Заметки
Коран в наших сердцах и делах
Задача мусульман сегодня — научиться жить по Корану
«Ха. Мим. Клянусь ясным Писанием! Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В ней решаются все мудрые дела по повелению от Нас. Мы посылаем пророков и Писания по милости твоего Господа, Слышащего, Знающего, Господа небес, земли и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью» (Коран, 44:1-7)
Когда мы слушаем аяты Священного Корана в воображении предстают аравийская пустыня, Мекка — узкий город, расположенный среди вулканических гор, и пещера Хира, где звучали первые строки Корана.
Тайны Корана не ограничиваются его чудесами, завораживающими звуками, ни даже его мудростью. Одна из его тайн — то, что он смог проникнуть в сердца невежественных язычников и научить их вере, благочестию, нравственным поступкам.
Сегодня Коран стал учебником жизни более чем для миллиарда человек на Земле. Мусульмане, где бы они ни жили, пять раз в день поворачиваются лицом к Мекке, одинаково совершают намаз, читают один и тот же Коран. Тем не менее, мусульмане очень разные.
У многих из них сердца наполнены чистотой, добросердечием и любовью к людям. Но, к сожалению, есть и такие, у которых в сердце болезнь ненависти. Многие читают Коран, слыша в нем ноты добра, а некоторые, искажая его смысл, ищут в нем оправдание своим злым деяниям.
А ведь Всевышний, обращаясь к людям в своем Писании, говорит:
«Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах то, что удерживает их от размышления?» (Коран, 47:24)
Если открыть Коран, то легко увидеть, что призывы к мудрости и размышлению неоднократно встречаются в тексте этого писания. В качестве примера приведем несколько аятов:
«Это – Благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Коран, 38:29).
«Он — Тот, Кто распростер землю, установил на ней незыблемые горы и реки, взрастил на ней из разных плодов по паре. Он покрывает день ночью. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (Коран, 13:3)
Почему же Коран уделяет так много внимания понятию «размышления»? Во-первых, потому что размышления убеждают человека в величии, мудрости и милости Создателя, во-вторых, делают его веру более глубокой, а поклонение – более осознанным. Вера же без осознания — есть слепое подражание, а Ислам ни в коей мере НЕ призывает нас к бессознательному следованию.
Кроме того, размышления помогают нам правильно понимать слова Всевышнего, смысл которых, к сожалению, некоторые люди пытаются исказить и неправильно преподнести. Поэтому очень важно читать толкование Корана, или же учить арабский язык, чтобы в полной мере понимать его смысл.
Чтение же Корана в оригинале, на том языке, на котором он был ниспослан много веков назад, расценивается в Исламе как обряд поклонения Всевышнему. С тех пор в тексте этого писания не было сделано ни одного изменения, ни одна буква не была вписана в него или удалена из текста.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) часто говорил о пользе чтения Корана в своих высказываниях. В одном из них говорится:
«Каждому, прочитавшему хотя бы одну букву из Книги Аллаха, запишется за это одно благое дело, а за каждое такое благое дело воздастся в десятикратном размере. Я не говорю, что “Алиф, лям, мим” – это одна буква, нет “алиф” – это буква, и “лям” – буква, и “мим” – буква».
На примере праведников прошлого можно увидеть, как много времени они уделяли чтению Корана. Это может показаться нереальным, но имам Абу Ханифа мог прочитать весь Коран, книгу из 600 страниц, в двух ракатах намаза. А Усман ибн Афван (да будет доволен им Аллах) прочитал весь Коран в одном ракате. Абу Бакр бин Аяш в течение 40 лет каждый день завершал чтение Корана, и за свою жизь прочитал его 18 тысяч раз.
А как часто мы, мусульмане, берем Коран в свои руки? Проходят наши часы, дни, недели, месяцы и годы, а мы не открываем Книгу нашего Господа, кроме как изредка. Разве мы можем прожить день, не разговаривая с нашими близкими. Аллах же ближе к нам, чем кто-либо другой. И не уделить время поминанию Всевышнего и чтению Его книги было бы самой большой неблагодарностью Ему за все, что Он даровал нам.
