди, в которой изложены главные постулаты мусульманского вероучения.

Прежде всего, в ней обращено внимание на исламский монотеизм — учение о единственности Аллаха, сотворившего Вселенную и управляющего ею, создавшего человека и наделившего его разумом для того, чтобы тот стремился познать Его и приближался к Нему посредством молитв, праведных речей и деяний. Это учение составляет основу ислама, и духовный путь каждого мусульманина лежит через познание Аллаха.

Особое место в проповеди занимает призыв к верховенству закона. Ислам отменил кровную месть, межплеменную вражду и ростовщичество, возложив на каждого человека ответственность только за его собственные деяния. Никому не дозволено покушаться ни на собственную жизнь, ни на жизнь других людей. Также не дозволено зарабатывать на процентных ссудах, брать взятки, воровать и отнимать чужое имущество силой или путём обмана.

Предписание хорошо относиться к жёнам отражает отношение ислама к домашнему насилию. Шариат запрещает унижать и оскорблять жён, повелевает мужьям выполнять свои обязанности перед ними. Если даже жена совершила серьёзный проступок и муж не сумел сохранить самообладание, ему всё равно запрещается проявлять жестокость и излишнюю суровость по отношению к ней. В то же время жёны должны исправно выполнять свои обязанности перед мужьями, сохраняя верность им и заботясь об их имуществе.

В проповеди подчёркивается, что духовное и мирское благополучие человека зависит от того, как он выполняет свои обязанности перед Аллахом и Его творениями. И если для духовного роста человек нуждается в совершении намаза и соблюдении поста, то для достижения общественного благополучия ему полагается поддерживать неимущих, повиноваться правителям и уважать законы государства.

Прощальная проповедь стала кратким изложением принципов религии, которые Пророк Мухаммад проповедовал на протяжении двадцати трёх лет. Но главное место в ней занимают предписания, отличающиеся от обычаев и традиций, которые были распространены в аравийском обществе до появления ислама.

e-minbar.com

  • Lukman
  • 1
avatar

Быть мужчиной — значит непрерывно и постоянно работать над собой, стремлясь к совершенству. Каждый день становится чуть лучше себя вчерашнего. И тогда все будет ок.

  • Kolya
  • 1
avatar

Мудараба – одна из форм инвестирования в Исламе

 

Мудараба — это особый вид партнёрства, где один партнер предоставляет денежные средства другому партнёру с целью их инвестирования в коммерческое предприятие. Партнёра, который инвестирует средства, называют рабб-уль-маль, а управление и осуществление хозяйственной деятельности являются исключительной обязанностью второй стороны, именуемой мудариб.

Различие между мушарака и мудараба заключаются в следующем:

1) в мушарака инвестиции поступают от всех партнёров, а в мудараба за инвестирование ответственен исключительно рабб-уль-маль;

2) в мушарака все партнёры имеют право участвовать в управлении бизнесом и выполнять работу, связанную с этим, а в мудараба рабб-уль-маль не имеет права участвовать в управлении, которое осуществляет исключительно мудариб;

3) в мушарака убытки распределяются среди всех партнеров пропорционально их доле в инвестировании, а в мудараба убытки, если они есть, несёт только рабб-уль-маль, так как мудариб в инвестировании не участвует. Потери мудариба заключаются в напрасности его труда, который не принёс ему прибыли. Однако этот принцип справедлив при условии, что мудариб работал с должным усердием, которое обычно прилагают для бизнеса подобного рода. Если же он работал недобросовестно или мошенничал, то понесёт ответственность за ущерб, полученный из-за его халатности или умышленного обмана;

4) в мушарака ответственность партнёров обычно неограниченна. Поэтому, если долги бизнеса превышают его имущество и бизнес ликвидируется, то вся сумма долга распределяется пропорционально среди всех партнёров. Если же все партнеры согласились, что никто из них не должен принимать долги в ходе ведения бизнеса, то в таком случае долги сверх капитала возлагаются только на того партнера, из-за которого они возникли, так как он нарушил вышеупомянутое условие. В мудараба же дело обстоит иначе. Здесь ответственность рабб-уль-маль ограничена его инвестициями, за исключением случаев, когда инвестор (рабб уль-маль) уполномочил мудариба брать в долг от его (инвестора) имени.

5) когда партнёры объединяют свой капитал в общий фонд, всё имущество мушарака становится общим пропорционально их инвестициям. Поэтому каждый из них может извлечь выгоду от переоценки их имущества, даже если прибыль не была получена в результате продаж.

В мудараба все товары, приобретённые мударибом, принадлежат исключительно рабб-уль-маль, а мудариб может получить часть прибыли, только если он с прибылью реализует товар. Поэтому мудариб не имеет права требовать свою долю в имуществе, даже если его ценность возросла.

