4 Apr 02:32 avatar

МашаАллах, иншаАллах, альхамдулиЛлях

Фетвы и ответы: МашаАллах, иншаАллах, альхамдулиЛлях

Тот, кто общается с мусульманами, может часто слышать такие слова: «МашаАллах», «Аллаху Акбар», «ИншаАллах», «Астагфируллах», «Субханаллах», «Субханаху ва Тааля» и другие.
 
Что эти выражения означают и как их правильно использовать?
 
Они не произносятся для связки слов, а в некоторых случаях помогают защититься от дурного, или, например, от сглаза.
 
«Аллаху Акбар» — дословно «Аллах Велик». Часто используется в ситуациях удивления, радости, в трудных ситуациях, или как восхваление, зикр.
 
Альхамдулиллах, альхамдулиллях, «благодарение Богу», «хвала Аллаху» — молитвенное восклицание, используемое в арабских и других мусульманских странах для восхваления Всевышнего.
 
Изначально считалось, что фраза Альхамдулиллях должна произноситься с чувством любви, поклонения и восхищения перед мощью, славой и милосердием Творца. Однако она нередко применяется в быту в ситуациях, сходных с теми, когда русскоязычные говорят «слава Богу!».
 
Например, как ответ на вопрос о том, как обстоят дела (в данном случае эквивалетно «Слава Богу, хорошо»). Или как ответ на вопрос: «Ты мусульманин?» (в данном случае — «Слава Богу, мусульманин»).
 
Чихающий сам говорит «Альхамдулиллях» (в ответ, как эквивалент русскому «Будь здоров!», слышит «Пусть тебе будет милость Аллаха» — «ярхамукя(ки)-Ллаху»).
 
«МашаАллах» — дословный перевод этого выражения: «Так пожелал Аллах!». Эта фраза выражает удивление от увиденного и нежелание сглаза.
 
«ИншаАллах» — «как пожелает Аллах», хотя дословно фраза переводится: «Как пожелал Аллах», поскольку всё предопределено Всевышним. Употребляется при намерении мусульманина на совершение какого-либо действия. «ИншаАллах» сродни обещанию. Если верующий так говорит, значит, он предпримет все необходимые меры для претворения сказанного в жизнь, уповая при этом на помощь Всевышнего.
 
«Астаг1фируллах» — дословно «прошу прощения у Аллаха», иногда в значении: «Боже упаси!». То есть мусульманин ищет защиты от такого же горя, бедствия и т.п. у Аллаха. Это выражение используется и как зикр.
 
«Субханаллах» — дословно: «Преславен (или Пречист) Аллах». Произносится в момент удивления.
 
«Субханаху уа Тааля» — это выражение употребляется после произнесения имени Всевышнего. Например, «Аллах Субханаху уа Тааля» — Аллах Преславен (или Пречист) и Возвышен.
 
«БаракаЛлаху фикум» — обычно используется людьми, знающими арабский язык и имеющими правильное произношение. Может употребляться для связки слов, опираясь на хадис, повествующий о произнесении добрых слов людям. Фраза переводится «Пусть Аллах даст тебе баракат». Нужно учитывать, кому говорится «фикум» и сколько человек находится рядом.
 
«БаракаЛлаху фикум» — пусть Аллах даст вам (мн.ч.) баракат.
 
«БаракаЛлаху фика» — пусть Аллах даст тебе (муж.род) баракат.
 
«БаракаЛлаху фики» — пусть Аллах даст тебе (жен.род) баракат.
 
Эти формы наиболее используемые, но кроме этого есть и двойственное число.
 
АузубиЛлях — «прибегаю к защите Аллаха». Произносится в случае, если мусульманин не желает чего-то плохого.

4 комментария

avatar

БаракаЛлаху фика!

  • Kolya
  • +2
avatar

Произносить «Альхамдулиллях» полезно для здоровья

Коран и хадисы содержат много примеров пользы положительного психологического настроя, стойкости и оптимизма перед лицом невзгод. А знаете ли вы, что терпение и позитивный взгляд на жизнь – это два сильнейших средства исцеления?

В Коране говорится: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся”… Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (Коран, 2:155-156).

