Сообщение #1
12 апреля 2015, 02:20
|
Стандарты по компетенциям в области управления проектами
Введение
Управление проектами рассматривается ведущими компаниями как один из важнейших факторов эффективного развития. Количество одновременно реализующихся проектов в компаниях может измеряться десятками и даже сотнями. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, типовыми и уникальными, реализующимися собственными силами или с участием многих внешних исполнителей.
Для обеспечения своевременного и успешного выполнения проектов компаниям необходимо создавать или развивать корпоративные системы управления проектами – механизмы, позволяющие «поставить на поток» процессы развития бизнеса, гарантировать эффективное достижение целей проектов.
Корпоративная система управления проектами (КСУП) – комплексная система, имеющая в своем составе несколько элементов, формализующих основные вопросы управления: «Чем управляем?», «Кто управляет?», «Как управляет?», находящих воплощение в нормативно-методической документации, ИТ-системе, автоматизирующей процессы управления и обученном, компетентном персонале.
В статье проводится анализ стандартов в области компетенций участников проектной деятельности, существующих на сегодняшний день, их особенностей и применимости для компаний на разных стадиях зрелости системы управления проектами.
Стандарты в области проектных компетенций
Мировые стандарты в области проектных компетенций обобщают опыт, накопленный при реализации проектов в различных отраслях, и устанавливают требования к составу и уровню владения компетенциями (речь идет о компетенциях, необходимых для успешного участия в проектной деятельности – прим. авторов) сотрудников, участвующих в проектной деятельности компании путем назначения на роли:
Таблица 1. Стандарты в области проектных компетенций
Компетентность и компетенции
Прежде чем перейти к обзору мировых стандартов и практик в области компетенций участников проектной деятельности, необходимо определить сами термины «компетенция» и «компетентность». Под словом «компетенция» мы будем понимать знания, умения и опыт в определенной сфере, требуемые от участника проектной деятельности, и необходимые для эффективного выполнения участником своих функций.
В существующих стандартах термин «компетентность» определяется по-разному:
1. Стандарт ICB 3.0 - «продемонстрированные способности к применению знаний и / или навыков и личностные качества».
2. Американский стандарт Project Manager Competency Development Framework — «совокупность знаний, отношений, навыков и других личностных характеристик, которая затрагивает основную часть работы проектной роли, коррелирует с выполнением должностных обязанностей, может быть измерена против общепринятых стандартов, и может быть улучшена посредством обучения и развития».
3. Британский стандарт APM Competence Framework - «ожидаемые или демонстрируемые результаты, которые достигаются в результате применения сочетания знаний, личных отношений, навыков и опыта в определенной функции».
4. Международная инициатива GAPPS, разработавшая серию стандартов, касающихся ролей Руководителя проекта и Руководителя программы проектов – «быть достаточно квалифицированным для выполнения поставленной задачи или замещения определенной позиции – проектной роли».
Если проанализировать эти определения, мы можем зафиксировать разницу в определении понятий: «компетенции» — это требования к знаниям, навыкам, качествам сотрудника, «компетентность» же – это продемонстрированные (определенные оценкой или фактическими результатами проекта) способности применять собственные знания и навыки для выполнения функций проектной роли.
Ключевые компетенции
В таблице 2 сгруппированы все профессиональные (относящиеся к управлению проектами, например, «управление сроками», и встречающиеся в стандартах более 3 раз) и поведенческие компетенции (относящиеся к личным качествам сотрудника, исполняющего проектную роль, встречающиеся более 2-х раз).
Таблица 2. Частота появления компетенций в стандартах
Существующие стандарты в области проектных компетенций требуют от Руководителя проекта умений контролировать состояние проекта (т.е. обладать актуальной, полной и непротиворечивой информацией о ходе реализации проекта, проблемных зонах, потенциальных рисках и возможностях, а также о ключевых параметрах проекта – сроках, стоимости и выполнении содержания), а также умений взаимодействовать с людьми, вовлеченными в проект, или имеющих влияние на него. Поведенческие компетенции стандартны для любого управленца, и здесь мировые стандарты подтверждают эту тенденцию, выделяя эффективность и лидерство как главенствующие компетенции.
