26 Feb 22:55 avatar

Онлайн-платформы и единый цифровой рынок ЕС: подводные камни регулирования

Наука и техника: Онлайн-платформы и единый цифровой рынок ЕС: подводные камни регулирования

Продвигаемая на Западе идея по созданию единого цифрового рынка в разгар информационного века, IT-разработок и быстроразвивающихся технологий вызывает нескончаемый интерес.

Особое любопытство сегодня вызывает деятельность ставших популярными онлайн-платформ, число и разнообразие которых растет изо дня в день. UBER – самая большая в мире компания, оказывающая услуги такси и не владеющая ни одним автомобилем. Airbnb – самая крупная в мире платформа по поиску и аренды апартаментов, фактически ими не владеющая. Alibaba.com – одна из самых больших в мире розничных сетей, не располагающая товаром (продукцией) физически. Medicast – онлайн-сервис для вызова на дом врачей. YourMechanic  — для ремонта автомобилей. Handy — для уборки домов и помещений. С одной стороны, неизбежно встают вопросы о том, как регулировать инновации и регулировать ли. С другой стороны, есть понимание того, что онлайн сервисы и инновации не должны быть вне правового поля и играть не по общим для всех правилам, создавая риски для злоупотреблений и недобросовестной конкуренции.

Секрет успеха онлайн-платформ

Онлайн-платформы используют для бизнеса современные информационные технологии, позволяющие создавать площадку для прямого взаимодействия оператора услуг и потребителя. Механизм работы онлайн-платформ достаточно прост: на нее помещается вся информация о поставщике услуг (например, о водителе такси, автомобиле) и описание предоставляемых услуг. У онлайн-платформ, как правило, выделяют следующие основные преимущества.

Сокращение транзакционных издержек. Это, пожалуй, самое серьезное преимущество онлайн-платформ. Они удаляют лишние звенья из экономической цепочки, сводят вместе покупателя и продавца услуг и позволяют им эффективно взаимодействовать без посредника. Это экономит время потребителя на поиски нужного поставщика услуг, удешевляет конечный продукт или услугу, увеличивает коэффициент удовлетворенности покупателя. Например, для вызова такси Uber нужна только одна вещь — смартфон со специальным приложением, которое позволяет без особых усилий получить информацию о водителе, об автомобиле, отслеживать машину и время подачи такси по запросу клиента, — все это не только заменяет диспетчера, но и делает сервис гораздо лучше. Это позволяет, кроме того, снизить коммуникационные издержки (общение с диспетчером), но, как это ни парадоксально, получить больше информации онлайн.

Эффективное распределение ресурсов. Онлайн-платформы позволяют до минимума устранить всякие неудобства и использовать имеющиеся ресурсы максимально эффективно. Например, Airbnb позволяет владельцу жилья выложить информацию об апартаментах на сайт и напрямую контактировать с потенциальными арендаторами, как до, во время, так и после окончания аренды: договариваться о встрече и передаче ключей, обмениваться информацией и рекомендациями в ходе проживания, оставлять отзывы и благодарности. Сервис Uber не использует депо или стоянки для такси, что позволяет водителю начать работу сразу, как только он выехал из дома или офиса по запросу клиента. Более того, корректировки в режиме реального времени позволяют максимально эффективно перехватить и использовать машину по запросу клиента, что исключает возможность поездок обратно в депо без пассажира, оправдывая расходы на топливо и принося больший доход, так как машина всегда с клиентом и работает нон-стоп. Выгода есть и для потребителя, так как сервис Uber предлагает клиентам — пассажирам, которые едут в одном направлении, сгруппироваться и сократить расходы на поездку.

Информационное преимущество. Информационные технологии позволяют упростить подбор оптимального транспортного средства, что раньше было обязанностью диспетчера. Онлайн-платформы позволяют автоматически отследить доступность автомобиля и его местоположение. Это обеспечивает большую точность и быстроту при оказании услуг для удобства клиента. Информационные технологии позволяют в режиме реального времени оценить удобство и комфорт автомобиля, вежливость и езду водителя для информирования будущих клиентов и стимулирования надлежащего качества оказания услуг. Водитель же, со своей стороны, также ставит оценку пассажиру. Это актуально, например, в случае, если пассажир ведет себя агрессивно, невежливо, находится в нетрезвом виде, опоздал к подаче машины, а система автоматически выдает предупреждение о пассажире, доступное всем. Эта информация полезна для других водителей.

Между тем, неправильно будет говорить, что онлайн-платформы не позволяют полноценно конкурировать всем участникам рынка, ограничивают доступ на рынок новых участников и используют недобросовестные методы конкуренции. Все преимущества онлайн-платформ доступны и остальным участникам рынка. У многих водителей обычных такси есть система навигации и связь с диспетчером, которая позволяет оперативно обновлять систему и предлагать достойный сервис. Система онлайн-бронирования отелей, как Booking.com, также оперативно обновляется, предлагая доступные номера и ценовой диапазон клиентам. Кроме того, как сервис такси, так и бронирование отелей всегда предполагает размещение отзывов об удобствах номера отеля, условиям проживания, так и водителю такси.

Впрочем, у онлайн-платформ есть и недостатки, которые не позволяют им захватить рынок и в какой-то степени ограничивают их эффективность. Так, у Airbnb есть проблема сохранности имущества владельца квартиры, что делает необходимым задействовать систему депозита. Это, как правило, отталкивает потребителей, доставляя им определенные неудобства, лишние расходы и риски. В отелях такая проблема отсутствует. У Uber также есть лимиты, когда, например, водителям не разрешается обслуживать клиентов без предварительной резервации, и только лицензированные такси могут обслуживать пассажиров по принципу hailing a cab.

