Оптимизм – черта верующего
Оптимизм – это как раз та черта, которая позволяет верующему понять, «сколь удивительно его положение» на самом деле.
От Анаса Ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет заразы и нет тайры (усматривание дурного знака в каком-либо явлении)! Но нравится мне оптимизм!» Его спросили: «А что такое оптимизм?» И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Доброе слово». В версии, переданной от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет тайры! Оптимизм – лучше неё!» Его спросили: «Посланник Аллаха, а что такое оптимизм?» И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Годное слово, которое слышит один из вас (в своей душе)». (Сахих Муслим: №№ 2223-0, 2223-1, 2224).
Эти рассказы дополняют образ верующего ещё одной светлой чертой – оптимизмом. Решусь представить своё видение оптимизма в контексте религиозной практики и в целом в жизни верующего.
Разное восприятие жизни
Античный философ Эпиктет говорил: «Людей больше беспокоят не сами события, а то, как они воспринимают их». Наверно, особенность восприятия – это и есть та черта, которая разграничивает оптимистов и пессимистов. Оптимистичное (от лат. optimus – наилучший) восприятие позволяет человеку акцентировать внимание на положительных сторонах, видеть «просвет» и учиться урокам жизни. Пессимистичность же омрачает те или иные события, даже если они имели положительные черты. Пессимист «исключает из своего миропонимания все, что может его радовать».
В принципе, оптимистичность или пессимистичность – это не ситуативное явление. Это, скорее, проявление общего взгляда на жизнь. Если человек убеждён, что жизнь – плоха, а он в ней – неудачник, то всякую неприятность он будет воспринимать как нормальное, закономерное для него явление, а всякую удачу – просто как везение, исключая возможность, что он мог как-то повлиять на успех. Психологи говорят, что иногда пессимизм может мотивировать человека на достижения. Да, наверно, таким образом пессимист старается избежать мрачного будущего или боли поражения. Но нужно признать, что тот же пессимизм лишает его той доли вдохновения и веры, которые облегчают ему работу, которые позволяют делать дело с лёгким сердцем и светлыми предчувствиями. И также нужно признать, что победа не приносит пессимисту ту же радость, какую она приносит оптимисту. Потому что за очередной удачей жизни он непременно ждёт «следующего удара в спину». Он не верит в жизнь, он не верит в милость Аллаха, его пессимистичный настрой не позволяет ему ощущать радость от благ, ниспосланных ему.
В одном из хадисов передаётся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пессимизм является проявлением дурного нрава». Действительно, он связан с такими чертами, как апатия, безынициативность, неблагодарность, Как пишет В. Ш. Сабиров: «Пессимистичное видение настоящего и будущего часто сочетается с идеализацией прошлого, которое кажется привлекательным потому, что минувшее зло теряет свою актуальность для людей, в то время как трудности, проблемы настоящего вызывают чувство постоянной озабоченности или страдания, а неопределённость будущего вселяет в человека сомнения и тревогу. Пессимизм может выродиться в цинизм, стать нравственно-психологической основой отклоняющегося поведения».
По мнению психолога Муздыбаева Куанышбека, эмоциональные особенности пессимистов и оптимистов – это не следствие избирательного восприятия и понимания мира. Различия также связаны с волей к достижению целей и мужеством в преодолении трудностей на пути к лучшему. «Оптимистам присуща вера в положительные жизненные перспективы, вера в себя и в своей окружение, в то время как пессимисты готовы уступать трудностям и довольствоваться малым, принимая страдания, как должное (о чем мы говорили выше)». Также эмпирическое исследование, проведённое данным автором, позволило сделать вывод о том, что ожидание худшего, свойственное пессимистам, и ориентация на лучшее, присущая оптимистам, в конце концов оправдываются.
Оптимизм в практике верующего
В контексте религиозно-духовной практики верующего оптимизм полезен для него тем, что он позволяет ему вдохновенно выполнять свои обязательства перед Всевышним, с верой в Его милость и прекрасные атрибуты, надеясь на помощь Всевышнего и веря в Его доброту и заботу о нем. Оптимизм связан с уверенностью в достижении цели. Благодаря этой уверенности оптимист продолжает своё дело, несмотря даже на трудности и препятствия. Уверенность, что их можно преодолеть, развивает в нем настойчивость, а ведь это как раз то, чему учил нас Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся перед трудностями. Если ж с тобой что-то случилось, то не говори: «Если бы я сделал то-то и то-то, то было бы так-то и так-то» А скажи лишь: «Это предопределил Аллах, и Он сделал так, как Ему было угодно». Потому что «если бы» открывает возможность для козней шайтана». Мужественное принятие судьбы с верой в лучшее и сопутствующим упорством в достижении целей – это и есть тот «коктейль оптимизма», который восполняет ежедневный «рацион» верующего.
Оптимизм также связан с надеждой на Всевышнего, на Его милость. Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посетил одного умирающего. Он спросил у него: «Как состояние?» На что тот ответил, что боится за свои грехи, но все же надеется на милость Аллаха. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто умрёт, объединив в себе эти два чувства (страх и надежда), тому Аллах даст то, на что надеется, и убережёт от того, чего боится». Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «пусть не умрёт никто из вас иначе, как в надежде на милость Аллаха и будучи уверенным в том, что Аллах отнесётся к нему хорошо». Оптимизм – это как раз та тара, в которой и хранится надежда человека, его вера в лучшее.
Яркое различие и перспективы оптимистов и пессимистов демонстрирует следующая история. Однажды обувная компания отправила двух агентов в Африку, для анализа перспектив развития своего бизнеса в этом регионе. Приходят два сообщения. От первого агента: «Перспектив никаких. Здесь вообще никто не носит обуви». Второй пишет: «Колоссальные возможности для нашего бизнеса! Здесь никто ещё не носит обуви!»
Оптимизм позволяет верующему видеть любовь Аллаха и возвышение в степени в испытаниях; прощение грехов – в боли, физической или душевной; укрепление веры – в терпении; будущие победы – в препятствиях; вознаграждение – в смирении с тем, что ему неприятно. Как об этом и говорил Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, то он благодарит Аллаха, и это становится для него благом; если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». Оптимизм – это как раз та черта, которая позволяет верующему понять, «сколь удивительно его положение» на самом деле.
Ася Гагиева
1 комментарий