Исламский мир с 661 по 1300 год
Данные карты, хронологически связанные между собой и охватывающие период с 41 по 700 год хиджры (661-1300 г.), наглядно отображают частоту употребления ста топонимов, упомянутых известным мусульманским ученым, биографом аз-Захаби в его книге «Тарих аль-ислам».
Период 41-70 г.х. (661-689 г.) – это самые ранние десятилетия из рассматриваемого раздела «Тарих аль-ислам». В этот период явственно видны крупнейшие центры: Мекка, Медина, Басра, Куфа и, в меньшей степени, Дамаск. Империя растет на восток к северу Ирана и Центральной Азии, но города в этих регионах еще не заметны. Скоро эта ситуация изменится.
Через двести лет – 241-270 г.х. (855-883 г.) значимость северного Ирана и Центральной Азии возрастает. Теперь на карте исламского мира отчетливо видна Великая Сирия – аш-Шам. На Пиренейском полуострове, в Магрибе и Египте (Миср), по-видимому, не происходит ничего существенного. Бывшие центры городской жизни – Медина, Басра, Куфа – постепенно утрачивают значимость. Мекка пострадает последней из-за своего священного статуса для всей уммы.
Тем не менее, все эти города – просто карлики по сравнению с Багдадом, столицей халифата Аббасидов, для которого скоро начнется период потрясений и распада. Видимо, этот распад заметно повлиял на численность известных людей, которым аз-Захаби уделил внимание в своей «Истории»: количество биографий, относящихся к периоду, последовавшему через несколько десятков лет, существенно снизится, и вернется к прежней высшей точке только через двести лет.
Еще через два века – в 441-470 г.х. (1049-1077 г.) важное место на карте занимает исламская Испания (аль-Андалус). В середине X века Византийская империя отвоюет Западные и северные части аль-Авасим – региона в западной части современного участка границы между Турцией и Сирией. Временная столица империи Аббасидов Самарра после возвращения двора в Багдад практически исчезнет. Правление Буидов негативно отразилось на Ираке, тогда как преобладающая часть территорий Ирана, Центральной Азии и Афганистана в этот период – время подъема Сельджуков – продолжали процветать.
Конец этого периода 671–700 г.х. (1272–1300 г.) разительно отличается от начала. Под ударами реконкисты с карты исламского мира уходит Испания. Некогда цветущий мусульманский Восток – Иран, Средняя Азия, Афганистан – постепенно угасает под натиском нашествия монголов. Багдад, продолжая занимать важное место в исламском мире, уже никогда не оправится от монгольского вторжения в 1258 году – не случайно на нашей карте в последние десять лет периода, охваченного «Тарих аль-ислам», он сжимается в крошечную точку. Объединенная при Аюбидах Сирия становится центром новой силы – мамлюков, спасших мусульманский мир от монгольской угрозы. Во время правления мамлюков Египет прочно утверждается на карте, при этом Каир готовится стать новым крупным центром исламского мира.
Интерпретация этих топонимических данных – непростая задача, это объяснение – лишь предварительная попытка развить их в большую картину. Однако следует отметить, что топонимические данные «Тарих аль-ислам» очень похожи на то, каким выглядит исламский мир в сочинении Ибн Имада (ум. 1089/1679) «Шазарат аль-захаб».
Максим Романов – кандидат наук в области ближневосточных исследований, научный сотрудник кафедры цифровых гуманитарных наук в Лейпцигском университете. Он изучает исламские исторические тексты, и в настоящее время сосредоточен на анализе биографических и многотомных библиографических сборников.
al-Raqmiyyāt: Digital Islamic History
1 комментарий
Очень интересная статья)