Современная наука открыла, что эта милость часто может приходить в форме крепкого здоровья. В своей книге «Наука и практика иридологии» Бернард Йенсен (Bernard Jensen) пишет: «Доктор сегодняшнего дня признает, что самое важное для человека это не физическое тело, а ум, который его контролирует». Доктор Тэд М. Мортер (Ted M. Morter) подтверждает это в своей книге «Наше здоровье – наш выбор», где он пишет, что «негативные мысли – это самый главный производитель кислоты в организме (а высокий уровень кислотности в организме – главная причина заболеваний),… потому что ваш организм реагирует на негативный психо-эмоциональный стресс, вызванный мыслями, точно так же, как он реагирует на “реальную” физическую угрозу».

Действительно, больничные исследования показывают, что из всех пациентов, которые обращаются в амбулаторные медучреждения США, у 70% не обнаруживается для жалоб никаких оснований органического характера. Это очень высокий показатель. Но хотя с медицинской точки зрения у этих пациентов не оказывается очевидного органического источника жалоб, у этого явления все-таки физическая подоплека. С тех пор как стал популярен психоанализ Фрейда, при решении определенных проблем люди часто стали обращать внимание исключительно на психику, забывая, что психическое и физическое неотделимы друг от друга.

Наш ум – это наш мозг, а мозг – это орган. Как и всем другим органам, ему нужны те же питательные вещества, и он подвержен таким же проблемам. В конечном счете, мозг это такая же часть нашего тела как и все другие, и он полностью зависит от тела. Для выработки энергии ему требуются углеводы, в отличие от других тканей, которые могут вырабатывать их из жиров и калия. Следовательно, это первый орган, который страдает от низкого содержания сахара в крови и реагирует на него сильнее других. Сам Фрейд говорил, что психоанализ не подходит для лечения таких заболеваний как шизофрения, и утверждал, что со временем будет установлена их биохимическая природа.

Если не забывать, что мозг – это орган, он работает согласованно с другими органами и питается из того же кровотока, то становится понятным, как то, что происходит с нашей психикой, влияет на наше физическое состояние. Например, мыслительная деятельность и процесс обучения требуют питательных веществ, в частности фосфора. Поэтому тяжелые нагрузки на мозг могут вызвать дефицит фосфора в организме. Справедливо и обратное. Люди с высокими интеллектуальными способностями обычно имеют высокий уровень фосфора в организме.

Пророк (мир ему и благословение) проявил огромную мудрость, когда, как сообщает Абу Хурайра, сказал: «Сильный не тот, кто побеждает людей, а сильный тот, кто может контролировать себя в гневе». Действительно, оставаться спокойным и терпеливым – это главное.

Фосфор не единственное вещество, уровень которого резко падает от психического стресса и отсутствия душевного спокойствия. Если щитовидная железа – главный орган, отвечающий за управление эмоциями – работает с большой нагрузкой, организм испытывает недостаток йода. Стресс от утраты работы, развода или переезда может вызвать потерю калия и натрия, потому что он влияет на надпочечники, которые, в первую очередь, вырабатывают эти вещества.

Перевозбуждение даже может вызвать гипогликемию (низкий уровень сахара в крови). Пророк (мир ему и благословение) советовал нам жить в умеренном темпе, но это не мешает нам слишком часто подвергать себя интенсивным психическим нагрузкам от многочасового сидения перед телевизором, бесконечных походов по магазинам, кино, вечеринкам, паркам развлечений и прочего. Когда мы видим нечто захватывающее или волнующее, происходит стимуляция коры надпочечников, что вызывает повышения уровня сахара в крови. Это, в свою очередь, заставляет поджелудочную железу вырабатывать инсулин для снижения сахара в крови, из-за чего мы чувствуем усталость и слабость.

Мы должны стремиться к тому, чтобы у нас дома и на работе царил мир и было как можно меньше стрессов. Один из способов противодействовать последствиям стресса – это просто осознавать, что нам приходится сталкиваться со стрессами, и употреблять достаточно питательных веществ.

Например, если нам приходится долго не спать, молясь и читая Коран во время Рамадана, стоит употреблять в пищу продукты, богатые фосфором, которые помогут нам поддержать его уровень в организме. Если нам приходится часто двигаться, путешествовать, например, совершая хадж или умру, следует повысить прием пищи с высоким содержанием калия и натрия, а также комплекс витаминов группы В.

Полностью игнорируя взаимосвязь между психическим и физическим здоровьем, мы упускаем важную деталь картины нашего личного здоровья. Но, как и в большинстве случаев заболеваний, профилактика имеет первостепенное значение по сравнению с лечением. Таким образом, лучший способ избежать отрицательных эмоций и плохого настроения – это помнить и применять на практике мудрость, явленную нам через Коран и хадисы.

