1 Oct 01:36 avatar

Правила торговли в Исламе

Свое дело и бизнес: Правила торговли в ИсламеТорговля – это неотъемлемая часть нашей жизни, которая условно делит общество на две социальные группы – продавцов и покупателей. Ислам установил морально-этические нормы и для тех, и для других с тем, чтобы никто не чувствовал себя обманутым и не питал ненависти и злобы друг к другу. В этом разделе мы будем больше говорить о том, какими качествами должны обладать торговцы, и как должна строиться сама торговля.
 
Ислам не одобряет тунеядство, паразитирование за счет других. Более того, Ислам приравнивает усилия человека, направленные на добывание пропитания дозволенными способами, в один ряд с поклонением Всевышнему. Хадисы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Дающая рука лучше берущей»[1], «Работай для этого мира так, словно будешь жить вечно, а к вечному миру готовься так, словно завтра умрешь» побуждают нас работать и зарабатывать. Сам Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) занимался торговлей, а хадис: «9/10 пропитания – в торговле» показывает важность торговли. Известно, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) еще до Ислама был успешным торговцем, но прославился он не этим, а своей честностью и надежностью.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обращал внимание на поведение торговцев, призывая их быть честными и справедливыми, а тем, кто поступает нечестно, обманывая покупателей, заманивая ложными клятвами, обещал наказание от Аллаха. Аллах и Его Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) требуют от торговцев выполнения двух важных условий – быть честными и не обвешивать.
 
ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
 
1. Торговля не должна мешать человеку поминать Аллаха
Деньги, имущество, состояние дает Аллах. Самая большая ошибка, которую может совершить торговец в своей жизни – это забыть Аллаха и целиком уйти в торговлю. Другими словами, когда торговля становится препятствием на пути поминания Аллаха, мешает совершать намазы и другие поклонения, торговец выигрывает лишь внешне, зарабатывая деньги и накапливая имущество, но на самом деле растрачивая свой духовный капитал. Всевышний Аллах в суре «ан-Нур» говорит:
ف۪ي بُيُوتٍ اَذِنَ اللّٰهُ اَنْ تُرْفَعَ وَيُذْكَرَ ف۪يهَا اسْمُهُ يُسَبِّحُ لَهُ ف۪يهَا بِالْغُدُوِّ وَالْاٰصَالِ رِجَالٌ لَا تُلْه۪يهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَنْ ذِكْرِ اللّٰهِ وَاِقَامِ الصَّلٰوةِ وَا۪يتَاۤءِ الزَّكٰوةِ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ ف۪يهِ الْقُلُوبُ وَالْاَبْصَارُ
«…в храмах, которые Аллах дозволил воздвигнуть и в которых поминается Его имя. В них славят Его и по утрам, и по вечерам. Мужи, которым ни торговля, ни купля не служат помехой тому, чтобы не забывать Аллаха, совершать обрядовую молитву и вносить закат, и которые страшатся дня, когда содрогнутся сердца и закатятся глаза…»[2]. В аяте говорится о людях, достигших высот в духовном развитии, и о том, что они не станут рисковать своей вечной жизнью ради торговли или обретения каких-то преходящих благ. Всевышний Аллах говорит, что, даже занимаясь обретением мирского, не следует забывать о поминании Аллаха.
Лучший способ обрести баракат в прибыли – никогда не забывать о духовности и отражать глубину этой духовности в торговых отношениях. Конечно, внутренний мир торговца, достигшего духовных высот, и торговца, полностью ушедшего в торговлю и забывшего о поминании Аллаха, будут сильно отличаться. Вне всяких сомнений, это больше всего отразится на покупателе.
 