Далее мы рассмотрим каждый из существующих стандартов подробно на предмет того, какие компетенции, уровни их измерения и уровни компетентности специалистов они выделяют.
Международная инициатива GAPPS Performance Based Competency Standards for Global Level 1 and 2 Project Managers
Global Alliance for Project Performance Standards (GAPPS) — Международное объединение по разработке Стандартов управления проектами — организация, объединившая множество волонтеров из разных стран, созданная в 2006 году. Организация занимается разработкой квалификационных стандартов для проектных менеджеров (Global Performance Based Standards for Project Managers).
В настоящее время действующей версией данного стандарта является версия 1.7а, выпущенная в октябре 2007 года.
Данный Стандарт определяет два уровня компетентности:
Сложность проекта оценивается с использованием метода CIFTER (Сrawford-Ishikura factor table for evaluating roles) – метода оценки факторов сложности управления проектом по 4-х бальной шкале.
Основная часть указанного выше стандарта GAPPS — это подробное описание шести областей компетенции (units), соответствующих определенным областям профессиональной деятельности руководителя проекта. Каждая область компетенций содержит от трех до шестиэлементов (elements), определяющих ключевые требования к работе и описывающих, что именно должно делаться менеджером в данной области. Каждому элементу компетенции стандарт сопоставляет несколько критериев выполнения (performance criteria), подтверждение реализации каждого из которых представляет собой необходимое условие сертификации руководителя проекта.
Сертификация GAPPS предполагает представление соискателем одного из реализованных им проектов. Менеджер должен собрать и предоставить документальные подтверждения того, что каждый из критериев выполнения был реализован в ходе управления представленным проектом. Именно портфель таких свидетельств и является основным материалом, с которым работают асессоры GAPPS, оценивая уровень компетентности соискателя.
Американский институт управления проектами PMI PMCDF – Project manager competency development framework
Project Management Institute — это старейшая некоммерческая профессиональная ассоциация, основанная в США в 1969 году и объединяющая в своих рядах свыше 285 тыс. специалистов в области управления проектами из более чем 170 стран мира PMI занимается разработкой стандартов в различных областях управления проектами. Стандарты сгруппированы в рамках библиотеки стандартов по управлению проектами в три категории:
Согласно стандарту PMCDF, компетенции менеджера проекта имеют следующую структуру (табл. 3):
Таблица 3. Структура компетенций руководителя проекта
Стандарт PMCDF не устанавливает требования к знаниям по управлению проектами, а ссылается на PMP Examination Specification. Данный документ описывает требования к уровню владения знаниями в области управления проектами, описанными в стандарте PMBOK 4th (Project Management Body of Knowledge 4th). Это знания по процессам из девяти областей знаний и пяти групп процессов управления проектом. Требования структурированы в пять доменов, повторяющих группы процессов управления проектом (инициация, планирование, выполнение, мониторинг и контроль и закрытие проекта). В каждом домене содержится от 6 до 12 задач (tasks), от выполнения которых зависит итоговый процент владения знаниями стандарта PMBOK 4th и решение о присвоении статуса PMP – Project Management Professional.
Международная ассоциация по управлению проектами IPMA ICB 3.0 (Российская ассоциация по управлению проектами СОВНЕТ НТК 3.0, Российский представитель IPMA)
International Project Management Association (IPMA) была основана в 1965 году в Цюрихе как некоммерческая профессиональная ассоциация. В настоящее время IPMA объединяет 50 национальных ассоциаций по управлению проектами со всех континентов. Россия в IPMA представлена национальной ассоциацией управления проектами СОВНЕТ.
