Мудараба: основные понятия и условия договора
Ислам, как целостная система регулирования жизни человека, установил для мусульман чёткие рамки поведения как в видах поклонения Аллаху, так и в торгово-экономических отношениях. Есть виды договоров и финансовых операций, которые категорически запрещены и неприемлемы в исламе. А есть договоры, которые разрешены и практиковались самим посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а также его сподвижниками.
Одним из видов запрещённых в исламе финансовых операций является договор, содержащий в себе элементы «риба», то есть ростовщичества, на котором построена современная банковская система. Мусульманам строго-настрого запрещено вкладывать деньги с намерением получения гарантированного процента от капитала. Об этом свидетельствуют многочисленные аяты Корана и хадисы посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). В качестве примера достаточно привести аят: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (сура «Корова», аяты 278-279).
«Как же так? – могут завопить немусульмане. – Как вы собираетесь основывать крупные компании, строить многомиллионный бизнес или просто покупать дорогую машину, не оформляя кредит в банке? И можете ли вы вообще говорить о выгодных вложениях своих денег, если не вкладываете их в надёжные банки, где ваши деньги растут под 10–12% годовых? Вы обречены остаться бедными, если откажетесь от традиционной банковской системы!»
Ответ на все эти заявления будет простым. Во-первых, люди абсолютно не нуждаются в ростовщической системе, для того чтобы получить деньги для закладки основ бизнеса или выгодного капиталовложения. Более того, традиционная банковская система, даже если и кажется полезной на первый взгляд, является губительной для простых людей. Немало людей лишились своего бизнеса, залезли в огромные долги и даже потеряли жизни, из-за того что связались с кредитами. Раскрывать тему о вреде ростовщичества следует в отдельной статье, потому что тема эта большая и требует тщательного разбора. А пока советуем просмотреть фрагмент советского художественного фильма «Республика ШКИД», где один маленький и хитрый ребёнок в столовой давал хлеб в долг. Небольшой отрывок этого фильма за пару минут раскроет для вас всю сущность ростовщичества.
Во-вторых, в исламе есть своя система инвестирования и привлечения капитала, которая заменяет мусульманам запретные ростовщические операции и предлагает лёгкий путь к обогащению. Одной из частей этой системы является мудараба, о которой пойдёт речь далее.
Что такое мудараба?
К сожалению, многие мусульмане никогда не слышали о том, что такое мудараба, и уж тем более не практиковали её. Мудараба, или, иными словами, инвестирование – это финансовая операция, когда лицо, имеющее капитал, предоставляет его другому лицу, владеющему бизнесом или бизнес-планом, в целях оборота денег и получения прибыли, которая обговаривается при заключении договора.
Проще говоря, если у вас есть деньги, но нет какого-либо бизнеса или умения вести дела, вы можете предоставить эти деньги своему другу, который занимается бизнесом или имеет план, для того чтобы увеличить ваш капитал.
«А в чём разница между мударабой и ростовщичеством, если в обоих случаях человек вкладывает деньги и получает определённый процент с капитала?» – спросите вы. Существенная разница, из-за которой мудараба разрешена в исламе, – это наличие риска потери вложенных денег, в отличие от ростовщичества, когда возврат денег и прибыли гарантирован.
Далее подробно рассмотрим все необходимые условия, которые нужно соблюдать при заключении договора мудараба и в дальнейшем ведении бизнеса.
Основы и условия договора мудараба
Мудараба, как и другие виды договоров в исламе, имеет свои обязательные составные, при отсутствии или нарушении которых становится недействительным.
Обязательные составляющие (арканы) договора мудараба сводятся к трём: формулировка договора, две стороны и капитал.
1. Формулировка договора. Она должна прозвучать или быть записанной в форме, выражающей предоставление первой стороной капитала второй стороне в целях занятия бизнесом, а также словами, подтверждающими согласие на этот договор от второй стороны. Например: «Я даю тебе деньги под мударабу, для того чтобы ты занимался бизнесом и мы разделили прибыль (например) 50% – 50%».
Формулировка не должна быть связана с каким-нибудь условием, как, например, наступление следующего месяца, или иметь большой интервал между предложением первой стороны и принятием договора второй стороной.
2. Две стороны. Естественно, при составлении договора должно быть две стороны. Первая сторона – это инвестор, желающий вложить деньги в бизнес и получить прибыль. А вторая сторона – работник или бизнесмен, желающий получить инвестирование в свой проект или готовый бизнес.