Только представьте, в Коране больше 300000 букв. И за каждую букву Всевышний обещал награду в десятикратном размере. Разве это не выгодная сделка? В любой момент, в любом месте человек может обратиться к Аллаху, поговорить с Ним, взяв в руки Коран.
Да, современный ритм жизни не всегда оставляет нам возможности для дополнительного поклонения. Но если захотеть, всегда можно найти хотя бы несколько минут, чтобы уделить время Корану.
Читая Коран, мы не должны забывать и о том, что вслед за его чтением и размышлением обязательно должны последовать действия. В противном случае, цель ниспослания Корана не будет реализована в полной мере. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Коран – аргумент за тебя или против тебя» (Муслим)
Смысл этого хадиса очевиден: Коран принесет пользу человеку в том случае, если он будет читать его и жить в соответствии с ним. В противном случае, в Судный день Коран выступит аргументом против него.
Таким образом, мы пришли к тому, что главной целью ниспослания Корана, как и других небесных писаний, является следование законам Всевышнего, которые Он, на правах Создателя, установил для благополучия всего человечества. В одном из аятов Корана Аллах говорит:
«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (Коран, 16:89)
Другими словами, Коран — это инструкция к жизни, программа действий на каждый день в разных областях: в семье, обществе, политике, экономике и т.д. Вместе с тем, это религиозное учение, ибо оно готовит человека к вечной жизни.
Задача мусульман сегодня — научиться жить по Корану
Следовать Корану в наши дни — значит помнить о том, что Аллах Всевышний является единственным Создателем Вселенной и единственным, кто достоин поклонения и обращения к нему с мольбами.
Следовать Корану в наши дни — значит помнить о том, что человек является «наместником» Бога на земле и несет огромную ответственность за собственное благополучие, а также благополучие родных, близких и всего общества.
Следовать Корану в наши дни — значит постоянно стремиться к получению знаний. Наш пророк (мир ему и благословение) еще в те времена, когда верблюд был единственным средством передвижения, и путь от Аравии до Китая занимал многие месяцы, говорил, что в поисках знаний нужно добираться и до Китая.
Следовать Корану в наши дни — значит помнить о том, что вера — это не только внешнее проявление религиозности, но и внутреннее. Приблизительно 10% Корана уделено религиозным предписаниям, остальная же часть посвящена душе и разуму. Поэтому вера — это поклонение внешне и изнутри; это нравственное отношение к братьям по вере и иноверцам, соседям и родственникам; это честность и ответственность в любом деле; это призыв к Аллаху с мудростью и добрым наставлением; это нормы поведения за столом, при встрече, в мечети; это скромность и доброжелательность, снисходительность и чистосердечие. Всевышний говорит в Коране:
«Пoклoняйтecь Aллaxy и нe пpидaвaйтe Eмy в равные ничeгo. Обращайтесь с добром к родителям и близким, cиpoтaм и неимущим, coceдy близкoмy и coceдy далекому, друзьям, что с вами, и пyтникy, и тем, которыми владеют ваши правы руки. Пoиcтинe, Aллax нe любит высокомерных и гopдeливo xвacтливых» (Коран, 4:36).
Сегодня на нас, мусульманах, лежит большая ответственность перед Кораном. Мы в ответе за каждую милость, которую даровал нам Всевышний. Чтобы мы ни делали, мы делаем это от имени Корана. Люди смотрят на нас, и судят по нашим поступкам о том, чему учит нас Коран. Поэтому каждый из нас должен понимать, что он отвечает за имидж Ислама и формирует представление людей об Исламе и Коране. И в этом наша огромная ответственность.
islam.com.ua
Хадисы о нравственности верующего
«И ниспослали Мы [говорит Господь миров] тебя [Мухаммад, в качестве заключительного Божьего пророка и посланника] не иначе, как милостью для миров [ведь то, с чем ты пришел, является причиной счастья представителей мира людей и параллельного им мира джиннов, причем как мирского их благополучия, так и потустороннего; помогает устроить жизнь „здесь и сейчас“, а также „там и навсегда“]» (Св. Коран, 21:107).
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства».
