Как создать исламские СМИ
Весной 2010 года я с группой других российских мусульманских журналистов побывал на недельных курсах в кувейтском центре «Аль-Васатыя».
Мероприятие было специально организовано для сотрудников исламских СМИ и включало в себя массу познавательных встреч и лекций. В серии статей мне бы хотелось поделиться наиболее интересными идеями и соображениями, прозвучавшими во время наших бесед и семинаров в те дни.
Своим опытом и видением работы современных исламских СМИ с нами поделился Масуд Сабри, один из основателей всемирно известного сайта «IslamOnline.Net». Некоторое время он был муфтием (каноническим редактором по-нашему) этого признанного лидера в своем жанре во всем Интернете. Помимо него, по теме исламской журналистики перед нами выступил журналист панарабского канала «Аль-Джазира» Джихад Саад. Думаю, высказанное этими двумя интересными людьми заслуживает внимания российских мусульман и всех тех, кто следит за развитием данной сферы медиа.
Оба спикера едины во мнении, что роль СМИ для уммы и для продвижения Ислама в современном мире имеет особое значение. Медиа для мусульман сегодня – это больше, чем медиа. Как лаконично они сформулировали, сославшись на мнения богословов: создание, развитие и поддержка исламских СМИ – это, как минимум, фард кифая, а, по мнению некоторых улемов, даже фард айн.
По словам Сабри, успех «IslamOnline.Net» (ныне «OnIslam.Net») в его интерактивности и открытости, широте подходов и демократичности в самом хорошем смысле этого слова. «Сайт – медиа-пример исламского центризма, взвешенности, сбалансированности», — сказал он. Каждый может на сайте найти то, что касается его лично, подобрать средства к решению его конкретных проблем, найти ответы на вопросы, которые волнуют именно его непосредственно, заметил лектор.
Сайт стремится показать на примере конкретных ситуаций и людей, что Ислам – это всеобъемлющий полноценный образ жизни, модель для жизни, а не исключительно религиозная практика и вероучение. В этой связи Масуд призвал мусульманских журналистов понимать самим и давать понять аудитории, что Ислам адресован не только мусульманским народам, но человечеству вообще.
«Исламским СМИ следует поддерживать общечеловеческие ценности: права человека, свобода, социальная справедливость + утверждать в мире ценности служения Богу, солидарности и нравственности», — сформулировал лектор принцип информационной политики, которого должны придерживаться мусульманские журналисты. Он также призвал коллег делать акценты на позитивных вещах, «меньше чернухи, отчаяния, декаданса».
Вот те принципы, которыми руководствуется команда «IslamOnline.Net», а сейчас «OnIslam.Net»:
1. Всеобщность охвата. Следует обращаться ко всем – мусульманам и немусульманам.
2. Твердое осознание цели и чистое намерение. Надо всегда видеть перед собой конечную цель работы, ради которой все и делается, чтобы в суматохе работы и тактических медиа-маневров не забыть о сути дела. Для этого важно постоянно оттачивать свое намерение – оно должно быть исключительно ради довольства Всевышнего.
3. Понимание системного характера Ислама. Необходимо представлять Ислам как всеобъемлющую систему и мировоззрение. Передавая и анализируя информацию, надо так или иначе призывать их к Корану и Сунне, чтобы показать их живой, прикладной, практически важный характер и смысл.
4. Васатыя. Следует придерживаться умеренности, срединности, сбалансированности. СМИ должны быть площадкой для диалога, форумом конструктивной дискуссии. Пусть высказываются разные точки зрения.
5. Следование фетвам ученых-богословов. Причем, если есть основание в Шариате, делать акцент на облегчении жизни, а также на том, что побуждает к созиданию и развитию, а не на запугивании. Если что-то объявляется запрещенным и неприемлемым, то необходимо предлагать альтернативу.
6. Профессионализм. Должна быть точность, достоверность и полнота в передаче информации, а не погоня за сенсацией, даже если это кажется невыгодным редакции. В тех случаях, когда необходим комментарий, его следует четко отделят от факта. Каждой темой должен заниматься профессионал.
7. Учитывать и критически осмысливать опыт. Важно помнить об опыте и истории мусульман прошлого, учитывать его, но с поправкой на современную ситуацию. С другой стороны, неправильно постоянно жить в прошлом, вспоминая о величии средневековой исламской цивилизации, тиражируя ее успехи и замалчивая современные болезни.
7. Недопустимость фанатизма. Нельзя фанатично стоять на одном (речь идет об оперативной деятельности, а не о вероучении), не прислушиваться к критике и советам окружающих, считать всегда и везде правым только себя. Надо признавать свои ошибки, если они есть, – это нормально. Наоборот, следует исследовать новые стороны жизни и использовать то, что несет благо. С теми, кто иначе смотрит на отдельные вопросы и трактовки Ислама, Шариата, фикха, следует вести диалог, научно, по-исламски, обоснованную дискуссию.