2. Торговец обязан говорить об изъянах своего товара.
Торговец должен следить, чтобы его товар был хорошего качества. Говорить покупателю об изъянах и недостатках товара, имеющихся или тех, которые могут возникнуть в будущем, является обязанностью любого торговца-мусульманина. Такой подход поощрял Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). Сокрытие недостатков, по сути, является обманом, а Ислам запрещает обманывать, к тому же прибыль, полученная обманом, не будет благой.
Василя бин аль Аска (радыйаллаху анху) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «На того, кто продает что-то, не указав на его недостатки, всегда будет обрушиваться гнев Аллаха и проклятие ангелов». Из хадиса ясно, как важно известить о недостатках продаваемого товара, тем самым торговец обезопасит себя от гнева Аллаха и проклятия ангелов. В другом хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Торговцы, которые не отступают от честности и добропорядочности, в Судный день будут вместе с пророками, праведниками и шахидами (о которых, кстати, в Коране сказано, что они – на истинном пути)»[3]. Хадис сообщает о том, какое большое вознаграждение обещано за честность в торговле, прозрачность сделок и извещение об изъянах товара.
В другом хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «В Судный день торговцы будут воскрешены грешниками, кроме тех, кто боялся Аллаха, совершал благие дела и не оступал от честности»[4]. В этом хадисе, в отличие от предыдущего, сказано о судьбе торговцев, которые отошли от добропорядочности и честности, – они будут воскрешены грешниками.
В приведенных хадисах Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) предписывает торговцам быть честными, говорить покупателям о недостатках своего товара и не ставить под удар вечную жизнь из-за тленных мирских благ. Иначе их ждет суровое наказание.
 
3. В торговых отношениях нужно стремиться к облегчению.
Ислам облегчает людям жизнь. Это касается и торговли. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и благородные халифы являются в этом исключительным и неповторимым примером для всех людей. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обещал щедрую награду тем торговцам, которые в своих торговых делах облегчают жизнь партнеров и клиентов. Тем самым он призывал их отказаться от чисто материального подхода ради добрых отношений, которые облегчают и упрощают торговые сделки, милосердия и понимания к тем, кто не в состоянии расплатиться с долгами. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Да пребудет милость Аллаха с каждым, кто проявляет щедрость и делает облегчение при покупке, продаже, выплате долгов!»[5]. В другом хадисе говорится: «Аллах обошелся милостиво с одним человеком, который жил до вас. Потому что этот человек делал облегчение при покупке, при продаже и при взыскании долгов»[6]. Самым важным в последнем хадисе является вопрос взыскания долгов, в котором Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) рекомендует не проявлять грубость и жесткость. Хузайфа и Абу Масуд аль Бадри (радыйаллаху анхума) передают, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал: «В прежние времена к человеку, лежащему при смерти, пришел ангел смерти и спросил:
– Совершал ли ты в своей жизни благодеяния?
– Не помню, ответил человек.
– Подумай.
– Я действительно не помню. Правда, в мирской жизни я занимался торговлей: богатым отсрочивал платежи, бедным делал послабления, – сказал человек.
И Аллах впустил его в рай».
Насколько назидателен факт, что торговец был прощен и попал в рай лишь потому, что был снисходителен в торговых отношениях, что доказывает, как важно в торговле быть гибким и человечным.
 
4. Не вводить в заблуждение покупателя.
Способов ввести в заблуждение множество. Например, торговец может ввести покупателя в заблуждение, сказав неправду или приписав своему товару достоинства, которых у него нет. Любое введение в заблуждение запрещено Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), и ему нет места в Исламе.
В риваяте от Ибн Умара (радыйаллаху анху) говорится, что к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел человек и сказал, что его обманули в торговой сделке. Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Когда будешь что-нибудь покупать, скажи продавцу: «Без обмана!»[7]. Из хадиса следует, что обманывать нельзя.
В другом риваяте от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) говорится, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) проходил по рынку и подошел к человеку, который продавал зерно. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) погрузил свою руку в мешок и обнаружил, что оно сырое. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Что это?». Тот ответил: «О Посланник Аллаха! Шел дождь и зерно намокло». Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Разве ты не мог выставить сырую часть своего зерна на виду? Тот, кто обманывает, – не из нас»[8].
В хадисе показано, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) пожелал, чтобы торговец выставил отсыревшую часть зерна наружу, побуждая к прозрачности в торговых отношениях. Как уже говорилось, скрывать изъян товара – значит, вызывать гнев Аллаха и проклятие Его ангелов. Слова Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Тот, кто обманывает – не из нас» ясно свидетельствует о том, что тем торговцам, которые обманывают людей, скрывая недостатки своего товара или приписывая ему свойства, которых на самом деле нет, не место среди мусульман.
Еще один способ обмана – это ложь и ложная клятва. Торговец может обманом продать товар покупателю ради наживы, тем более, если покупатель не обладает соответствующими знаниями. Но Ислам резко осуждает такой подход. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «(Ложная) клятва делает товар более привлекательным и ходовым (по мнению торговца), но (на самом деле) съедает прибыль»[9]. Отсюда ясно, что торговец, который продает свой товар ложными клятвами и думает, что имеет с этого выгоду, заблуждается, и его прибыль кратковременна.
В заключении хадиса говорится о том, что подобный подход на самом деле съедает прибыль или, как говорится в риваяте от Абу Дауда, лишает прибыль бараката. В этом хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) предписывает торговцам не обманывать покупателей и не прибегать к ложным клятвам. Потому что обманом и ложными клятвами торговец сможет обманывать людей лишь определенное время, а потом, когда его обман раскроется, никто уже не станет покупать его товар. В народе существует очень меткая поговорка: «Не гонись за деньгами, а борись за покупателя». Даже если обман и ложные клятвы некоторых торговцев не станут достоянием гласности, все равно их прибыль не принесет блага.
 
