23 Mar 14:10 avatar

Когда прощение - грех?

Культура и этика: Когда прощение - грех?

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
 
В Коране Всевышний Аллах говорит: «Держись пути прощения, призывай к добру и отстранись от невежд» (сура «аль-Аъраф», аят 199).

Простить – значит отпустить обиду и восстановить хорошее мнение о человеке. В Исламе поощряется прощение. Но не всегда оно приносит пользу и мир между людьми. Иногда прощение делает человека высокомерным, заносчивым, он убеждается, что ему все дозволено. Тогда прощение – это не милость, а вред для него.
 
Обычно прощение разрушает стену конфликта, возникшую в отношениях. Человек осознает свою вину, исправляется, возвращается на путь блага. Но это лишь тогда, когда совершение зла или причинение обиды для человека является скорее исключением, чем правилом. Рассказывают, что однажды к халифу Али ибн Абу талибу, да будет доволен им Аллах, привели вора, чтобы отсечь ему руку. Халиф отдал приказ, но вор взмолился о том, чтобы его отпустили. Он сказал Али, да будет доволен им Аллах, что он совершил кражу в первый раз и был неправ. Он надеялся, что за «первый раз» ему простят его грех. Но халиф, да будет доволен им Аллах, сказал, что вор лжет и приказал наказать его должным образом.
 
Когда приказ был исполнен, Али подозвал вора к себе и спросил: «Поистине, уже ничего не изменить. Так признайся, совершил ли ты кражу впервые или ты солгал?». Вор признался в том, что солгал, что крал не в первый раз, а потом поинтересовался, откуда халиф узнал это. На что Али, да будет доволен им Всевышний, ответил: «Поистине, Всевышний Аллах не наказывает за первый раз».
 
Всевышний не наказывает за первый раз. Человеку дается шанс, чтобы он исправился и вернулся на истинный путь. Однако если он утвердился в своем грехе, если его сердце очерствело, то «помочь» ему могут несчастья, испытания, беды, трудности, грусть и печаль, сотрясающие сердце и выводящие из привычного образа мышления и поведения.

От Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного Дня».
 
Таким же образом, иногда «чрезмерное» прощение вредит человеку. Оставаясь безнаказанным, он принимает свое поведение как норму. Например, если один человек все время обижает другого, а второй все время прощает, у второго формируется комплекс жертвы, а первый начинает верить в свое превосходство и особенность, что в свою очередь делает его высокомерным. Иногда отвечать добром на зло значит «приглашать» человека к продолжению совершения зла.
 
На такой случай следует последовать совету Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Об Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы увидите скромного человека, то проявляйте скромность по отношению к нему, а если увидите гордого и высокомерного, то проявляйте к нему тоже гордость и высокомерие. Хотя для него это будет унижение, но с вашей стороны это будет милостыня (садака)».
 
Наверно, это единственный случай, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призвал к высокомерию. И только потому что в таких случаях оно служит благу – человек получает неискаженную обратную связь на свои поступки и хотя ему это неприятно, для него это шанс понять свои ошибки и исправить их. Один шейх сказал: «Знай, что прощение того, кто тебя обидел, не всегда является похвальным. Всевышний Аллах связал прощение с исправлением, сказав: «Но если кто простит и исправит дело, то его награда будет за Аллахом» (сура «Аш-Шура», аят 40).
 
Если же дело не исправится, то не нужно прощать человека! Например, есть какой-то злодей, который всех обижает. Такого не следует прощать, так как твое прощение только добавит его злодеяний. Напротив, нужно взыскать с него за злодеяние должным образом, дабы он исправился. А если же речь идет о человеке, который никогда больше не сделает тебе плохого, если ты его простишь, то такого лучше простить. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Но если кто простит и исправит дело, то его награда будет за Аллахом» (сура «аш-Шура», аят 40).
 
Это один из тех случаев, когда на зло следует отвечать справедливостью. Однако есть важное замечание относительно подобных ситуаций. Нужно осознавать свою цель, которая заключается не в том, чтобы посеять вражду или ненависть, не в том, чтобы наказать и причинить ответное зло, а в том, чтобы таким образом «помочь» человеку осознать свою неправоту и вернуться на путь истины.
 
В Коране Всевышний сказал: «Воистину, Сатана ваш враг, так относитесь к нему как к врагу». Поэтому цель в подобных ситуациях – не помочь Сатане, распространяя ненависть и злобу в отношениях, а в том, чтобы помочь другому освободиться от его оков. Следуя другому аяту Всевышнего: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Сура «Аль-Маида», аят 2). Да, иногда оградить человека от зла значит защитить его от него самого.

link 

0 комментариев

Оставить комментарий