29 Aug 17:53 avatar

Шаги к объединению уммы

Общество и человек: Шаги к объединению уммы

Аллах установил между верующими узы братства

«Воистину, ваша община [, о люди,] — единая община, Я же — ваш Господь. Так поклоняйтесь же Мне! Хоть [люди] разошлись по своей вере, но все они предстанут перед Нами» (Коран, 21:92-93)

В данных аятах используется арабское слово «умма» в значении «люди, объединенные одной верой». В Коране слово «умма» чаще всего употребляется именно в этом смысле.

Например, Аллах говорит: «Люди были одной религиозной общиной, и Аллах ниспослал пророков вестниками и увещевателями…» (Коран, 2:213)

92-му аяту 21-й суры Корана предшествует длинный рассказ, в котором Аллах передает нам истории различных пророков: Моисея, Авраама, Иисуса, Захарии и других (мир им). Затем Аллах восхваляет их, а вместе с ними – Марию, мать Иисуса, хотя она не была пророком, а в заключение Он говорит: «Воистину, ваша община [, о люди,] — единая община, Я же — ваш Господь…».

В этом контексте возможны два толкования.

Первое – что сами Пророки составляют умму, а второе – что речь идет о последователях последнего Пророка (мир ему и благословение). Толкователи Корана имеют разные мнения на этот счет.

На наш взгляд, лучшая интерпретация – и Аллах знает лучше – заключается в том, что этими аятами устанавливается тот факт, что умма – это одна, единая община, претерпевавшая на протяжении своей истории различные стадии развития, начиная с Адама, и достигшая кульминации при Мухаммаде (мир им обоим).

Мухаммад (мир ему и благословение) был «печатью пророков» и их предводителем в этом мире и в будущей жизни. Умма Мухаммада (мир ему и благословенне) это лучшая и последняя умма. Она унаследовала руководство и учение всех пророков, предшествовавших ему.

Со времен последнего Пророка больше ни на какую другую умму не снисходило такого озарения, как Коран – книга, которую Аллах защитил от искажения и подделок. Сам Аллах говорит об откровении Корана:

    «Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального» (Коран, 41:42)

    «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Коран, 15:9)

Это умма, которая из поколения в поколение представляет ценности, изложенные в Коране, выполняет его заповеди, уклоняется от запрещенного (по крайней мере, старается это делать), поэтому эта умма превосходит все другие человеческие общины, упомянутые в священных текстах.

Ни одному другому сообществу людей не удалось в той же степени воплотить в реальной жизни знания, наставления и веру пророков. Эта умма несет с собой свет, который дает ей способность к полной трансформации, если только она будет действовать в согласии с ним. Это свет Корана и Сунны.

Аллах говорит: «Хоть [люди] разошлись по своей вере, но все они предстанут перед Нами» (Коран, 21:93).

Здесь Аллах говорит о народах Писания, живших раньше, и о том, что среди них начались споры и разногласия. Он предупреждает мусульманскую умму: она должна оставаться единой и стремиться сохранять свое единство, чтобы ее не постигла судьба людей Писания, которые, несмотря на первоначальное единство в вере, со временем впали в разногласия, и каждая группа взяла себе какую-то долю истины.

Аллах установил между верующими узы братства.

Пророк (мир ему и благословение) неоднократно подчеркивал братскую суть отношений между мусульманами, когда говорил о правах и обязанностях мусульман в отношении друг друга, например, таких:
 
1. Право на сердце

Мы имеем в виду любовь и привязанность, которую мусульманин должен испытывать в своем сердце к брату-мусульманину. Следует избегать подозрений в отношении брата и не держать на него зла.

Мусульманин должен делить со своим братом-мусульманином все радости и печали. Если с соверующим произошло нечто хорошее, он должен возрадоваться так, как будто удача улыбнулась ему самому.

Точно так же, где бы он ни жил, он должен болеть за своего брата, если того постигла трагедия. Он должен испытывать боль за изнасилованную мусульманку и за мусульманскую страну, на которую обрушилось стихийное бедствие или война.

В такие времена испытывать скорбь и сострадание – самая малая его обязанность по отношению к мусульманам. Аллах заповедал нам не только горевать за наших братьев – эта скорбь должна подвигать нас на реальные действия.
 
2. Право на язык

Брат-мусульманин имеет право на то, чтобы услышать от вас ответ на его приветствие мира. Если он чихнул – следует попросить Аллаха смиловаться над ним. Если он делает нечто, заслуживающее похвалы, вы должны его похвалить. Вы должны научить его, если он чего-то не знает, поощрять в добродетели и удерживать от ошибок. Вы должны молиться за него.

Все это откровенные выражения чувства, которые каждый из нас должен питать в своем сердце по отношению к брату-мусульманину. Немалая вещь – молитва за него. Возможно, благодаря вашей молитве Аллах облегчит положение уммы в каких-то напастях. В Коране Он повелевает молиться Ему и обещает ответить на наши молитвы. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Дуа есть поклонение» (Абу Дауд).

Если даже вся эта сердечная расположенность и благие слова не приведут ни к чему, кроме глубокого осознания принадлежности к умме – этого уже будет довольно. Ведь человек не может искренне говорить о своей принадлежности к умме, если он не живет ее радостями и бедами.

