«Братья» пророка Мухаммада. Кто они?
Находясь за пределами России, мне посчастливилось прослушать проповедь, которая была не на русском языке, и речь в ней шла не о России и ее мусульманах. Ученый проводил параллель между веком Пророка, который известен в истории как «век счастья», и сегодняшними днями. Он знакомил с яркими примерами удивительного подъема и возвращения к вере, переживаемыми обществом, и наряду с этим, приводил аналогичные примеры и случаи из жизни сподвижников Пророка. И каждый раз после очередного сравнения жизни сподвижников с современными мусульманами он восклицал: «Разве эти люди — не абсолютная копия сподвижников?!»
Проповедь произвела на меня неизгладимое впечатление. Я долго думал, анализировал, спрашивал себя: «А есть ли среди нас такие, кто олицетворял бы собой нравственность Пророка и его сподвижников?» Я пытался увидеть среди мусульман людей, действительно похожих на Абу Бакра, ‘Умара, ‘Али, ‘Усмана ибн ‘Аффана, ‘Абдурахмана ибн ‘Авфа (да будет доволен ими Аллах). Мне хотелось найти примеры из жизни сподвижников в современных людях.
Я нашел эти примеры, но их очень мало, и в общей массе они подобны капле в море. Но хочу заметить, что каждый раз, поднимаясь на минбар для проведения очередной пятничной проповеди, я вижу лица людей, исполненных желания что-то изменить, в первую очередь в себе, в своем мировоззрении, поведении. И тогда со всей отчетливостью понимаешь, что образцы нравственности и духовности возможны и среди нас. Понимаешь, что «братья», которым пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) передавал салям (приветствие), находятся также и среди нас, сидят в этой мечети и, быть может, сам Пророк в ином измерении бережно поглаживает их головы, выражая свое довольство и радость.
Как-то Пророк произнес:
وَدِدْتُ أَنَّا قَدْ رَأَيْنَا إِخْوَانَنَا
«Ах, как сильно я желал бы увидеть наших братьев!»
Сподвижники удивленно спросили:
أَوَلَسْنَا إِخْوَانَكَ؟
«Разве не мы твои братья?»
На что посланник Всевышнего ответил:
أَنْتُمْ أَصْحَابِي، وَ إِخْوَانُنَا الَّذِينَ لَمْ يَأْتُوا بَعْدُ
«Вы — мои сподвижники. Что же касается братьев моих, то это те, кто придет позже [они последуют за мной, когда меня в этом мире не будет]» [Имам Муслим. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 126, хадис № 249].
Во многих хадисах упоминаются «фитны», которые начнут распространяться после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и продолжатся до начала Судного Дня [например, Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 287, хадис № 4670, «сахих»; Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 1350, хадис № 7061].
У слова «фитна» есть несколько значений:
— искушение, соблазн;
— смута;
— заблуждение;
— неверие;
— безумие.
— искушение, соблазн;
— смута;
— заблуждение;
— неверие;
— безумие.
Насколько многозначен арабский язык! Пророк употребляет, по воле Всевышнего, именно то слово, которое несет в себе столь всеобъемлющую смысловую нагрузку. Но самое удивительное, что сегодняшние дни подтверждают слова Пророка и языком действительности провозглашают: «Воистину, ты правдив, о посланник Аллаха!»
Все проявления «фитны» мы находим в современном обществе.
Искушения и соблазны подстерегают человека на каждом шагу.
Даже в кругу близких имеют место различные смуты, обман, зависть, использование других в своих корыстных целях. Иногда доходит до абсурда, когда, пользуясь случаем смерти родственника, кое-кто преследует меркантильные цели и старается любыми способами что-то недодать или забрать у других родственников.
Неверие. Люди утратили веру. Они поклоняются беспечной мирской жизни. Они не знают или забыли, что пред Всевышним эта жизнь с ее иллюзорными прелестями ценна не более, чем крыло комара. Многие не ведают, что час пребывания в Раю несравним и с тысячью годами жизни в мирской обители. Более того, час лицезрения Красоты и Величия Всевышнего несравним с тысячью годами райского наслаждения.
Еще одно из значений слова «фитна» — заблуждение. Потерян правильный ориентир в жизни. Это касается как общества мусульман, так и немусульман. Для многих утрачена жизненно важная связь между Творцом и творением. Есть люди, которые признают Бога, но не знают Его повелений или знают, но не хотят следовать им. Другие же, призывая к вражде и насилию, не хотят понять сути Ислама. Ведь Ислам — это религия созидания, а не разрушения.
И последнее — безумие. Как говорил ‘Умар (да будет доволен им Аллах): «Если вы хотите узнать о будущем какого-либо общества, посмотрите на их молодежь». Я думаю, что слово «безумие» лучше всего отражает состояние молодежи сегодняшних дней. Отсутствуют истинные идеалы, ушла в забвение нравственность. Большая часть молодежи живет одним днем, исполняя лишь прихоти и капризы своего «я».
Различных «фитн» много. На нашем пути множество преград и опасностей. Таков установленный Всевышним закон жизни, в котором кроется смысл испытания.
И кто сможет достойно пройти этот тернистый жизненный путь, пронеся в сердце искреннюю веру, следуя предписаниям Аллаха и Его посланника и, по милости Всевышнего, обойти все «фитны», тот заслужит чести быть из числа «братьев» пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Вдумайтесь, быть братом лучшего творения Всевышнего, Гордости обоих миров!
Как говорится, чем более высока и благородна цель, тем большие усилия прилагаются на пути к ее достижению. А цель наша поистине велика! Она достойна огромных усилий!
В первой части проповеди мы затронули некоторые отрицательные стороны нашего общества или, лучше сказать, времени, в котором живем. Часто говорят: «Не надо сгущать краски. Жизнь и так сложна. Зачем говорить о плохом?!»
Но я с этим не согласен. Ответьте мне, как можно вылечить больного, если не поставлен диагноз и не известна болезнь? Важно видеть пороки и изъяны, чтобы суметь их исправить.
Есть арабская поговорка: «Сопоставляя противоположности (хорошее и плохое), можно оценить особенности вещей». Белый цвет приобретает особую белизну при сравнении его с черным. Ценность здравия осознается при соприкосновении с болезнью. Поэтому видя масштабы распространения неверия, духовной опустошенности, внутренней мерзлоты, морально-нравственной деградации, особенно среди молодого поколения, необходимо, абстрагировавшись от ложных информационных клише, увидеть подлинную красоту и великолепие Ислама. Чтобы он стал единственным нашим путеводителем.
Ильдар Аляутдинов, umma.ru
0 комментариев