Почему нельзя гневаться?
В чем же благодать сдержанности в минуты гнева икак его проявление влияет на человека в целом?
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
В одном из хадисов говорится, что однажды к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошел человек и спросил: «О Посланник Аллаха! Что есть религия?» Тот ответил: «Благонравие». Он подошел слева и спросил: «О Посланник Аллаха! Что есть религия?» Тот ответил: «Благонравие». Он подошел сзади и спросил: «О Посланник Аллаха! Что есть религия?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к нему и сказал: «Разве ты не понял? Это когда ты не гневаешься». В другом хадисе, когда один человек попросил совета у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он ему сказал: «Не гневайся». Так в чем же благодать сдержанности в минуты гнева? И как его проявление влияет на человека в целом? На этот раз давайте взглянем на это с научной точки зрения.
Наш мозг и тело действуют синхронно. Как только у нас появляются определенные мысли, мозг отдает сигнал телу, чтобы в нем вырабатывались вещества, соответствующие состоянию мыслей. Возникают телесные ощущения, соответствующие мыслям. Как только возникают ощущения, последующие мысли в свою очередь также подстраиваются под эти ощущения.
Например, вы вспоминаете какого-либо человека, с которым у вас был конфликт. В этот момент мысли о случившемся «запускают» выработку веществ, соответствующих содержанию. Если это мысли о конфликте, как в данном случае, то это может быть команда мозга «я зол!», и вскоре тело «переходит» на эту волну – злость реализуется через телесные ощущения. И на этом цикл не завершен. Потому что после возникновения ощущений уже мысли начинают подстраиваться под ощущения. Вы подумали о конфликте с человеком, затем вы почувствовали злость, затем вы стали подбирать новые мысли, соответствующие этому чувству.
Например, вспоминать другие «грехи» того человека, стараться припомнить его минусы, игнорируя его положительные стороны и т.п. Получается замкнутый круг: мысль – чувство – мысль. Человек как бы сам усиливает свое состояние. Стоило подумать о конфликте, как вы тут же ощутили то же состояние агрессии, затем пошел новый виток мыслей о том, каким плохим человеком является тот оппонент, тело реагирует напряжением, выбросом гормонов, и вот вы уже теряете связь с реальностью, и готовы при встрече с ним чуть ли не на преступление.
Многие люди не знают о том, что для мозга думать об эмоционально заряженном событии равносильно тому чтоб переживать его снова. Так можно много тысяч раз пережить событие, которое в реальной жизни вам привелось испытать лишь раз. При этом стоит учитывать, что при определенных состояниях активизируется целая сеть нейронных связей, и чем чаще мы обращаемся к тому или ному состоянию, тем быстрее происходит активация. К тому же под воздействием тех же мыслей и в мозгу и в теле образуются те же вещества (в различных концентрациях), что и при реальном событии. И эти химические вещества способствуют тому, что тело еще прочнее запоминает эмоцию.
Так в чем разгадка слов «не гневайся» с точки зрения вышеприведенных фактов? В том, что давая волю гневу, вернее, первой злобной мысли, испытываемой в какой-либо ситуации, мы даем волю целому витку негативных мыслей и чувств, которые в конечном итоге могут довести человека до запретного. То есть, давая волю гневу, мы не «освобождаемся» от него, как думают многие, а наоборот подливаем масла в огонь. И это соответствует одному из хадисов, в котором гнев уподоблен огню. И подобно тому, что огонь нельзя погасить подливая в него еще больше масла, так и гнев нельзя «усмирить», продолжая цепочку негативных мыслей или «выплескивая» его на кого-либо.
Более того, как было сказано выше, тело «запоминает» повторяющиеся эмоции, так что то, что начинается с «безобидных» гневных мыслей, может закончиться приобретением дурных черт характера, портящих человеку жизнь. Например, раздражительность, поспешность, гневливость, импульсивность, подозрительность и т.п.
Мы не можем предотвратить вспышки гнева, так сказать появление искры, потому что в какой-то части это все-таки естественная реакция на те или иные события и ситуации (нарушение границ, несправедливость и т.д.), но мы можем контролировать себя, чтобы собственными руками не раздуть из маленькой искры пожар. Этого можно добиться, если гневным мыслям мы будем противопоставлять мысли добрые, позитивные. Например, если вы справедливо рассердились на кого-либо, вместо того, чтобы начать злиться на него, подумайте о его хороших чертах или хороших поступках, которые характеризуют его с другой, положительной стороны. И пусть это не сотрет его плохого поступка, но и вам не позволит обрушиться на него с волной несправедливой, однобокой критики.
Или, например, в ситуации, когда обстоятельства складываются не в вашу пользу. Что делают многие? Многие говорят: «Такое могло случиться только со мной». И многие убеждены в этом. Но вместо того, чтобы сердиться на то что чего-то не хватает или что-то не получается, подумайте о том, что уже получилось и что у вас уже есть. Умейте быть благодарными, справедливыми. Мы можем не замечать многих благ, которыми окружены повсюду, но малейшее неудобство вызывает у нас волну возмущения. Вот к чему могут приводить нас привычки нашего ума.
И вот почему надо гасить гнев на первых мыслях – чтобы они незаметно не доводили нас до гибели наших лучших черт. Может быть, по этой причине Посланник Аллаха, да благословит его Аллах приветствует, в приведенном в начале хадисе, связал умение усмирять гнев с таким объемным и похвальным качеством как благонравие.
Ася Гагиева
0 комментариев