18 Aug 17:19 avatar

Борьба с самим собой за собственное благополучие

Самосовершенствование: Борьба с самим собой за собственное благополучие

Для преодоления препятствий очень часто нужно преодолевать себя


Безумные, поймите долю смертных:
Вся жизнь – борьба. Иной сегодня счастлив,
Тот будет счастлив, тот уже бывал –
Игра судьбы
Еврипид, знаменитый древнегреческий драматург V в. до н.э.

«Царство Божие внутри нас!»
Сергей Глаголев, православный богослов XIX-XX вв.

За кого боремся?
Вынесенные в эпиграф слова из произведения Еврипида, связывающие единой нитью Жизнь и Борьбу, в той или иной интерпретации обыгрываются на протяжении десятков веков. Не будем конкретизировать направленность звучащих со всех сторон трактовок к этой связке, а лишь попытаемся осмыслить кое-какие тонкости.

Если, скажем, жизнь – действительно борьба, то борьба кого с кем? На какой площадке? В каких условиях? За что, наконец?

Наверняка, у каждого может быть (или даже уже есть) свой вариант ответа, причем вполне искренне и грамотно обоснованный. Возможно, кто-то увидит в жизненной борьбе лестничные ступеньки для получения счастья в любви, другие — попадание на первые строчки таблицы первенства (песенного, спортивного и т.д.), третьи — достижение материального благополучия, четвертые — приближение к мечте о перемене места жительства и т.д. и т.п.

Пусть так, но, спрашивается, обязательно ли в этих и схожих случаях проявление на жизненной поверхности аспекта необходимой, с точки зрения Чарльза Дарвина, «борьбы за существование» при происхождении видов путем естественного отбора? Тем более что речь ведется не о зарождении и первых шагах индивидуума на поле жизни, а о путях уже «оперившихся» людей.

Согласимся, в перечисленных выше пунктах (как и идентичных им) элементы борьбы действительно усматриваются. Просто, скорее, в данных условиях может актуализироваться соблюдение «правил игры». Какие шаги использовать? Применять ли допинг (в любой вариации)? Сбрасывать конкурента в пропасть? Утверждать несоответствующее истине?.. Но не высвечивается ли при таком раскладе вполне реальная очевидность, что если жизнь есть борьба, то за самих себя?

Значит, здесь не исключается проявление важнейшего ракурса — наличие в основе этого столкновения (или, скорее, нити «жизнь – борьба») битвы с самим собой, не так ли? Ведь для преодоления препятствий (терний?) очень часто нужно преодолевать себя: лень, физическое недомогание, нежелание повторения не приносящих моментальный успех шагов, отказ от полноценного сна и т.д. Причем перечисленное и находящееся в этом же ряду — факторы физического (материального) свойства. А когда они дополняются (очень часто!) морально-нравственным фоном (вернее, его игнорированием)? Вопрос риторический, правда?


Обыкновенная тренировка навыков?
Обратим внимание, мы говорим не о гипотетической борьбе с ветряными мельницами, скоростью света или природными явлениями, а лишь констатируем наличие жизненно-бытовых нюансов. Посему речь идет о фактическом преобразовании данной борьбы в нашу битву с самим собой за самих себя.

Тонкость тут в том, что если рассматривать эту ситуацию непосредственно с точки зрения духовности, то она может принять черты нашего сражения за достижение глобальной цели (познание Истины; следование ей, по возможности) — во имя ощущения нами поддержки Всевышнего в земной и последующей жизнях (при, естественно, нежелании возврата к собственным негативным наклонностям и действиям).

Отсюда актуальность внутренней борьбы, или постоянной работы над собой, за свою чистоту. Опускаются руки? Так попробуем совершить хотя бы еще три-четыре дополнительных движения. Не двигаются ноги? Постараемся сделать всего лишь три-четыре шага «через не могу». Мозг зашорен? Попытаемся очистить его от трех-четырех примесей. Аналогично и с нашей душой: в конце-концов, она движет нами, создавая внутреннюю ауру, позволяющую приближаться к ощущению гармонии (включая ее различные проявления во «внешней» жизни).

Да, сложно, а иногда кажется невозможным, двигаться, особенно, когда ты уже в центре собственных слабостей (или они в центре тебя?). Но ведь есть понимание важности их преодоления ради самого же себя, то есть собственных перспектив.