Основным стандартом IPMA по управлению проектами является ICB – IPMA Competence Baseline 3.0, описывающий требования к компетенциям, необходимым менеджерам проектов и членам проектных команд для управления проектами, программами и портфелем проектов. Для оценки компетенций используется четырехуровневая система сертификации IPMA (модель 4-L-C):
В России СОВНЕТ разработал соответствующий стандарт для сертификации российских специалистов — «Основы профессиональных знаний и Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами» (НТК 3.0). В июне 2010 года вышло последнее издание стандарта НТК Версия 3.0, который выделяет 55 элементов компетенций по управлению проектами, программами и портфелями проектов по четырем группам компетенций (см. Рисунок 2. «Глаз компетенций» НТК 3.0):
Международная инициатива GAPPS: Performance Based Competency Standards for Program Managers
В 2010 году GAPPS разработала и представила стандарт — A Framework for Performance Based Competency Standards for Program Managers («Стандарт оценки практической компетентности менеджеров программ»),
Основная часть стандарта GAPPS — это подробное описание восьми областей компетенции (units), соответствующих определенным областям профессиональной деятельности руководителя программы проектов. Стандарт разделяет руководителей программ на шесть групп в зависимости от сложности программы, контекста ее выполнения и тех эффектов, на получение которых, она в конечном итоге направлена. К каждой группе предъявляются соответствующие требования по уровню владения компетенциями, а сами компетенции делятся на ключевые (для роли руководителя программы) и дополнительные (табл. 4):
Таблица 4. Компетенции руководителя программы
Каждая компетенция содержит от двух до шести элементов компетенции, которые оцениваются критериями выполнения (Performance Criteria).
Австралийский институт управления проектами AIPM CPPD – Certified Practiсing Project Director
Австралийский институт управления проектами AIPM (Australian Institute of Project Management) – профессиональная организация, занимающаяся исследованиями и разработкой стандартов по управлению проектами на территории Австралии. AIPM входит в состав IPMA с 2009 года, а также имеет согласованную с IPMA модель сертификации специалистов в области управления проектами, состоящую из трех уровней:
APM – Association for Project Management (Великобритания)
Association for Project Management (APM) — это Ассоциация по управлению проектами Соединенного Королевства, которая является самой крупной в Европе независимой национальной организацией в области управления проектами. В состав Ассоциации входят более 19 700 индивидуальных и 500 корпоративных членов из Соединенного Королевства и других стран Европы.
Основным стандартом APM является The APM Body of Knowledge. Стандарт описывает 52 области знания, которые необходимы для успешного управления проектами. Дополнением к данному стандарту является The APM Competence Framework (2008) — структура компетенций APM, которое является руководством для ранжирования и оценки индивидуальных компетенций. The APM Competence Framework согласована с ICB v3.0 IPMA и выделяет те же самые три группы компетенций — технические, поведенческие и контекстуальные, но отличный (от ICB v3.0 / НТК v3.0) состав и количество элементов компетентности:
APM Competence Framework использует такую же четырехуровневую модель, что и IPMA для сертификации специалистов по управлению проектами:
Управление проектами рассматривается ведущими компаниями как один из важнейших факторов эффективного развития. Количество одновременно реализующихся проектов в компаниях может измеряться десятками и даже сотнями. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, типовыми и уникальными, реализующимися собственными силами или с участием многих внешних исполнителей.
Для обеспечения своевременного и успешного выполнения проектов компаниям необходимо создавать или развивать корпоративные системы управления проектами – механизмы, позволяющие «поставить на поток» процессы развития бизнеса, гарантировать эффективное достижение целей проектов.
Корпоративная система управления проектами (КСУП) – комплексная система, имеющая в своем составе несколько элементов, формализующих основные вопросы управления: «Чем управляем?», «Кто управляет?», «Как управляет?», находящих воплощение в нормативно-методической документации, ИТ-системе, автоматизирующей процессы управления и обученном, компетентном персонале.
В статье проводится анализ стандартов в области компетенций участников проектной деятельности, существующих на сегодняшний день, их особенностей и применимости для компаний на разных стадиях зрелости системы управления проектами.