Пророк Мухаммад сказал: «Верующий (му’мин) — это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются ни за себя, ни за свое имущество [то есть, находясь рядом с ним, являясь его соседом или имея с ним торговые либо партнерские отношения, они чувствуют себя в безопасности]».
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мусульманин (муслим) ни языком, ни руками не причиняет вреда мусульманину [а что касается представителей других верований и культур, то воспитанность и добропорядочность в отношении их — само собой разумеющееся]». В другом, схожем по вступительной части достоверном хадисе сказано: «Мусульманин (муслим) ни языком, ни руками не причиняет вреда мусульманину. А вот му’мин [тот, чья вера заметна не только во внешних проявлениях покорности Богу, например, в соблюдении молитвы-намаза, но и проникла в сердце проявляет такую степень порядочности и благонравия, что] люди [вне зависимости от того, к какой культуре или религии они относятся] как касательно самих себя, так и относительно своего имущества чувствуют себя в безопасности [то есть он всей своей сутью, не говоря уже о поступках, излучает надежность и порядочность]».
У пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) спросили о высокой нравственности, и он процитировал слова [из Корана]: «Возьми [себе на вооружение] умение прощать [быть снисходительным]; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]», а затем добавил: «[Высокие нравы] — это когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой [восстанавливаешь дружеские или, например, родственные отношения с тем, кто оборвал их в одностороннем порядке]; когда даешь [помогаешь] тому, кто [в свое время] лишил тебя или не дал; когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя».
Пророк Мухаммад сказал: «Возвращай вверенное тому, кто доверился тебе, и не предавай того, кто предал тебя!».
Благородство, благонравие — важные качества верующего, но сколь многим из мусульман, и не только, их не хватает. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами [в первую очередь — кто умеет управлять собой, контролировать свои эмоции, гнев, отвечает на плохое хорошим]. И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене [к мужу] (к своей семье)».
Пророк Мухаммад сказал: «… Ничто не продлевает жизнь так [не делает ее настолько благодатной, не наполняет смыслом], как любое проявление благородства [доброты, щедрости, праведности]».
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) назидал: «Будь набожен [в том числе стараясь оценивать верность, правильность своих поступков со стороны], где бы ты ни был! Вслед за проступком (грехом) соверши благое, и оно сотрет первое [и откроет перед тобой перспективу измениться в лучшую, а не в худшую сторону]! И относись к людям благонравно [будь воспитан в соответствии с хорошими манерами, во взаимоотношениях с другими не забывай об общепринятом нравственном этикете]!».
Заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует), говорил: «Есть три качества. Если они будут даны кому-либо из людей, тогда приобретенное этим человеком будет подобно богатствам рода Дауда (Давида) (1) справедливость [трезвый, справедливый подход при любых обстоятельствах] как в гневе, так и в благодатном [радостном, воодушевленном] состоянии; (2) сохранение цели [и поставленных перед собою задач как мирского, так и вечного характера] (экономия) [экономный подход к затратам] как в нищете, так и в достатке [когда человек вдруг оказывается без прожиточного минимума, он разом может растерять многие духовные ценности, перестать соблюдать нормы приличия, да и жизненные задачи оставить, ведь по нашептываемому Сатаной сценарию это (потеря достатка) разрушает перед ним все перспективы; когда же у него неожиданно появляется значительный достаток, Сатана шепчет: „Ты всего достиг, ты заслужил, можешь отдохнуть, расслабиться“, „Трать, как тебе вздумается“, и вся намеченная человеком созидательная перспектива лопается, подобно мыльному пузырю]; (3) набожность пред Всевышним, проявленная как открыто [на виду у людей], так и скрыто [когда о благородном поступке твоем знаешь только ты и Создатель]».
Заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), говорил: «Поистине, верующий (му’мин) своей воспитанностью и проявлением нравственности (благородным нравом) [постепенно] достигает степени [постоянно] постящегося и молящегося».
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) предупреждал: «Самым тяжелым [и весомым в качестве аргумента в пользу человека] на чаше благодеяний [в Судный День] будут [проявленные им в земной обители] высокие нравы (совершенные им благородные поступки) [а это и этика, и благородство, и воспитанность во взаимоотношениях с другими людьми]».
Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад говорил: «[Люди!] (1) Не завидуйте друг другу [не завидуйте кому-либо]! (2) Не набивайте (цену) [не побуждайте других купить ваш товар, искусственно создавая вокруг него ажиотаж через наличие ложных покупателей, например, завышающих цену]! (3) Не питайте отвращения (ненависти, неприязни) друг к другу [или к кому-либо]! (4) Не враждуйте друг с другом [учитесь легко находить общий язык с другими, ищите согласия, мирной формы разрешения возникающего недопонимания, проблем]! (5) Пусть один из вас не торгует против торговли другого [например, склоняя покупателей, уже сделавших покупку, на расторжение сделки обещанием более выгодных условий в качестве товара либо в цене]. Будьте братьями [не теряйте человечность, ощущение общечеловеческого родства, „все вы — дети Адама, а он — сотворен из земли“]. Мусульманин (человек, покорный Богу) является братом мусульманину — (1) не притесняет его, (2) не презирает его (не пренебрегает им) и (3) не оставляет его без помощи и поддержки (не бросает на произвол судьбы)! [И для того, чтобы все это гармонично присутствовало в вашей жизни, в вашем отношении к происходящему и поведении, важен трепет пред Богом и набожность, а] набожность вот здесь, — при этом пророк Мухаммад трижды указал на грудь [то есть набожность и богобоязненность заключается не в словах, религиозных терминах, отдельных поступках или арабских одеяниях, а в благородных качествах и характеристиках души, которые проявляются в правильности и красоте речи и поступков, в вашем настоящем неподдельном благонравии и благочестии]. Предостаточно человеку злодеяния, если он презирает или неуважительно относится к брату по вере [а что касается представителей других верований и культур, то воспитанность и добропорядочность в отношении них — само собой разумеющееся]. Все, [а особенно] кровь, имущество и честь мусульманина, является запретным и неприкосновенным для других мусульман».
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если соседи твои говорят о тебе как о хорошем человеке [рассказывая о тебе другим], то ты являешься таковым. Но если они говорят о тебе как о плохом человеке, то именно таким ты и являешься [а потому относись к соседям благосклонно, какими бы они ни были. Это воспитает в тебе добрые манеры верующего человека и облагородит]».
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Следуй верному пути [не совершай преступлений, сторонись явно запретного (спиртное, прелюбодеяние, ложь); выполняй в меру сил и возможностей обязательное пред Богом и обществом — религиозная практика и созидательная социальная активность] и пусть твой нрав пред людьми [независимо от того, кто они по национальности или вероисповеданию] будет хорошим (прекрасным) [лучшим]! [Будь примером для других и украшением общества, в котором живешь! Пусть набожность твоя пред Богом проявляется в правильности дел твоих!]».
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Делайте то, что повелеваю вам, в меру сил и возможностей, и сторонитесь того, что запрещаю».
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Наутро все органы человеческого тела наставляют его язык: «Побойся Бога! Мы ведь с тобою заодно: если последуешь верному пути [не лгать, не клеветать, не оскорблять других и не наговаривать на них; будешь говорить лишь добрые и вежливые слова, благодарить Творца и не станешь жаловаться], тогда и мы последуем этому пути [нас ожидает Божья награда и милость в земной обители и в вечной]. Но если ты собьешься с пути [благодарности Бога и праведности, греша и игнорируя мудрые наставления], тогда и мы собьемся [нас ожидает Божье наказание, даже если не в земной обители, то непременно в Аду, в обители вечной]».
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Лучшими из числа верующих являются те, у кого лучший нрав [наилучшие нравственные характеристики]». Поведение человека, его отношения с другими людьми, его реакции на различного рода обстоятельства — все это отражение силы веры в Бога и неотвратимость Судного Дня. Вера призвана преображать людей изнутри и облагораживать извне, но сколь редко можно это встретить в повседневных реалиях жизни. Хадис не говорит об отсутствии эмоций и реакций, он говорит о порядочности.