8. Мягкость. Необходимо мягко относиться к людям к аудитории, даже если кто-то критикует редакцию, журналистов, их подходы. Если приходится оппонировать, то это следует делать конструктивно, приводя доказательства и не переходя на личности.
9. Кооперация. Надо сотрудничать с другими исламскими СМИ, а также с неисламскими, которые позитивно или нейтрально настроены к мусульманам.
10. Понятность. Информацию, аналитику и публицистику, как бы ни были глубоки мысли и сложны факты, следует подавать в понятной форме, не перегружая наукообразными выражениями, специфической лексикой, жаргонизмами и проч. Следует больше уделять внимание практическим вещам, волнующим людей, и не уходить в далекое от реальности теоретизирование.
11. Праведность редакции. Сотрудники исламского СМИ должны быть сами образцами того, к чему они призывают, иначе нет смысла проповедовать то, что сами журналисты не выполняют. Это девальвирует авторитет СМИ. Каждый сотрудник исламского издания должен понимать и чувствовать, что он — не просто работник за зарплату, но полноценный участник общего дела, служения, борьбы на пути Аллаха. Создать такое ощущение и понимание у людей — задача руководства медиа-предприятия.
12. Диалог с иноверцами. С представителями других религий надо искать общие точки соприкосновения, следует делать упор на том, что нас сближает, а не разъединяет.
Джихад Саад в своей лекции сосредоточился на более общих, теоретических, основаниях исламской журналистики. По его словам, журналистика имеет корни в Коране и Сунне, если понимать под ней распространение информации в широком смысле слова.
Он привел пример Мусайба ибн Умайра, назвав его первым журналистом Ислама. Именно его Пророк (мир ему) выбрал для продвижения информации о нашей религии. Значит, сделал вывод Саад, журналистика – это занятие, которое доступно не для всех, им должны заниматься подготовленные люди.
Исламские СМИ, по определению лектора, — это те, которые находятся на службе Исламу, не противоречат ему и отстаивают его интересы. Согласно аяту Корана, они, как и вся умма, обязаны призывать к благому и стараться пресекать порицаемое, распространять веру, укреплять исламскую солидарность и терпение в верующих. Иными словами, формировать исламский взгляд на мир у аудитории.
Создание, развитие и поддержка исламских СМИ сегодня, как особо обратил внимание Джихад, может, с точки зрения шариатского права (фикх), характеризоваться, как фард кифая (коллективная обязанность, т.е. достаточно, если кто-то в сообществе выполняет это), так даже и как фард айн (индивидуальная обязанность). Фард кифая – это минимальное требование, если же исламских СМИ нет в каком-либо регионе, или они слабы, то обязанностью каждого мусульманина, проживающего в этом месте (фар дайн), становится содействие их появлению и поддержка.
Важность исламских медиа обусловлена тем, что они выполняют сегодня роль одного из самых важных средств для да'ава (призыв к Исламу в самом широком смысле слова). А да'ава – это обязанность уммы. Некоторые богословы называли его не просто обязанностью, а даже столпом Ислама.
Саад также сосредоточился на том, каким должно быть, по его мнению, современное исламское СМИ. Многие, обратил внимание он, полагают, что исламское медиа – это, когда седовласый шейх рассказывает о правилах намаза и др. ритуалах, или же это трансляции хутбы из мечети. Другие удивляются, если в современных мусульманских изданиях рассказывают о политике или футболе. Также есть те, кто выступает против присутствия женщин, юмора, нашидов в СМИ.
Оппонируя такому узкому взгляду на исламские медиа, Джихад сказал, что не видит проблемы и в том, чтобы в исламских СМИ работали немусульмане. Он сослался на пример Пророка (мир ему), который порой прибегал к помощи иноверцев.
Лектор, помимо прочего, призвал российских коллег быть ближе к аудитории, лучше знать читателя и зрителя, его интересы и запросы. По его мнению, большинство мусульманских медиа страдают тем, что поднимают вопросы, которые мало или вообще не волнуют их целевого читателя. В результате теряется аудитория.
«Наоборот, следует привлекать внимание дозволенными способами, а не отталкивать людей. Это требование, которое обусловлено профессиональными принципами и Шариатом», — заключил журналист «Аль-Джазиры».
В целом, по словам Саада, настоящий исламский журналист всегда и везде, в любой ситуации может и должен найти способ принести пользу на пути Аллаха, ввести исламскую точку зрения в повестку дня любого издания, в котором бы он ни работал.
Абдулла Ринат Мухаметов
3 комментария
продолжь мысль))
«По его мнению, большинство мусульманских медиа страдают тем, что поднимают вопросы, которые мало или вообще не волнуют их целевого читателя. В результате теряется аудитория.» — это хотел подчеркнуть, мысль не туда пошла)
Актуальность + дозволенность = успех )