Стандарты в области проектных компетенций
Мировые стандарты в области проектных компетенций обобщают опыт, накопленный при реализации проектов в различных отраслях, и устанавливают требования к составу и уровню владения компетенциями (речь идет о компетенциях, необходимых для успешного участия в проектной деятельности – прим. авторов) сотрудников, участвующих в проектной деятельности компании путем назначения на роли:
- Руководителей проектов (с учетом сложности / без учета сложности проекта);
- Руководителей программ проектов (с учетом типа реализуемой программы / без учета типа);
- Роли в проектных офисах, в крупных проектах и программах (стандарты общего применения).
Таблица 1. Стандарты в области проектных компетенций
Компетентность и компетенции
Прежде чем перейти к обзору мировых стандартов и практик в области компетенций участников проектной деятельности, необходимо определить сами термины «компетенция» и «компетентность». Под словом «компетенция» мы будем понимать знания, умения и опыт в определенной сфере, требуемые от участника проектной деятельности, и необходимые для эффективного выполнения участником своих функций.
В существующих стандартах термин «компетентность» определяется по-разному:
1. Стандарт ICB 3.0 - «продемонстрированные способности к применению знаний и / или навыков и личностные качества».
2. Американский стандарт Project Manager Competency Development Framework — «совокупность знаний, отношений, навыков и других личностных характеристик, которая затрагивает основную часть работы проектной роли, коррелирует с выполнением должностных обязанностей, может быть измерена против общепринятых стандартов, и может быть улучшена посредством обучения и развития».
3. Британский стандарт APM Competence Framework - «ожидаемые или демонстрируемые результаты, которые достигаются в результате применения сочетания знаний, личных отношений, навыков и опыта в определенной функции».
4. Международная инициатива GAPPS, разработавшая серию стандартов, касающихся ролей Руководителя проекта и Руководителя программы проектов – «быть достаточно квалифицированным для выполнения поставленной задачи или замещения определенной позиции – проектной роли».
Если проанализировать эти определения, мы можем зафиксировать разницу в определении понятий: «компетенции» — это требования к знаниям, навыкам, качествам сотрудника, «компетентность» же – это продемонстрированные (определенные оценкой или фактическими результатами проекта) способности применять собственные знания и навыки для выполнения функций проектной роли.
Ключевые компетенции
В таблице 2 сгруппированы все профессиональные (относящиеся к управлению проектами, например, «управление сроками», и встречающиеся в стандартах более 3 раз) и поведенческие компетенции (относящиеся к личным качествам сотрудника, исполняющего проектную роль, встречающиеся более 2-х раз).
Таблица 2. Частота появления компетенций в стандартах
Профессиональные компетенции | Название компетенции | Частота появления в стандартах | Мониторинг и контроль проекта | 15 | Интеграция и Управление содержанием | 13 | Управление заинтересованными лицами | 10 | Управление человеческими ресурсами | 8 | Управление коммуникациями | 7 | Планирование проекта | 6 | Закрытие проекта | 6 | Управление стоимостью | 5 | Управление закупками | 5 | Инициация проекта | 4 | Управление сроками | 3 | Управление изменениями | 3 | Управление качеством | 3 | Управление рисками | 3 | Поведенческие компетенции | Название компетенции | Частота появления в стандартах | Эффективность | 5 | Лидерство | 4 | Обучение и развитие | 2 | Переговоры | 2 | Профессионализм | 2 | Управление конфликтами | 2 | Этика | 2 |
Далее мы рассмотрим каждый из существующих стандартов подробно на предмет того, какие компетенции, уровни их измерения и уровни компетентности специалистов они выделяют.
Международная инициатива GAPPS Performance Based Competency Standards for Global Level 1 and 2 Project Managers
Global Alliance for Project Performance Standards (GAPPS) — Международное объединение по разработке Стандартов управления проектами — организация, объединившая множество волонтеров из разных стран, созданная в 2006 году. Организация занимается разработкой квалификационных стандартов для проектных менеджеров (Global Performance Based Standards for Project Managers).
В настоящее время действующей версией данного стандарта является версия 1.7а, выпущенная в октябре 2007 года.
Данный Стандарт определяет два уровня компетентности:
- Global Level 1 (GL1) — «Руководитель проектов»;
- Global Level 2 (GL2) — «Руководитель проектов высокой сложности».