3. Капитал. Наличие капитала также является обязательным пунктом в договоре мудараба. В свою очередь, капитал имеет несколько условий. Во-первых, необходимо, чтобы сумма капитала была определённой и ясной. Во-вторых, капитал должен быть в наличии и не должен представлять собой долг или находящуюся далеко абстрактную сумму. В-третьих, капитал должен быть вручён второй стороне.
Помимо обязательных составляющих есть также условия, которые обеим сторонам необходимо соблюдать в течение всего процесса мудараба. Таковых условий три:
1. Отсутствие ограничений. Инвестор не должен препятствовать покупке какого-либо товара или ставить свои обязательные условия покупки, связанные с товаром, который интересен лично ему.
2. Участие в разделении прибыли. Обе стороны должны получить свои доли от прибыли, которая будет обговариваться при заключении договора. И первая, и вторая сторона обязательно должны получить хоть какую-нибудь часть от прибыли. Если это условие не будет соблюдено, как если будет обговорено, что всю прибыль получит вторая сторона или первая сторона, то договор будет считаться нарушенным.
К тому же прибыль должна быть точно обговорена. Например, инвестор получает одну треть от прибыли, а работник получит две трети от прибыли. К тому же эта прибыль должна касаться только их обоих. Наличие третьей стороны, не участвующей в процессе, не допускается.
Прибыль обязательно должна рассматриваться в процентных долях. Нельзя, чтобы прибыль какой-либо стороны была фиксированной суммой.
3. Независимость работника. Инвестор не должен ставить условия, предполагающие его участие в работе, потому что это будет означать, что инвестированные в проект деньги останутся в его руках, а мы ранее говорили, что капитал должен быть у работника, который будет сам распоряжаться им.
Из вышеперечисленного нам стало ясно, какие обязательные составные должны быть в договоре мудараба, а также какие условия должны соблюдаться, когда договор вступит в силу.
Теперь необходимо прояснить один важный момент. В самом начале мы сказали, что мудараба отличается от ростовщичества тем, что несёт в себе определённый риск. Что это за риск? Этот риск связан с тем, что если работник, в чей бизнес инвестор вложил свои деньги, прогорит либо потеряет деньги или товар по не зависящей от него причине, он не возвращает инвестору капитал. Это и есть тот самый риск, который нужно учитывать при составлении договора.
А теперь, для того чтобы было понятнее, объясним договор мудараба на примере. Представьте, что у вас есть деньги, которые лежат потихоньку в сундуке и никак не увеличиваются. В один день к вам приходит ваш друг и говорит: «У меня есть бизнес-проект. Мне нужно 500 000 рублей, чтобы купить товар, и примерно два месяца, чтобы его реализовать. Я подсчитал прибыль и твёрдо могу заявить, что через два месяца получу 240 000 рублей чистой прибыли. Я готов предложить тебе одну треть от неё, то есть 80 000 рублей, если ты предоставишь мне капитал».
Если вы соглашаетесь и дела у вашего друга идут хорошо, то через два месяца вы получаете назад свой основной капитал – 500 000 рублей, а также прибыль в размере 80 000 рублей. А ваш партнёр получит свою часть прибыли в размере 160 000 рублей. Вы увеличили свой капитал почти на одну пятую часть, а ваш друг получил свой собственный капитал, который сможет дальше наращивать.
Если каким-то образом план вашего друга не сработает или при форс-мажорных обстоятельствах товар будет утерян, он не должен будет возвращать вам капитал.
Кто этим серьёзно занимается?
Исламского банкинга в России, к сожалению, пока нет. Но есть много примеров зарубежных банков, как исламских, так и традиционных, с «исламскими окнами», которые практикуют операции с мудараба. Ведущие позиции в этой сфере, естественно, занимают исламские банки арабских стран, такие, как Abu Dhabi Islamic Bankили Islamic Development Bank, хотя есть и европейские примеры, как Islamic Bank of Britain в Великобритании илиAmana Mutual Funds Trust в США.
В России на данный момент есть зачатки исламского банкинга в виде частных финансовых организаций. Примером в Дагестане может служить финансовый дом «Масраф», который практикует операции с мудараба, вкладывая и принимая инвестиции. Это реальный пример организации, которая получает прибыли, а также помогает получать её другим и строить бизнес.
Заключение
Для того чтобы понять огромную пользу исламских финансов на примере мудараба, надо хотя бы раз этим заняться. Если мусульманин подготовит хороший бизнес-план, сможет его чётко презентовать и доказать, что риски в его плане минимальны, найдутся десятки бизнесменов, готовых инвестировать в его дело. Это гораздо лучше, чем брать деньги в долг, который зачастую никто не хочет давать. Практикуя мударабу, мусульмане помогают друг другу увеличивать свои накопления, зарабатывать капитал, не имея никаких денег, увеличивать и начинать производство, а также многое другое.