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит набожных [тех, кто сторонится явно запретного и совершает в меру сил и возможностей обязательное], богатых [в первую очередь своим внутренним миром, миром души и интеллекта] и незаметных [тех, кто не делает благое напоказ, не старается везде светиться и не лезет в объективы камер, а из года в год, из десятилетия в десятилетие совершает добрые дела, благородные поступки, трудом своим принося пользу окружению и людям в целом]».
Богословский перевод хадисов выполнен Шамилем Аляутдиновым
Хадисы о положительных качествах
Все мы разные, индивидуальные, неповторимые, но всем нам дано нечто объединяющее нас. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Умение вызвать в другом человеке [совершенно неважно, кто он и кто вы] симпатию [уважение, любовь] — это [весомая] половина разума [верующего человека]».
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто сдержит гнев [проглотит обиду] тогда, когда он в состоянии ответить [на нее], того в Судный День Господь вызовет пред всем человечеством для выбора желаемого им».
«Без сомнений, Господь добр, мягок и любит видеть в людях именно эти качества. За доброту и мягкость Он дает то, чего не даст за строгость и суровость (резкость, неуважительность в поведении и словах). Дает то, чего ни за что иное не даст». То есть эти качества особо действенны для раскрытия Его милости и прощения, что всегда актуально для любого здравомыслящего из людей.
«Находчивый (сообразительный) человек — это тот, кто умеет усмирять свой пыл [эмоции], страсти (знает меру в желаниях; делает то, что нужно, а не то, что ему хочется) и не забывает в делах и поступках о вечном [работает над тем, чтобы быть счастливым и в мирской обители, и в вечной]. Слабый же, немощный — это тот, кто идет на поводу своих желаний, хотений и постоянно надеется на Бога [сидит сложа руки, не делая ничего особенного для их воплощения]».
«Среди людей [верующих и благородных делами, поступками] есть те, которые не относятся к пророкам, а также не являются отдавшими свои жизни за веру и Отчизну, но в Судный День именно им будут завидовать белой завистью и первые, и вторые по причине привилегированности пред Богом и особого Его отношения к ним». У Пророка спросили: «Просим тебя, дай нам знать, кто они и каковы их характеристики (их дела, поступки), мы [хотя бы] полюбим их [будем уважительно относиться к ним, дружить с ними]!» «Они — выстраивающие хорошие, добрые отношения с другими лишь на любви к Богу, притом что в этом общении они никак не связаны [долгом] родственных связей и нет материальной подоплеки. Клянусь Аллахом (Господом миров)! Их лица — свет, и они как в свете (окружены им). Когда другие боятся, они — не боятся [страх не пускает свои корни в их душах и сознании, он минует их, не задерживаясь], когда другие опечалены [угрюмы, опускают уже свои руки от усталости, тягот жизни, долгого отсутствия ожидаемого результата], они — не печалятся [все также идут вперед, несмотря на душевные переживания]», — пояснил посланник Всевышнего, процитировав после этого 62-й аят 10-й суры.
У Пророка спросили: «Кто близок к Богу (то есть, кто из числа авлия’)?» Он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Те, посмотрев на кого, вы вспоминаете о Нем (кто своим присутствием уже напоминает о Господе миров)».
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Нет веры у того, кто ненадежен (в ком нет преданности, честности). И нет религии у того, кто необязателен (кому нельзя что-то поручить, вверить)».
Когда один из людей попросил у Пророка наставления, он ответил: «Не гневайся». При повторной просьбе он также повторил: «Не гневайся».
«Одна из отличительных черт хорошего мусульманина — не обращать внимания, оставить, покинуть то, что его не касается», а в другом хадисе сказано: «он очень мало говорит о том, что лично к нему не имеет отношения».
Основой религии являются слова, сказанные пророком Мухаммадом:
1. Оставь то, в чем сомневаешься.
2. Будь аскетом.
3. Оставь то, что тебя не касается.
4. Совершай все с намерением.
Вахб ибн Мунаббих, вспоминая мудрость рода пророка Дауда (Давида), говорил: «Умный должен знать (понимать, чувствовать) время, в котором живет; придерживать язык (когда это необходимо) и полностью отдаваться своему делу».