Сложность проекта оценивается с использованием метода CIFTER (Сrawford-Ishikura factor table for evaluating roles) – метода оценки факторов сложности управления проектом по 4-х бальной шкале.
Основная часть указанного выше стандарта GAPPS — это подробное описание шести областей компетенции (units), соответствующих определенным областям профессиональной деятельности руководителя проекта. Каждая область компетенций содержит от трех до шестиэлементов (elements), определяющих ключевые требования к работе и описывающих, что именно должно делаться менеджером в данной области. Каждому элементу компетенции стандарт сопоставляет несколько критериев выполнения (performance criteria), подтверждение реализации каждого из которых представляет собой необходимое условие сертификации руководителя проекта.
Сертификация GAPPS предполагает представление соискателем одного из реализованных им проектов. Менеджер должен собрать и предоставить документальные подтверждения того, что каждый из критериев выполнения был реализован в ходе управления представленным проектом. Именно портфель таких свидетельств и является основным материалом, с которым работают асессоры GAPPS, оценивая уровень компетентности соискателя.
Американский институт управления проектами PMI PMCDF – Project manager competency development framework
Project Management Institute — это старейшая некоммерческая профессиональная ассоциация, основанная в США в 1969 году и объединяющая в своих рядах свыше 285 тыс. специалистов в области управления проектами из более чем 170 стран мира PMI занимается разработкой стандартов в различных областях управления проектами. Стандарты сгруппированы в рамках библиотеки стандартов по управлению проектами в три категории:
- Базовые стандарты;
- Практические, рамочные стандарты;
- Расширения к стандартам PMI.
Согласно стандарту PMCDF, компетенции менеджера проекта имеют следующую структуру (табл. 3):
Таблица 3. Структура компетенций руководителя проекта
Компетенции руководителя проекта | Знания по управлению проектами | Практика применения знаний для управления проектами | Персональные компетенции (Поведенческие + Контекстуальные) | Компетенции по девяти областям знаний проектного управления | Компетенции по пяти группам процессов выполнения проекта | Персональные компетенции (напр. Коммуникативность и т.д.) | Детально не описываются стандартом, требования к элементам устанавливает PMP Examination Specification | 30 элементов компетенций | 25 элементов компетенций | Критерии выполнения каждого элемента | Доказательства владения элементом | Критерии выполнения каждого элемента | Доказательства владения элементом |
Международная ассоциация по управлению проектами IPMA ICB 3.0 (Российская ассоциация по управлению проектами СОВНЕТ НТК 3.0, Российский представитель IPMA)
International Project Management Association (IPMA) была основана в 1965 году в Цюрихе как некоммерческая профессиональная ассоциация. В настоящее время IPMA объединяет 50 национальных ассоциаций по управлению проектами со всех континентов. Россия в IPMA представлена национальной ассоциацией управления проектами СОВНЕТ.
Основным стандартом IPMA по управлению проектами является ICB – IPMA Competence Baseline 3.0, описывающий требования к компетенциям, необходимым менеджерам проектов и членам проектных команд для управления проектами, программами и портфелем проектов. Для оценки компетенций используется четырехуровневая система сертификации IPMA (модель 4-L-C):
- уровень А — Сертифицированный директор проектов;
- уровень B — Сертифицированный старший менеджер проектов;
- уровень С — Сертифицированный менеджер проектов;
- уровень D — Сертифицированный специалист по управлению проектами.
В России СОВНЕТ разработал соответствующий стандарт для сертификации российских специалистов — «Основы профессиональных знаний и Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами» (НТК 3.0). В июне 2010 года вышло последнее издание стандарта НТК Версия 3.0, который выделяет 55 элементов компетенций по управлению проектами, программами и портфелями проектов по четырем группам компетенций (см. Рисунок 2. «Глаз компетенций» НТК 3.0):
- Объекты управления и контекстуальная компетентность;
- Субъекты управления и поведенческая компетентность;
- Процессы управления и техническая компетентность;
- Общая (базовая) компетеность.