Появившиеся финансовые организации и исламские банки говорят о том, что мудараба и исламская экономика в общем довольно востребованы, поэтому в ближайшее время следует ожидать увеличения числа потенциальных инвесторов в бизнес-проекты, связанные с мударабой, которые помогут молодым мусульманам-бизнесменам заработать свои первые миллионы.
Ислам Абдуллаев [islamcivil.ru]
1 комментарий
Мудараба – одна из форм инвестирования в Исламе
Мудараба — это особый вид партнёрства, где один партнер предоставляет денежные средства другому партнёру с целью их инвестирования в коммерческое предприятие. Партнёра, который инвестирует средства, называют рабб-уль-маль, а управление и осуществление хозяйственной деятельности являются исключительной обязанностью второй стороны, именуемой мудариб.
Различие между мушарака и мудараба заключаются в следующем:
1) в мушарака инвестиции поступают от всех партнёров, а в мудараба за инвестирование ответственен исключительно рабб-уль-маль;
2) в мушарака все партнёры имеют право участвовать в управлении бизнесом и выполнять работу, связанную с этим, а в мудараба рабб-уль-маль не имеет права участвовать в управлении, которое осуществляет исключительно мудариб;
3) в мушарака убытки распределяются среди всех партнеров пропорционально их доле в инвестировании, а в мудараба убытки, если они есть, несёт только рабб-уль-маль, так как мудариб в инвестировании не участвует. Потери мудариба заключаются в напрасности его труда, который не принёс ему прибыли. Однако этот принцип справедлив при условии, что мудариб работал с должным усердием, которое обычно прилагают для бизнеса подобного рода. Если же он работал недобросовестно или мошенничал, то понесёт ответственность за ущерб, полученный из-за его халатности или умышленного обмана;
4) в мушарака ответственность партнёров обычно неограниченна. Поэтому, если долги бизнеса превышают его имущество и бизнес ликвидируется, то вся сумма долга распределяется пропорционально среди всех партнёров. Если же все партнеры согласились, что никто из них не должен принимать долги в ходе ведения бизнеса, то в таком случае долги сверх капитала возлагаются только на того партнера, из-за которого они возникли, так как он нарушил вышеупомянутое условие. В мудараба же дело обстоит иначе. Здесь ответственность рабб-уль-маль ограничена его инвестициями, за исключением случаев, когда инвестор (рабб уль-маль) уполномочил мудариба брать в долг от его (инвестора) имени.
5) когда партнёры объединяют свой капитал в общий фонд, всё имущество мушарака становится общим пропорционально их инвестициям. Поэтому каждый из них может извлечь выгоду от переоценки их имущества, даже если прибыль не была получена в результате продаж.
В мудараба все товары, приобретённые мударибом, принадлежат исключительно рабб-уль-маль, а мудариб может получить часть прибыли, только если он с прибылью реализует товар. Поэтому мудариб не имеет права требовать свою долю в имуществе, даже если его ценность возросла.
Бизнес мудараба
Рабб-уль-маль может выбрать лишь определённый бизнес для мудариба, в таком случае он должен будет инвестировать деньги только в этот бизнес. Это называется аль-мудараба аль-мукайяда (ограниченная мудараба). Если он оставляет право выбора бизнеса на усмотрение мудариба, последний может инвестировать денежные средства в любой бизнес, который считает нужным. Этот тип мудараба называют аль-мудараба аль-мутлака (неограниченная мудараба).
Рабб-уль-маль может заключить мудараба с одним и более лицом в рамках одной сделки. Это означает, что он может предоставить свои денежные средства A и Б на условиях, чтобы каждый из них мог представлять интересы его в качестве мудариба, при этом капитал мудараба должен использоваться ими совместно. Доли мударибов в этом случае должны быть распределены между ними в соответствии с согласованной пропорцией. В этом случае оба мудариба должны управлять бизнесом совместно, как два партнёра.
Мудариб или мударибы, в зависимости от ситуации, наделены правом делать всё, что угодно, в рамках обычных действий в данном виде бизнеса. Однако, если они хотят сделать то, что выходит за рамки обычной деятельности, то должны получить специальное разрешение от рабб-уль-маль.