Проблемы регулирования

Существующее регулирование даже самых развитых стран устаревает очень быстро, не успевая за активным развитием технологий. Следует учитывать и протекционистский подход в регулировании. Так, например, Uber был запрещен в ряде стран и некоторых городах США. Во Франции был принят даже специальный закон Loi Thévenoud, который 1) запрещает возможность геолокализации автомобилей с водителями до предварительного бронирования пассажиром такси; 2) требует от водителей возврата на базу после каждого рейса, если машина не была забронирована на следующий рейс сразу после доставки пассажира; 3) требует от водителя сразу информировать пассажира о стоимости поездки при бронировании. О других проблемах регулирования в этой сфере речь пойдет ниже.

Внешние факторы. Регулирование онлайн-платформ должно работать не только в интересах потребителя, но и защищать интересы третьих лиц. В случае с Airbnb — это соседи, которые часто недовольны сменой арендаторов каждые два-три дня. Они беспокоятся за сохранность своего имущества, личную безопасность, неудобства – нехватка парковочных мест, занятых туристами, и прочие жалобы. Запрет сдачи жилья в краткосрочную аренду противоречил бы здравому смыслу, ограничения в виде разрешения соседей имеют тот же негативный эффект. Ущемлять свободу распоряжения собственностью в этом случае вряд ли будет оправданно, так как возникающие внешние неудобства не носят глобального характера.

Отсутствие единства подходов регулирования. Не секрет, что требования для онлайн-платформ и стандартных сервисов услуг в части безопасности несколько отличаются. Например, если для гостиниц обязательным является наличие огнетушителя, пожарного одеяла, то большинство апартаментов и частных квартир не следуют этим требованиям и не имеют таких жестких обязательств. Информация о наличии или отсутствии противопожарного оборудования в квартире размещается в рамках онлайн-платформы и решение рисковать или нет остается на усмотрение потребителя. Тем не менее, единых стандартов раскрытия такой информации нет, владельцы квартир не всегда публикуют соответствующие сведения. Возможно, в этом случае жесткие регуляторные меры были бы кстати.

Существуют и другие проблемы, требующие анализа и обсуждения при разработке регулирования онлайн платформ и цифрового рынка в целом. Это, в частности, универсальность (публичная доступность) предлагаемых ими услуг, налоговое регулирование, ответственность платформ как операторов за действия/бездействия конечных исполнителей по принципу зарубежной доктрины respondeat superior. Глобальным вопросом остается и взаимодействие антимонопольного и секторального регулирования цифрового рынка и онлайн-платформ в частности. На этапе разработки секторального регулирования следовало бы отдать приоритет регулированию ex post, ярким примером которого является антимонопольное регулирование, которое лучше и быстрее адаптируется к динамично развивающемуся рынку и технологиям, учитывает рыночные колебания и реакцию потребителя. Не следует стремиться и “зарегулировать” отрасль, опасаясь злоупотреблений со стороны онлайн платформ, что может быть ошибкой и затормозить внедрение на рынок новых технологий и инноваций. При разработке регулирования должна учитываться специфика цифрового рынка и потенциальные риски и побочные эффекты как введения регулирования, так и его отсутствия. Наконец, при регулировании онлайн-платформ следует отказаться от преждевременных действий – принятия масштабного регулирования, которое создаст дополнительные убытки для участников рынка по приведению своей деятельности в соответствие с новым регулированием. Последнее в итоге может привести к спаду конкуренции и демотивации участников рынка.

Подход ЕС

Глобальная цель создания единого цифрового рынка в ЕС – сделать Европу мировым лидером в области информации и коммуникаций. Европа уже лидер в сфере разработки цифровых концепций, но далека от лидерства в сфере их коммерческого использования и эксплуатации. Отсутствие единого цифрового рынка в масштабах всей Европы видится Комиссией как пробел, а скорее даже барьер на пути к полному использованию всех благ интернета и цифровых разработок. Комиссия считает, что потенциал электронной торговли и онлайн-сервисов остается не раскрытым полностью как для европейского бизнеса, так и для европейского потребителя. Поэтому недавно были анонсированы 3 опоры единого цифрового рынка ЕС: 1) широкий доступ потребителя и бизнеса к цифровым товарам и услугам по всей Европе; 2) создание среды и необходимых условий для процветания цифровых сетей и услуг; 3) максимизация растущего потенциала цифровой экономики.

Комиссия разработала пока только два предложения по созданию единого цифрового рынка. Первое — это унификация договорного регулирования в рамках ЕС: разработка свода стандартных правил для онлайн-контрактов с целью упрощения и интенсификации трансграничной электронной торговли в рамках ЕС, а также сокращения транзакционных издержек бизнеса. Второе — реформа авторского права с целью повышения уровня защиты цифрового контента (сфера, где большинство стран ЕС вообще не имеет законодательного регулирования). В целом, реформирование существующего регулирования ЕС в сфере телекоммуникаций и IT и создание единого цифрового рынка развивается в правильном направлении, отвечая существующим реалиям и вызовам информационного бума.

Выводы. Понятно одно — необходимость в правовом регулировании онлайн-платформ назрела. Регулирование онлайн-платформ не должно устанавливать ненужных барьеров и преград для их эффективного развития инноваций и технологий. При этом необходимо учитывать две вещи: во-первых, такое регулирование должно поддерживать и позволять раскрывать потенциал и эффективность онлайн-разработок; во-вторых, одновременно должны учитываться интересы третьих лиц, потребителя и конкурентное законодательство. 

zakon.ru

0 комментариев

Оставить комментарий