5. Не пробуждать интерес к товару нечестным путем.
Ислам запрещает вмешиваться в сделку продавца и покупателя, чтобы пробудить в покупателе азарт. Например, человек хочет купить на рынке барана. Продавец заранее сговаривается с третьим, который появляется в процессе торга и предлагает большую цену, хотя не имеет намерения купить барана. Покупатель, не желая упустить товар, прибавляет цену. Когда оговоренная цена достигнута, третье лицо удаляется, и получается, что покупатель купил барана за более высокую цену, чем он заплатил бы в обычных условиях. Ислам запрещает подобную практику, потому что она подрывает доверие между торговцами и клиентами, служит для получения неправедной прибыли и ущемляет права покупателей. Кроме того, это открывает дорогу к разного рода спекуляциям. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не вмешивайтесь в сделку между продавцом и покупателем»[10]. Из хадиса видно, что нельзя способствовать спекуляциям и искусственному завышению цен.
Ибн Умар (радыйаллаху анху) передает: «Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил пробуждать интерес покупателя (искусственным образом)»[11]. Имам Малик говорит: «Возбуждение интереса (наджаш) – это случай, когда третье лицо, вмешиваясь в сделку продавца и покупателя, дает большую цену. Таким образом, человек, действительно желающий совершить покупку, обманывается и платит по завышенной цене».
В другом хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Возбуждающий интерес — это мздоимец, имеющий долю с ростовщичества. Это дело (возбуждение интереса) – суть обман, и на это нет разрешения (Аллаха)».
 
6. Правильно взвешивать и отмеривать.
Еще один важный момент – это честное взвешивание и отмеривание. Общество, где обвешивание стало повсеместным, потеряло свои морально-нравственные ценности. Ислам предписывает взвешивать честно и добросовестно, категорически запрещая обвешивать и обманывать покупателей. Обвешивание ущемляет права покупателей, к тому же подобную практику можно считать началом конца социальной справедливости. Всевышний Аллах говорит в аяте:
وَاَوْفُوا الْكَيْلَ اِذَا كِلْتُمْ وَزِنُوا بِالْقِسْطَاسِ الْمُسْتَق۪يمِ 
ذٰلِكَ خَيْرٌ وَاَحْسَنُ تَاْو۪يلًا
 
«Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой; взвешивайте на верных весах. Это лучше и благодатнее по своим последствиям»[12], указывая путь в вопросах меры и веса. В аяте говорится, что торговцы, отмеривающие и взвешивающие добросовестно, достойны лучшей доли в обоих мирах. Торговец, взвешивающий честно, начинает получать экономическое вознаграждение за свою честность уже в этом мире. Это выражается в том, что покупатели всегда предпочитают честных продавцов, поэтому такие продавцы зарабатывают больше. А в вечном мире, как уже говорилось, торговцы, не обманывавшие своих клиентов, будут вместе с пророками и шахидами.
 
Относительно меры и веса Всевышний Аллах говорит:
أَلَّا تَطْغَوْا فِي الْمِيزَانِ وَلَا تُخْسِرُوا الْمِيزَانَ  وَأَقِيمُوا الْوَزْنَ بِالْقِسْطِ
«…чтобы вы не обманывали при взвешивании. Взвешивайте [, о люди,] по справедливости, не допускайте недовеса»[13].
 
В риваяте от Ибн Аббаса (радыйаллаху анху) говорится, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к тем, кто пользуется микьялем (меркой) и мизаном (весами): «Вы используете две вещи, из-за которых до вас были погублены целые народы». Из хадиса следует, что обмеривание и обвешивание – это настолько большой грех, что для некоторых народов это стало причиной погибели.
 