Распределение прибыли
Для того, чтобы мудараба считалась действительной, необходимо с самого начала согласовать между сторонами пропорцию, в которой между ними будет распределяться фактическая прибыль. Шариатом не было предписано никакой определённой пропорции для этих целей, напротив, этот вопрос оставлен на разрешение путём взаимного согласия. Стороны могут распределять прибыль в равных долях, а также могут определить разные доли для рабб-уль-маль и для мудариба. Однако они не могут определить фиксированную сумму прибыли для какой-либо из сторон или же назначить фиксированную ставку возврата на вложенный капитал. Например, если инвестированный капитал составляет 100 тысяч рупий, то стороны не могут принять условие, что 10 тысяч рупий от прибыли должны причитаться мударибу, а также они не могут принять условия, что 20 % от размера инвестированного капитала должны выплачиваться рабб-уль-маль. Однако они могут поставить условием то, что 40 % от фактической прибыли причитаются мударибу, а 60 % — рабб-уль-маль.
Также дозволенно, чтобы различные пропорции устанавливались в различных ситуациях. Например, рабб-уль-маль может сказать мударибу: «Если ты будешь торговать пшеницей, то получишь 50 % от прибыли, а если ты будешь торговать мукой, то будешь получать 33 % от прибыли». Ещё: «Если ты будешь вести бизнес в своём городе, то тебе будет полагаться 30 % от прибыли, а если ты будешь вести бизнес в чужом городе, то тебе будет полагаться 50 %».
Мудариб не может претендовать на какую-либо периодическую оплату или вознаграждение за выполненную им работу по мудараба, помимо согласованной доли в прибыли, что было упомянуто выше2.
Все школы исламского права единогласны в решении этого вопроса. Однако имам Ахмад допускает возможность покрытия расхода мудариба на питание за счет мудараба3.
Это право ограничивается ханафитскими правоведами ситуацией, когда мудариб ведёт бизнес в поездке за пределами своего города. В этом случае он может требовать покрытия личных расходов на жилье, еду и т. д. То есть мудариб не наделён правом получать суточные, когда он находится в своем собственном городе4.
Если в одних сделках бизнес приносит убытки, а в других — прибыль, то последняя должна использоваться, чтобы возместить потери, остаток же, если он вообще имеется, должен распределяться между сторонами согласно оговоренному соотношению разделения прибыли.
Завершение мудараба
Договор мудараба может быть расторгнут в любое время любой из сторон. Единственное условие состоит в том, чтобы уведомить об этом другую сторону. Если к моменту расторжения все активы мудараба находятся в виде наличных денег и уже был получен доход, он должен быть поделён между сторонами в соответствии с оговоренным соотношением. Если же активы мудараба не находятся в наличной форме, то мударибу нужно дать возможность продать их и перевести в наличность так, чтобы могла быть определена фактическая прибыль.
Есть расхождения во мнениях среди исламских правоведов в вопросе, может ли договор мудараба заключаться на определённый период, после которого он расторгается автоматически. Мазхабы ханафи и ханбали придерживаются мнения, что мудараба может быть ограничена определённым сроком: год, шесть месяцев и т. д., после которого договор расторгается без уведомления. Маликитская же и шафиитская школы, напротив, считают, что мудараба не может быть ограничена определённым временем.
Однако эти расхождения имеют отношение только к максимальному сроку действия мудараба. Может ли быть установлено минимальное время, в течение которого мудараба не может быть расторгнута? Чёткого ответа на этот вопрос нет в трудах по исламскому праву, но, как следует из основных перечисленных в них принципов, такое ограничение не может быть установлено, каждая сторона вправе расторгнуть договор в любое время.
Эта неограниченная возможность сторон расторгнуть мудараба по своему желанию может создать некоторые трудности с точки зрения современной конъюнктуры, потому что большинству коммерческих предприятий сегодня требуется время, чтобы начать приносить доход. Также необходимы постоянные и разнообразные усилия. Если рабб-уль-маль расторгнет мудараба в самом начале сделки, это может оказаться пагубным для проекта. Особенно это может нанести серьёзный ущерб мударибу, который ничего не заработает, несмотря на все свои усилия. Если стороны, вступая в отношения мудараба, соглашаются, что ни одна из них не может расторгнуть договор в течение установленного периода, кроме определённых обстоятельств, то это не выглядит как нарушение каких-либо принципов шариата, особенно в свете известного хадиса достопочтенного Пророка (мир ему и благословение Аллаха), приведённого ранее:
المسلمون على شروطهم الا أحل حراما أو حرم حلالا
«Мусульмане связаны условиями, которые они оговорили, кроме тех, что запрещают разрешённое или разрешают запрещённое».
Мухаммад Таки Усмани