Международная инициатива GAPPS: Performance Based Competency Standards for Program Managers
В 2010 году GAPPS разработала и представила стандарт — A Framework for Performance Based Competency Standards for Program Managers («Стандарт оценки практической компетентности менеджеров программ»),
Основная часть стандарта GAPPS — это подробное описание восьми областей компетенции (units), соответствующих определенным областям профессиональной деятельности руководителя программы проектов. Стандарт разделяет руководителей программ на шесть групп в зависимости от сложности программы, контекста ее выполнения и тех эффектов, на получение которых, она в конечном итоге направлена. К каждой группе предъявляются соответствующие требования по уровню владения компетенциями, а сами компетенции делятся на ключевые (для роли руководителя программы) и дополнительные (табл. 4):
Таблица 4. Компетенции руководителя программы
Ключевые компетенции | Обеспечение руководства программой (Provide Leadership for the Program) | Обеспечение взаимодействия с Заинтересованными сторонами (Facilitate Stakeholder Engagement) | Выполнение программы (Craft the Program) | Организация получения преимуществ (эффектов) программы (Orchestrate the Attainment of Benefits) | Поддержка хода реализации программы (Sustain Program Progress) | Дополнительные компетенции | Управление организационными изменениями (Manage Organizational Change) | Прямое управление контрактами (Direct the Management of Contracts) | Управление организационными изменениями (Manage Organizational Change) | Управление организационными изменениями (Manage Organizational Change) | Прямое управление контрактами (Direct the Management of Contracts) | Дополнительные компетенции отсутствуют (None) | Прямое управление контрактами (Direct the Management of Contracts) | Участие в совместных альянсах (Engage in Collaborative Alliances) | Участие в совместных альянсах (Engage in Collaborative Alliances) | Прямое управление контрактами (Direct the Management of Contracts) |
Австралийский институт управления проектами AIPM CPPD – Certified Practiсing Project Director
Австралийский институт управления проектами AIPM (Australian Institute of Project Management) – профессиональная организация, занимающаяся исследованиями и разработкой стандартов по управлению проектами на территории Австралии. AIPM входит в состав IPMA с 2009 года, а также имеет согласованную с IPMA модель сертификации специалистов в области управления проектами, состоящую из трех уровней:
- CPPP — Certified Practiсing Project Practitioner (Сертифицированный специалист по управлению проектами);
- CPPM — Certified Practiсing Project Manager (Сертифицированный Руководитель проекта);
- CPPD — Certified Practicing Project Director (Сертифицированный Директор проектов).
APM – Association for Project Management (Великобритания)
Association for Project Management (APM) — это Ассоциация по управлению проектами Соединенного Королевства, которая является самой крупной в Европе независимой национальной организацией в области управления проектами. В состав Ассоциации входят более 19 700 индивидуальных и 500 корпоративных членов из Соединенного Королевства и других стран Европы.
Основным стандартом APM является The APM Body of Knowledge. Стандарт описывает 52 области знания, которые необходимы для успешного управления проектами. Дополнением к данному стандарту является The APM Competence Framework (2008) — структура компетенций APM, которое является руководством для ранжирования и оценки индивидуальных компетенций. The APM Competence Framework согласована с ICB v3.0 IPMA и выделяет те же самые три группы компетенций — технические, поведенческие и контекстуальные, но отличный (от ICB v3.0 / НТК v3.0) состав и количество элементов компетентности:
- Технические элементы компетентности: 30 элементов;
- Поведенческие элементы компетентности: 9 элементов;
- Контекстуальные элементы компетентности: 8 элементов;
- Управление проектами (Project Management);
- Управление программами (Programs management);
- Управление портфелями проектов (Portfolio management);
- Контекст проекта (Project context);
- Офис управления проектом (Project Office);
APM Competence Framework использует такую же четырехуровневую модель, что и IPMA для сертификации специалистов по управлению проектами:
- Директор проектов (Project Director – APM Level A);
- Старший менеджер проектов (Senior Project Manager – APM Level B);
- Менеджер проектов (Project Manager – APM Level C);
- Специалист по управлению проектами (Project Management Associate – APM Level D).