Сподвижник пророка Мухаммада Анас рассказал: «Мы (некоторое количество сподвижников) сидели однажды вместе с Пророком. Посланник Всевышнего вдруг сказал: «Сейчас зайдет человек, который станет обитателем Рая». И зашел человек, с лица которого стекали капельки воды после совершенного омовения. В левой руке он держал обувь. [Анас, присутствовавший там, постарался увидеть в человеке нечто особенное, и заметил только упомянутое]. На второй и третий день все повторилось. [На третий день] Пророк, через некоторое время [после сказанного об этом человеке в очередной раз], поднялся [и удалился]. ‘Абдулла ибн ‘Амру ибн аль-‘Ас (сын ‘Амру ибн аль-‘Аса) последовал за этим человеком. Догнав его, юноша воскликнул: «Я не поладил с отцом и сказал ему, что не приду домой на протяжении трех суток! Не мог бы я погостить эти три дня у вас?» Человек ответил: «Конечно».
Анас продолжает: «В последующем ‘Абдулла рассказал нам, что провел у этого человека три ночи и ни разу не увидел, чтобы он встал на ночную молитву («Тахаджуд»). Единственное [более-менее примечательное] так это то, что, просыпаясь среди ночи и переворачиваясь в постели, он упоминал Всевышнего и возвеличивал Его. С появлением зари он просыпался на утреннюю молитву («Фаджр»). ‘Абдулла также заметил, что этот человек ни разу (за эти дни) ничего плохого не сказал (говорил только благое). Когда прошло трое суток, юноша, разочаровавшись, решил покинуть радушного хозяина и, прощаясь, пояснил ему: «Меж мною и моим отцом не было размолвки, но дело в том, что посланник Всевышнего причислил вас (утвердительно и без сомнений) к обитателям Рая. Поэтому я решил понаблюдать за вами и последовать вашему примеру. Но ничего особенного [например, поста через день или большого количества дополнительных молитв] я не увидел. Что же могло послужить столь высокой награде?» Мужчина ответил: «Все так, как ты видел». Когда ‘Абдулла собрался было уже уходить, этот верующий окликнул его: «Все так, как ты видел, но прибавить к этому можно еще и то, что я никогда не держу на душе злобы и не завидую людям из-за тех благ, которые им даровал Аллах». ‘Абдулла воскликнул: «Именно это подняло тебя на такой уровень! Ведь это то, что неописуемо сложно».
Богословский перевод хадисов выполнен Шамилем Аляутдиновым
Хадисы об отрицательных качествах
— «...[Лучшие — те] кто не становится бременем, ношей для других».
— «Находчивый (сообразительный) человек — это тот, кто умеет усмирять свой пыл [эмоции], страсти (знает меру в желаниях; делает то, что нужно, а не то, что ему хочется) и не забывает в делах и поступках о вечном [работает над тем, чтобы быть счастливым и в мирской обители, и в вечной]. Слабый же, немощный — это тот, кто идет на поводу своих желаний, хотений и постоянно надеется на Бога [сидит сложа руки, не делая ничего особенного для их воплощения]».
— «Все вы — дети Адама [и Евы]. Адам сотворен был из земли. Пусть же прекратят люди бравировать своими предками [пусть не возносятся над другими, перечисляя достижения или подвиги своих родов, племен, народов], иначе станут они пред Богом [потеряв человеческое лицо в результате своей гордыни и кичливости за чужие успехи и поступки] даже ниже по значению, чем [обычный] навозный жук».
— «Проникла в вас болезнь прошлых цивилизаций (народов) — зависть и злоба (ненависть). Эта болезнь — лезвие. Но оно не бреет волосы, а «бреет» набожность [убивает веру в человеке]. Клянусь Тем, в чьей власти моя душа [клянусь Господом миров]! Вы не войдете в Рай, пока не уверуете. [Если до наступления смерти не станет осознанно верующими, вам Рая не видать.] И вы не сможете стать верующими [не будет полной ваша вера], пока не начнете испытывать чувство любви и уважения друг к другу. Сказать вам о том, что поспособствует этому? Желайте друг другу мира [не столько механически на словах, сколько на уровне души, искренними и глубокими теплыми чувствами друг к другу, это растопит сердца и удалит неприязнь, ненависть, злобу]».