Дважды самый ценный игрок (MVP) NBA последних лет Стефен Карри делится следующим эпизодом из своей жизни. За три года до получения первого приза он проходил курс восстановления после травмы в реабилитационном центре. И вдруг услышал:

«Эй, Стэф, пока тебе нельзя давать нагрузку на ногу, не теряй времени, приходи ко мне в зал, поработаем над ведением. Хуже точно не будет, к тому же сможешь легче пережить время вынужденного простоя».

С. Карри прислушался и вскоре, сидя на стуле, выполнял «всевозможные упражнения на дриблинг с баскетбольным и теннисным мячами». Именно улучшенная техника в этом компоненте игры стала одной из визитных карточек Стефена, позволив ему в рекордно короткий срок получить статус одного из символов NBA.

Приведем еще один пример из NBA, связанный с другим молодым дарованием — Энтони Дэвисом. Получив травму при попытке спасти уходящий в аут мяч, он не побоялся повторить такой же маневр спустя несколько встреч.

«Я просто стремлюсь отдавать все силы ради победы», — объяснил он свои действия.

Это примеры из мира спорта, возразит кто-то, а любой спортсмен заинтересован в попадании в число лучших. Никто не спорит, но разве в духовном отношении не проявляется желание также оказаться в числе преуспевших? Не показательно ли в этом контексте одновременное упоминание в суре «Покаяние» Аллаха, пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и борьбы на Его пути (Коран, 9:24)? Ну а раз фиксируется аспект нашей борьбы на пути к Истине, значит, тут фактически освобождается место для сопротивления своему нафсу, т.е. страстям.

Помните диалог из прекрасного и вряд ли когда-нибудь устареющего «Портрета Дориана Грея» выдающегося и в немалой степени уникального Оскара Уайльда:

— Боже, чему я поклонялся! У него глаза дьявола!..
— Каждый из нас носит в себе и ад, и небо.

Не будем акцентировать внимание на вложенную О.Уайльдом в уста одного из героев произведения конкретику о несении в себе каждым из Божественных созданий Ада и Рая (шагов к нему). Но не признать, что Великий Аллах позволил сатане сбивать людей на пути к следованию постулатам Бога, невозможно. Автор довольно подробно рассматривал этот нюанс в одной из статей [6], поэтому лишь фиксирует наличие в Коране многочисленных свидетельств о важности для творений Господа вести борьбу со страстями ради собственного блага.

«Мираж свободы»
Как бы тяжело нам не было сопротивляться своему нафсу, наверное, определенные выводы мы можем сделать из действий баскетболистов, на которые сослались чуть выше. Пусть там действительно фигурирует спорт и спортивный дух, но почему бы нам не стать на стезю соревнования, чтобы хотя бы приблизиться к тем, кто в нашем понимании является праведным?

Сергей Глаголев, чьи слова вынесены в эпиграф, подчеркивал, что важнейшим шагом к тому, чтобы личность стала «членом царствия Божия», является «энергичная самодеятельность» (вкупе с применением усилий) — через нахождение пути к «истине и свободе».

Две последние категории «предлагают» человеку и Бог, и дьявол, но средства для достижения свободы и истины, будучи «совершенно различны», ведут «к противоположным результатам». Если Всевышний ратует за «свободную самодеятельность» своего творения, обещая ему «помощь Божественной благодатью», то Дьявол пытается заключить «сделку, кажущуюся необыкновенно выгодной»: никаких трудов и усилий, только «пустяки» — обмануть кого-либо, присвоить «тебе не принадлежащее, чужие права или власть», произвести «стеснение чьей-либо свободы».

«Чтобы быть счастливым, нужно знать истину, нужно быть мудрым», — говорит С.Глаголев, — а «Дьявол дает чрезвычайно простой рецепт» счастья: «Обманите себя, сочтите ваше незнание знанием», невежество — «мудростью, и вы будете счастливы». Именно в этом контексте звучит глаголевское определение «мираж свободы».

Давайте зададимся вопросом: хотим ли мы оказаться в мираже такого рода или, что еще хуже, самим стать неким подобием миража? Ответ однозначен. Но тогда для чего мы своими действиями создаем себе преграды на пути к реальному счастью? Забывая, что Создатель предназначил Рай для тех, кто «раскаялись, уверовали и поступали праведно», ибо «их злые деяния Аллах заменит добрыми» (Коран, 25:70).

Попытаемся помнить об этом и не упускать из виду в дальнейшем.

islam.com.ua

0 комментариев

Оставить комментарий