Бизнес мудараба

Рабб-уль-маль может выбрать лишь определённый бизнес для мудариба, в таком случае он должен будет инвестировать деньги только в этот бизнес. Это называется аль-мудараба аль-мукайяда (ограниченная мудараба). Если он оставляет право выбора бизнеса на усмотрение мудариба, последний может инвестировать денежные средства в любой бизнес, который считает нужным. Этот тип мудараба называют аль-мудараба аль-мутлака (неограниченная мудараба).

Рабб-уль-маль может заключить мудараба с одним и более лицом в рамках одной сделки. Это означает, что он может предоставить свои денежные средства A и Б на условиях, чтобы каждый из них мог представлять интересы его в качестве мудариба, при этом капитал мудараба должен использоваться ими совместно. Доли мударибов в этом случае должны быть распределены между ними в соответствии с согласованной пропорцией. В этом случае оба мудариба должны управлять бизнесом совместно, как два партнёра.

Мудариб или мударибы, в зависимости от ситуации, наделены правом делать всё, что угодно, в рамках обычных действий в данном виде бизнеса. Однако, если они хотят сделать то, что выходит за рамки обычной деятельности, то должны получить специальное разрешение от рабб-уль-маль.

Распределение прибыли

Для того, чтобы мудараба считалась действительной, необходимо с самого начала согласовать между сторонами пропорцию, в которой между ними будет распределяться фактическая прибыль. Шариатом не было предписано никакой определённой пропорции для этих целей, напротив, этот вопрос оставлен на разрешение путём взаимного согласия. Стороны могут распределять прибыль в равных долях, а также могут определить разные доли для рабб-уль-маль и для мудариба. Однако они не могут определить фиксированную сумму прибыли для какой-либо из сторон или же назначить фиксированную ставку возврата на вложенный капитал. Например, если инвестированный капитал составляет 100 тысяч рупий, то стороны не могут принять условие, что 10 тысяч рупий от прибыли должны причитаться мударибу, а также они не могут принять условия, что 20 % от размера инвестированного капитала должны выплачиваться рабб-уль-маль. Однако они могут поставить условием то, что 40 % от фактической прибыли причитаются мударибу, а 60 % — рабб-уль-маль.

Также дозволенно, чтобы различные пропорции устанавливались в различных ситуациях. Например, рабб-уль-маль может сказать мударибу: «Если ты будешь торговать пшеницей, то получишь 50 % от прибыли, а если ты будешь торговать мукой, то будешь получать 33 % от прибыли». Ещё: «Если ты будешь вести бизнес в своём городе, то тебе будет полагаться 30 % от прибыли, а если ты будешь вести бизнес в чужом городе, то тебе будет полагаться 50 %».

Мудариб не может претендовать на какую-либо периодическую оплату или вознаграждение за выполненную им работу по мудараба, помимо согласованной доли в прибыли, что было упомянуто выше2.

Все школы исламского права единогласны в решении этого вопроса. Однако имам Ахмад допускает возможность покрытия расхода мудариба на питание за счет мудараба3.

Это право ограничивается ханафитскими правоведами ситуацией, когда мудариб ведёт бизнес в поездке за пределами своего города. В этом случае он может требовать покрытия личных расходов на жилье, еду и т. д. То есть мудариб не наделён правом получать суточные, когда он находится в своем собственном городе4.

Если в одних сделках бизнес приносит убытки, а в других — прибыль, то последняя должна использоваться, чтобы возместить потери, остаток же, если он вообще имеется, должен распределяться между сторонами согласно оговоренному соотношению разделения прибыли.

Завершение мудараба

Договор мудараба может быть расторгнут в любое время любой из  сторон. Единственное условие состоит в том, чтобы уведомить об этом другую сторону. Если к моменту расторжения все активы мудараба находятся в виде наличных денег и уже был получен доход, он должен быть поделён между сторонами в соответствии с оговоренным соотношением. Если же активы мудараба не находятся в наличной форме, то мударибу нужно дать возможность продать их и перевести в наличность так, чтобы могла быть определена фактическая прибыль.

Есть расхождения во мнениях среди исламских правоведов в вопросе, может ли договор мудараба заключаться на определённый период, после которого он расторгается автоматически. Мазхабы ханафи и ханбали придерживаются мнения, что мудараба может быть ограничена определённым сроком: год, шесть месяцев и т. д., после которого договор расторгается без уведомления. Маликитская же и шафиитская школы, напротив, считают, что мудараба не может быть ограничена определённым временем.

Однако эти расхождения имеют отношение только к максимальному сроку действия мудараба. Может ли быть установлено минимальное время, в течение которого мудараба не может быть расторгнута? Чёткого ответа на этот вопрос нет в трудах по исламскому праву, но, как следует из основных перечисленных в них принципов, такое ограничение не может быть установлено, каждая сторона вправе расторгнуть договор в любое время.