Частое повторение «Альхамдулиллях» (хвала Аллаху) за все, что у нас есть и все, с чем мы сталкиваемся, успокаивает нас и способствует укреплению здоровья.

Нам следует говорить «иншааллах» (если на то будет воля Аллаха) за все, чего мы хотим, и «субханаллах» (Аллах выше каких-либо недостатков) — когда мы видим, что-то волнующее или удивительное.

Не забывайте произносить «астагфируллах» (да простит Аллах), если вы проявили несдержанность или слабость, и самое главное «Аллаху Акбар» (Аллах Велик) — когда сталкиваетесь с трудностями.

Давайте регулярно повторять эти пять словосочетаний, пусть они будут как мультивитамины, которые мы принимаем ради хорошего здоровья и самочувствия.

Карима Барнс (Karima Burns), OnIslam, перевод «Ислам для всех»

  • Eldar
  • +2
avatar

Пожалуй, в каждом языке есть свои устойчивые выражения, и, конечно же, самый богатый словарным запасом арабский язык не исключение. В арабском языке есть фразеологизмы, пользующиеся широкой популярностью в виду того, что имеют религиозную основу. Речь идёт о таких устойчивых выражениях, как: иншааллах, машаллах и аль-хамдулиллях. Их устное использование не вызывает никаких вопросов в отличие от их отображения на письме. Причиной этому является то, что в русском языке нет тех букв и звуков, что есть в арабском. И поэтому, прежде всего, нужно понимать, что не все арабские слова можно правильно написать и прочитать русским языком.

Иншааллах. Это словосочетание состоит из трёх арабских слов: «ин» (ان), частица условия, означающая «если»; глагола «шаа"» (شاء) – «желать» и имени собственного – «Аллах» (الله). Здесь немного остановимся на имени Всевышнего, рассмотрим, как оно образовалось. Корень или основа этого слова – «иляхун» (اله), что означает «бог». В виду того, что мы мусульмане и под богом подразумеваем истинного и Единственного Бога, к этому слову присоединили артикль аль ال, который в арабском языке служит частицей, придающей определённость, когда речь идёт о чём-то конкретном. А хамзу (ا), с которого начинается слово «иляхун», сбросили для облегчения, и в итоге образовалось слово الله (Аллах). И первой буквой этого слова является хамзатуль-васли (همزة الوصل) – ا, это такая буква, которая имеет огласовку, если речь начинается с этого слова, а если слово, начинающееся с этой буквы, попадает в середину речи, буква теряет свою огласовку. Кроме того, в слове اه (Аллах) последняя буква ه не имеет аналога в русском языке, однако такой звук даёт английская буква h, например, в слове hello. Поэтому, как и было в самом начале сказано, не все арабские слова можно правильно написать и прочитать на русском, но более или менее правильными вариантами будут: «ин шаа-лЛаh» и «ин шаа Аллаh» или с небольшим искажением «ин шаа-лЛах» и «ин шаа Аллах».

Машаллах. Это словосочетание тоже состоит из трёх слов: (ما شاء الله). Поэтому более верными будут следующие варианты: «машаа-л-Лаh» и «машаа Аллаh» или с небольшим искажением «машаа-л-Лах» и «машаа Аллах». Значение у этого фразеологизма следующее «[как же прекрасно] то, что пожелал Аллах».

Аль-хамдулиллях. Это словосочетание состоит из двух слов: الحمد له, которое переводится как «вся хвала Аллаху». В слове الحمد («вся хвала»), есть буква «ха» (ح), которой нет ни в русском, ни в английском языках. Поэтому здесь без искажения, как минимум, при писании вообще не обойтись. Близким к правильному будет – «аль-хамду ли-л-Ляh» или с небольшим искажением «аль-хамду ли-л-Лях».

Хочется ещё раз отметить, что написание этих слов (буквами русского алфавита) – вопрос не принципиальный. Писать не так, как здесь предложено, не будет ни грехом, ни даже не нежелательным действием. Самое главное, чтобы при писании или произнесении не было пренебрежения.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов, islamdag.ru

  • Eldar
  • +2
avatar

Прекрасный язык и приятное на слух произношение. В Раю, кстати, люди будут разговаривать на арабском языке.

Оставить комментарий