Кто такие «Улю-ль-альбаб»?
В суре «Толпы» («Аз-Зумар») подчеркивается важность искреннего поклонения Аллаху, Велик Он и Славен.
В этой суре также говорится о том, какие черты характера определят положение человека в будущей жизни. В контрасте с ними приводятся типичные черты характера неверующих и многобожников. Здесь также говорится о том, что каждый ответит за свои хорошие и плохие дела, совершенные в жизни прошедшей, а затем толпы людей в соответствии с решением Аллаха направятся в Рай и Ад.
«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?». Воистину, поминают назидание только обладающие разумом». (Коран; 39:9)
В этом аяте описывается ситуация, ставшая типичной в наши дни, когда богобоязненность и пренебрежение религией шагают «рука об руку». Многие люди, декларируя, что религия не соответствует современным научным знаниям, отдаляются от нее. Они называют верующих «фанатиками» и «отсталыми» и принимают к сведению только те факты, которые содержатся в научных работах.
А вот основа знаний верующего человека – осознание того, что у всего сущего есть Творец и это знание полезно и в этой жизни, и, в будущей. Процесс получения истинного знания – это совмещение религиозного и научного знания. Без веры в Аллаха человек, сколько бы он ни приобрел научных знаний, будет считаться невежественным, так как он не обладает знанием в области религии.
«Для тех, которые избежали поклонения тагуту и обратились к Аллаху, есть благая весть. Обрадуй же Моих рабов, Которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это те, которых Аллах наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом». (Коран; 39:17-18)
В 18 аяте под выражением الْقَوْلَ («слова») подразумевается речь Аллаха, то есть Священный Коран, который люди слушают и поступают по его предписаниям, так как их передал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сомневаясь в их смысле и содержании. В отличие от людей, которые не задумываются над ними и следуют им машинально, подражая другим. Эти люди и называются «Улю-ль-альбаб», людьми мудрости и понимания, дальновидными и размышляющими, обладающими разумом.
Улю-ль-альбаб согласно аяту 18 наделены двумя атрибутами: их ведет Аллах и поэтому они не впадут в заблуждение и, обладая разумом, могут отличить лучшее от хорошего и следовать лучшему.
Как незавидна участь тех, кто, несмотря на многочисленные знамения от Аллаха, отказался признать истину: «Кто может быть несправедливее того, кто возвел навет на Аллаха и счел ложью правду, когда она явилась ему? Разве не в Геенне обитель неверующих?».
Неверующие отвергают истину даже после того, как убеждаются в своей неправоте, и с их стороны это является величайшей несправедливостью и высокомерием. Если же они наряду с этим осмеливаются наговаривать на Аллаха, то их несправедливость лишь умножается.
Далее в этой же суре говорится о награде тем людям, которые познали и признали истину:
«Но тот, кто явился с правдой, и тот, кто признал ее истинность, действительно являются богобоязненными. Для них у их Господа уготовано то, чего они пожелают. Таково воздаяние творящим добро!» (Коран; 39: 33-34)
Знание истины свидетельствует о способности человека мыслить и рассуждать, а признание истины свидетельствует о его скромности и отсутствии в его душе высокомерия. Люди, которые обладают этими двумя качествами, являются благочестивыми и богобоязненными, потому что богобоязненность опирается на знание истины и признание ее.
Ильдар Мухамеджанов
3 комментария
— правдивость – сыдк;
— надежность и верность– амана;
— преданность– вафаа;
— искренность– ихлас;
— вежливость, корректность– адаб;
— изгнание из сердца злобы, ненависти, зависти, высокомерия, самодовольства и других пороков– саламат ас-садр;
— сила нравственная и физическая– къувва;
— терпимость и умение прощать– хильм и сафх;
— стыдливость и скромность– хайя;
— разборчивость в выборе друзей– ихтияр аль-асдыка;
— достоинство и самоуважение– изза;
— поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию– талабул ильм;
— желание ценить и посвятить все свое время (и саму жизнь) добрым делам– хырс аля вакт;
— щедрость– карам;
— терпение– сабр;
— разумное управление своими средствами– иктисад;
— общительность, доброе отношение к окружающим– тааруф;
— пристрастие к чистоте и красоте– назафа ват-таджмулъ;
— отвращение к греху и сомнительному– таджаннуб исм валь шубухат.
Да простит нам Аллах наши грехи и причислит нас к обитателям Рая!
Примерил на себе, чтобы понять насколько я соответствую гордому имени мусульманин, и понял, что очень далек от норм и образца. Быть муслимом — целое искусство.