Эта неограниченная возможность сторон расторгнуть мудараба по своему желанию может создать некоторые трудности с точки зрения современной конъюнктуры, потому что большинству коммерческих предприятий сегодня требуется время, чтобы начать приносить доход. Также необходимы постоянные и разнообразные усилия. Если рабб-уль-маль расторгнет мудараба в самом начале сделки, это может оказаться пагубным для проекта. Особенно это может нанести серьёзный ущерб мударибу, который ничего не заработает, несмотря на все свои усилия. Если стороны, вступая в отношения мудараба, соглашаются, что ни одна из них не может расторгнуть договор в течение установленного периода, кроме определённых обстоятельств, то это не выглядит как нарушение каких-либо принципов шариата, особенно в свете известного хадиса достопочтенного Пророка (мир ему и благословение Аллаха), приведённого ранее:

المسلمون على شروطهم الا أحل حراما أو حرم حلالا  

«Мусульмане связаны условиями, которые они оговорили, кроме тех, что запрещают разрешённое или разрешают запрещённое».

Мухаммад Таки Усмани

  • Malik
  • 1
avatar

Выводы из прощальной проповеди

По сути, прощальная проповедь стала кратким изложением принципов Ислама, которые пророк Мухаммад (с.а.с.), мир ему и благословение Аллаха, проповедовал на протяжении двадцати трёх лет.

Затронутые в проповеди пункты очень важны глубиной посылов и весьма интересны своим новаторством, опередившим время, с точки зрения правоведения и сравнительного права, учитывая тот важный момент, что они были обозначены в VII веке, когда ничего подобного не декларировалось и тем более не практиковалось нигде в мире.

1. Призыв к богобоязненности и оставлению грехов. Современному человеку, в большей степени пропитанному житейским прагматизмом, трудно будет сразу разглядеть в этом практическую пользу для жизни общества. В действительности богобоязненность, которая включает в себя любовь к Аллаху и страх перед Ним за свои грехи, является стержневым понятием общественной жизни, когда человек, понимая, что Аллах видит его всегда, сам стремится совершать благое в надежде получить награду либо удерживает себя от грехов, страшась гнева Всевышнего. В совокупности выигрывает общество, состоящее из таких людей, потому что оно наполняется добродетелью и лишается греховности в виде убийства, краж, обмана, нарушения прав людей и т. д. И это всё в противоположность обществу, где нет богобоязненности или она слаба.

2. Верховенство закона. В этой проповеди указывается на обязательность следования Корану и оставления прежних обычаев, которые противоречат Исламу. Например, отменяя кровную месть, которая распространялась на всех родственников убийцы, вне зависимости от вины, шариат тем самым отменяет принцип коллективной ответственности, который бытовал в то время в мире, и устанавливает принцип презумпции невиновности. Также указывается на недозволенность разрешать то, что запретил Аллах, и запрещать то, что Он дозволил.

3. Декларация прав человека. В прощальной проповеди были затронуты две основные ценности Ислама: уважение прав Аллаха и прав человека.

Эта проповедь была своеобразной декларацией прав человека. В ней подчёркивается, что люди равны между собой, вне зависимости от национального, расового, социального или полового происхождения: «Все люди произошли от Адама, а Адам был создан из земли». Различие лишь в степени богобоязненности.

Таким образом, ислам наделил каждого человека фундаментальными правами и свободами, такими, как право на жизнь, право на имущество и наследство, право на выражение собственного мнения и т. д. В наше время эти понятия кажутся вполне естественными, но в VII веке, когда одни люди были рабами других и считались вещью своего хозяина, они были не от мира сего.

Право на жизнь. Право на собственность. Право на защиту чести. Вне зависимости от социального статуса, от цвета кожи, от национальной принадлежности, половых различий. Ислам призывает людей в единое братство по вере, запрещая им посягать на чужую жизнь, имущество, честь, запрещая обман, вероломство, проценты, попытки нажиться в ущерб других. Ислам обязывает отдавать долги, возвращать вверенное имущество, выполнять договоры.

Примечательно и то, что в этой прощальной проповеди, перечисляя основные принципы, которых нужно придерживаться, пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, завещает относиться с добром к женщинам, тем самым указывая на то, что у них есть такие же права и обязанности, как у мужчин, что перед Аллахом они равны. И это в то время, когда у других народов женщина являлась предметом купли-продажи, а религиозные мужи обсуждали на своих соборах вопрос о том, есть ли у женщины душа.

Примечательно также и то, что в данной проповеди пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, обращается ко всем людям, подчёркивая то, что он был отправлен со своим призывом ко всему человечеству:

«О люди, внемлите моим словам…»

«О люди! Поистине, я донёс до вас возложенное на меня…»

«О Аллах, засвидетельствуй!».

Ислам Абдуллаев [islamcivil.ru]
  • Eldar
  • 1