В риваяте от Усмана (радыйаллаху анху) говорится, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда продаешь – взвешивай, когда покупаешь – проси, чтобы взвесили», из чего мы узнаем, что взвешивание необходимо, причем к этому вопросу должны подходить тщательно обе стороны – и та, что продает, и та, что покупает.
 
В риваяте от Джабира бин Абдуллаха (радыйаллаху анху) Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Когда взвешиваете, отвешивайте с лихвой». В хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) рекомендует не просто не обвешивать покупателя, а отвешивать с лихвой, чтобы обезопасить себя от ошибки.
 
В заключение можно сказать, что отмерять и взвешивать честно, добросовестно – предписание Ислама. Торговцам следует быть щепетильными в этом вопросе. Обвешивание, конечно, может принести торговцу некоторую материальную прибыль в этом мире, но как он ответит за него в день Страшного суда?!
 
7. Вести умеренную ценовую политику и не заниматься спекуляцией
Торговцам следует взвешенно подходить к вопросу цены. Ислам не одобряет получение прибыли за счет неоправданного завышения цен, также как запрещает спекуляцию и создание искусственного дефицита. Хотя в Исламе нет также и практики фиксирования цен, дабы не ущемлять права и самих торговцев. Когда к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) подошли люди и попросили его помешать росту цен, он сказал: «Аллах поднимает и опускает цены» и не стал предпринимать мер. Правда, это не значит, что продавцы могут ставить какие угодно цены.
Создание искусственного дефицита для дальнейшей продажи товаров по завышенным ценам в Исламе категорически запрещено. В Исламском праве подобная практика называется спекуляцией. Она состоит в том, что с целью создания дефицита товар удерживается, а потом, когда возникает нужда в этом товаре, он продается по многократно завышенным ценам. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Какой же плохой раб – спекулянт! Он радуется, когда слышит, что цены подскочили, и печалится, когда узнает, что цены упали»[14]. В другом хадисе Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «Тот, кто 40 дней прятал продукты (в то время, когда люди в них нуждались), отдалился от Аллаха, и Аллах отдалил его от себя»[15]. Из этого хадиса мы узнаем, что спекулянты, продающие товар по завышенной цене в то время, когда люди в нем нуждаются, отдалились от Аллаха.
 
[1]. Бухари, Закят 18; Муслим, Закят 94; Муватта, Садака 8; Абу Дауд, Закят 28; Насаи, Закят 52. 
[2].  «ан-Нур» 36-37. 
[3]. Тирмизи, Бую`4; Ибн Маджа, Тиджарат 1. 
[4]. Тирмизи, Бую`4; Ибн Маджа, Тиджарат 3. 
[5]. Бухари, Бую` 16; Тирмизи, Бую`75. 
[6]. Тирмизи, Бую`75. 
[7]. Бухари, Бую`48, Истикраз 19, Хусумат 3, Хияль 7; Муслим, Бую` 48; Абу Дауд, Бую` 68; Тирмизи, Бую` 28; Насаи, Бую` 51; Муватта, Бую` 98. 
[8]. Муслим, Иман 164; Тирмизи, Бую` 74; Абу Дауд, Бую` 52; Ибн Маджа, Тиджарат 36. 
[9]. Бухари, Бую`26; Муслим, Мусакат 13; Абу Дауд, Бую` 6; Насаи, Бую` 5. 
[10]. Бухари, Бую` 58; Муслим, Бую` 11, Никах 52; Абу Дауд, Бую` 46; Тирмизи, Бую` 65; Насаи, Бую` 21; Ибн Маджа, Тиджарат 14. 
[11]. Бухари, Бую` 60; Муслим, Бую` 13; Муватта, Бую` 97; Ибн Маджа, Тиджарат 14; Насаи, Бую` 16, 17, 21.
[12].  «аль-Исра» 35. 
[13].  «ар-Рахман» 8-9. 
[14]. Таджрид Сарих 6 т. 549стр. 
[15]. Ахмад бин Ханбаль 2, 33. 
islamvderbente.ru

1 комментарий

avatar

Что касается спекуляции, которая здесь описывается — это точное описание игры на рынках ценных бумаг

  • Alim
  • 0

Оставить комментарий