4 Jul 19:37 avatar

С кем дружить мусульманину

Общество и человек: Блог им. Malik: Заголовок нового топика (введите)

«Человек [перенимает] веру своего «халиля», и пусть каждый из вас посмотрит, кто является его «халилем».

 

В переводах Священного Корана на русский язык мы часто встречаем слова: «не берите себе в друзья христиан и иудеев» или «не берите себе в друзья язычников (безбожников)». Как это понять? Коран призывает нас изолироваться от общества? Или проблема в неточности перевода?

Сегодня, в наш век, век высоких технологий, виртуальных реальностей и бездонных желаний, часто ли мы вспоминаем о таких словах, как дружба, совесть, честность, самоотдача, открытость, или все это просто высокие слова, обращенные в никуда?! Для многих дружба — всего лишь временная необходимость, форма учтивости, любезности, внимания, за которой скрываются безразличие и пустота.

Жить с открытым сердцем довольно сложно, трудно бывает научиться отдавать всего себя по капельке другим, ведь эти другие зачастую могут оказаться неспособными правильно понять, а тем более — алчно скупы на собственные жертвы.

Но именно в этой самоотдаче и заключается та чистота, величие дружбы, о которой так прекрасно сказал второй праведный халиф ‘Умар: «Если кого-то из вас постигло чувство высокой благородной любви к брату по вере, не относитесь к этому чувству легкомысленно, держитесь за него, потому что оно дается очень редко (мало кого постигает)».

Удивительное образное сравнение открывается нам в словах хорасанского праведника Фудейля: «Когда человек смотрит на брата своего с любовью и милосердием, то в этом есть элемент поклонения Богу». Здесь не зря упомянуты любовь и милосердие как составляющие поклонения Творцу, ведь быть искренним, отзывчивым, постоянным в дружеских взаимоотношениях сложно, но вполне реально.

Возвращаясь к заданному вопросу, акцентирую ваше внимание на том, что в Священном Коране не говорится: «не берите в друзья иудеев и христиан», но сказано: «О верующие, не берите в «авлия’ » ни иудеев, ни христиан...» (Св. Коран, 5:51).

Удивительно, но до сих пор нет ни одного полного перевода Корана на русский язык, в котором объяснялось бы значение слова «авлия’ ». Ведь в Коране не написано «зумаля’ » (товарищи, собратья, коллеги), «асдика’ » (друзья), а используется именно «авлия’ », а это — максимально близкие друг другу люди. Очень распространено у мусульманских народов выражение «валиюл-ла», «авлияул-ла», то есть приближенные, метафизически близкие к Богу люди. Точно такая же максимальная близость (душа в душу) подразумевается и во взаимоотношениях людей. Не берите в «авлия’ » — значит, пусть они не будут для вас такими друзьями, ради которых вы можете отказаться от самого дорогого — веры и многих своих убеждений, традиций. Как упомянутые в аяте люди Писания, так и любые другие немусульмане могут быть друзьями, компаньонами, соседями для мусульман. Именно так было во времена пророка Мухаммада и после него. При этом отношения должны быть честными, благородными, искренними, но не сердечными, задушевными. Ведь чистая высокая дружба с человеком, не верующим в Единого и Единственного Творца, может удалить от многих предписаний, ослабить непоколебимость веры, серьезно навредить положению пред Всевышним как в этом мире, так и в вечности.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Человек [перенимает] веру своего «халиля», и пусть каждый из вас посмотрит, кто является его «халилем», то есть с кем у него эти возвышенные отношения: если с мусульманами, то значит, он сам мусульманин, а если с немусульманами, то значит, такой человек может легко изменить себе и своим принципам, может где-то употребить спиртное, временами прелюбодействовать, начать использовать ненормативную лексику. Вере своей он постепенно изменяет делами, становится конформистом.

Совершенствуясь и очищая себя от всяких недостатков, делами повышая свою нравственность, нам остается уповать на Бога, помня, что только Он дарует чувство подлинной, полноценной дружбы: «… если ты [на пробуждение взаимных дружеских чувств] потратишь все [абсолютно все] богатства, которые есть на этой Земле, то не сможешь скрепить [узами дружбы] сердца [даже] верующих. Однако же это Всевышний скрепил меж сердцами. Он Могущественен и [безгранично] Мудр» (Св. Коран, 8:63).