— «Кого Господь подведет к тому, чтобы стать мусульманином [носителем постулатов веры и религиозной практики], научит Корану [читать и понимать его], а он после этого [после таких открывающихся перед ним духовных, моральных и интеллектуальных возможностей] будет [временами либо постоянно] жаловаться на нужду (бедность, лишения), у того меж глаз будет написано «нищета», причем надпись эта сохранится до Судного Дня». После этих слов посланник Всевышнего процитировал 58-й аят 10-й суры.
— «[В человеке есть] три качества, которые очень сложно поставить под контроль (сложно победить, обезопасить себя от них) [но работать над ними с именем Всевышнего и ради своего благополучия необходимо]. Это — (1) обращение внимания на дурные приметы, предзнаменования [зависимость от них на уровне мысли]; (2) плохие размышления о других; (3) зависть (черная зависть)». У посланника Всевышнего спросили: «А как же нам быть, в чем выход?» Он ответил: «Если увидели плохое [по народной традиции] предзнаменование, то не сворачивайте с пути (не обращайте внимания, продолжайте свой путь). Если появляются плохие мысли о ком-то, то не превращайте их в истину (не проверяйте, не производите расследование, не оправдывайте свои предположения). А если появилось чувство зависти, то не давайте ему ход (не делайте что-либо неправильное, грешное по отношению к тому, кому вы позавидовали)».
— Пророк Мухаммад говорил: «Не зайдет в Рай тот, в сердце которого есть хоть малая частица высокомерия». Его спросили: «А если, например, человек любит хорошо одеваться, носить красивую обувь?» Он ответил: «Воистину, Богу присуще лишь красивое (изящное, совершенное), и Он любит красоту. [То есть любовь к красоте, к чему-то изящному, хорошему, аккуратному не есть проявление гордости, важности, надменности]. Высокомерие — это неприятие правды (упрямое несогласие с тем, что очевидно) и пренебрежительное отношение к людям».
автор: Шамиль Аляутдинов
Хадис "Набожность вот здесь"
Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад говорил: «[Люди!] (1) Не завидуйте друг другу [не завидуйте кому-либо]! (2) Не набивайте (цену) [не побуждайте других купить ваш товар, искусственно создавая вокруг него ажиотаж через наличие ложных покупателей, например, завышающих цену]! (3) Не питайте отвращения (ненависти, неприязни) друг к другу [или к кому-либо]! (4) Не враждуйте друг с другом [учитесь легко находить общий язык с другими, ищите согласия, мирной формы разрешения возникающего недопонимания, проблем]! (5) Пусть один из вас не торгует против торговли другого [например, склоняя покупателей, уже сделавших покупку, на расторжение сделки обещанием более выгодных условий в качестве товара либо в цене]. Будьте братьями [не теряйте человечность, ощущение общечеловеческого родства, «все вы — дети Адама, а он — сотворен из земли»].
Мусульманин (человек, покорный Богу) является братом мусульманину — (1) не притесняет его, (2) не презирает его (не пренебрегает им) и (3) не оставляет его без помощи и поддержки (не бросает на произвол судьбы)!
[И для того, чтобы все это гармонично присутствовало в вашей жизни, в вашем отношении к происходящему и поведении, важен трепет пред Богом и набожность, а] набожность вот здесь, — при этом пророк Мухаммад трижды указал на грудь [то есть набожность и богобоязненность заключается не в словах, религиозных терминах, отдельных поступках или арабских одеяниях, а в благородных качествах и характеристиках души, которые проявляются в правильности и красоте речи и поступков, в вашем настоящем неподдельном благонравии и благочестии].
Предостаточно человеку злодеяния, если он презирает или неуважительно относится к брату по вере [а что касается представителей других верований и культур, то воспитанность и добропорядочность в отношении их — само собой разумеющееся]. Все, [а особенно] кровь, имущество и честь мусульманина, является запретным и неприкосновенным для других мусульман».
автор: Шамиль Аляутдинов