В заключение отмечу, что переводить «авлия’ » как «друзья» является ошибочным, канонически неверным и социально вредным.

Мусульманам были и должны быть присущи миролюбие, открытость, искренность ко всем, за исключением явных врагов, покушающихся на их честь, жизнь или имущество.

Мусульмане всегда старались и стараются быть авлия’ пред Господом миров и авлия’ с теми, кто близок к Нему, близок сердцем, делами и поступками. И это не мешает вести себя честно, благородно и надежно в отношении людей других культур или вероисповеданий, дружить с ними и общаться. Ведь они стремятся быть набожными пред Творцом, Который сотворил всех людей, как верующих, так и отрицающих Его. Они понимают, что посредством благородства, бескорыстия и искренности могут приоткрыть глаза другим на бесконечные просторы вечности, фундамент благостности которой закладывается уже в этой жизни.

 

Шамиль Аляутдинов

1 комментарий

avatar

С кем не стоит дружить мусульманину?

«Посему не повинуйся обвиняющим во лжи! Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, и тогда они тоже стали бы уступчивы. Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни, скупящемуся на добро, преступнику, грешнику, жестокому, к тому же самозванцу, даже если он будет богат и будет иметь сыновей. Когда ему читают Наши аяты, он говорит: «Сказки древних народов!» (Сура «Калям», аяты 8-15)

Приведенные аяты Корана устанавливают для нас определенные критерии в вопросах о том, как нам распознавать своих друзей и врагов. Коран сообщает нам, что одной из причин попадания человека в Ад является дружба со злыми и неверующими людьми, соучастие в их недобрых делах: «Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убежденность (смерть)» (Сура «Мудассир», 74:42-47).

Кроме того, состояние в День воскресения тех, кто совершает подобную опрометчивость, и их раскаяние Коран описывает нам таким образом: «О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья! Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня». Воистину, сатана оставляет человека без поддержки» (Сура «Фуркан», 25:28-29).

Наш Пророк (ﷺ) также говорил: «Человек в День воскресения будет с теми, кого он любил» (Бухари, «Книга приличий», 96; Муслим, «Книга предостережения от предосудительного», 165).

Как видим, из этих аятов и хадиса становится понятным, что друзья и товарищи играют важную роль в жизни человека. Аллах Тааля повелевал нашему Пророку (ﷺ) быть вместе с хорошими людьми и сторониться плохих людей: «Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (Сура «Кахф», 18:28).

Расуль-Акрам (ﷺ) также говорил о важности правильного выбора себе друзей: «Человек придерживается веры своего друга, поэтому пусть каждый из вас будет внимательным, с кем он дружит» (Абу Дауд, «Книга приличий», 16).

Эти слова одновременно являются и радостной вестью, и грозным предупреждением. Данный принцип для добродетельных людей является благой вестью, а для приверженцев зла в них заключается предупреждение и угроза. Не случайно в Коране сказано: «Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь» (Сура «Худ», 11: 113).

Однако вести диалог и строить отношения с разными группами людей, не отступая от своих вероубеждений и приципов Ислама, не противоречит нашей религии.

Говоря кратко, запрещено дружить с теми, у кого нет имана, кто непокорен Аллаху, кто толкает тебя ко греховным поступкам, кто ищет в других недостатки, кто не желает другим того же, чего хочет себе, кто прерывает отношения с родственниками, кто распространяет слухи, обвиняя других. Всевышний Аллах благоволит: «Когда же он (неверующий) явится к Нам, он скажет шайтану: «Лучше бы между мной и тобой было расстояние от запада до востока! Какой же ты плохой товарищ!» Им будет сказано: «Вы поступали несправедливо, и сегодня вам не поможет то, что вы разделяете мучения» (Сура «Зухруф», 43:38-39).

В заключение, приведем один хадис нашего Пророка (ﷺ): «Притчей о хорошем и плохом товарище может стать пример человека, продающего мускус, и человеке, раздувающем кузнечные мехи. Продавец мускуса даст тебе его понюхать или же ты купишь его у него. Что же касается того, кто раздувает кузнечные мехи, то или он подожжет твою одежду, или ты будешь вдыхать его дурной запах» (Муслим, «Книга предостережения от предосудительного», 146).

islam-today.ru

Оставить комментарий