Мы обязаны осознавать себя через свою религию, сочувствовать нашим братьям и сестрам по вере и открыто заявлять об этом. Самое меньшее, что мы можем делать, это говорить правду публично, а в одиночестве – молиться за наших братьев-мусульман.
 
3. Право на кошелек

Это означает возложенные на нас обязанности закята и милостыни. Мы обязаны накормить голодного и одеть раздетого, и выполнять все прочие обязанности, возникающие в связи с тем, что Аллах даровал нашим братьям-мусульманам право на наше имущество.

Аллах говорит: «Они выделяли известную долю своего имущества для просящих и обездоленных» (Коран, 51:19).

Некоторые ученые считают, что речь идет не только о предписанном закяте. В любом случае, во времена бедствий, нужды и голода те, кто живет в достатке, обязаны тратить часть своего имущества на помощь братьям.
 
4. Право на тело

Это означает, что мусульманин вправе рассчитывать на содействие других мусульман: защиту, если его угнетают, на освобождение, если его взяли в плен, на помощь, если он оказался в бедственном положении.

Есть еще один способ классификации прав мусульман в отношении друг друга. Данная классификация строится на иерархии потребностей, сформулированной современными учеными.

Фундаментальные человеческие потребности можно разделить на пять категорий:
 
Физиологические потребности

Потребность в пище, питье, одежде, крыше над головой, партнере. Если человек лишен какой‑либо из этих потребностей, он занимается исключительно поиском путей ее удовлетворения и не в состоянии служить своей семье, умме, стране.

Таким образом, первичное право человека заключается в удовлетворении перечисленных физиологических потребностей. Такие же соображения мы находим и в Коране.
 
Потребность в безопасности

Человек не должен испытывать проблем с удовлетворением базовых потребностей и не должен бояться лишиться их. Он также не должен бояться физического или психологического насилия. В Коране по этому поводу есть множество аятов, как, например: «Который накормил их после голода и избавил их от страха» (Коран, 106:4).

Как видим, сначала Аллах говорит об элементарном выживании, а затем о чувстве безопасности. В другом аяте Всевышний говорит: «Аллах привел в качестве притчи селение, которое пребывало в безопасности и покое (Мекку). Они обретали свой удел в изобилии отовсюду, но не благодарили Аллаха за эти блага, и тогда Аллах облек их в одеяние голода и страха за то, что они творили» (Коран, 16:112).

Человек, живущий в страхе, не способен быть продуктивным, делать что-либо позитивное.
 
Потребность в любви и принадлежности к социуму

Аллах сотворил человека социальным существом. Мы стремимся к обществу себе подобных. Некоторые люди даже могут умереть, если долгое время не могут общаться с другими.

Некогда один кипрский царь приказал взять нескольких детей и каждого поместить в полную изоляцию, обеспечивать их всем, но не разговаривать с ними. В итоге, все дети умерли.

Часто мы рассказываем о своих проблемах не столько, чтобы пожаловаться, сколько, чтобы услышать слова сочувствия. Человек испытывает потребность в принадлежности к социуму и не может жить без других людей. Не случайно Коран обращается к людям: «О люди!» или «О верующие!».

    «Клянусь послеполуденным временем, что люди, несомненно, [понесут] урон, кроме тех, которые уверовали, вершили добрые деяния и заповедали друг другу истину и терпение» (Коран, 103).

    «Скажи верующим, чтобы они опускали свои взоры...» (Коран, 24:30).

    «… Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и несправедливости...» (Коран, 5:2).

Все это подразумевает, что человек стремится быть членом общества, социальной группы, нуждается в привязанности, любви. Это также показывает, что в контексте удовлетворения данной человеческой потребности становится понятен весь смысл Ислама.

Аллах возлагает на мусульман обязанность коллективной молитвы. То же самое касается и паломничества. В Рамадан мы также все вместе соблюдаем пост. Невозможно претворять нравственные ценности Ислама, не живя единой общиной. Как можно проявлять доброту, терпение, щедрость и смелость без взаимодействия с другими людьми?
 
Потребность в признании

Кроме чувства принадлежности к своей общине у человека возникает естественная потребность в уважении и признании коллектива, к которому он принадлежит. Нам необходимо чувствовать свою ценность, пользу, свое влияние на окружающих. Если эта потребность не удовлетворена, человек ради самоутверждения может прибегнуть к разрушительному или иррациональному поведению.

Известно, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) часто хвалил отдельных людей, племена, народы, указывал на чьи-либо заслуги. Мы знаем об этом из Сунны. Некоторые ученые посвятили этой теме целые тома.

Например, Ахмад ибн Ханбал написал сочинение под названием «Достоинства сподвижников», где привел множество хвалебных слов Пророка (мир ему и благословение) в адрес сподвижников. Поистине, это великая честь — удостоиться похвалы посланника Аллаха (мир ему и благословение). Более того, сподвижников хвалит в Коране сам Аллах. Он говорит: «Аллах принял покаяния Пророка, мухаджиров и ансаров...» (Коран, 9:117).

Известно, например, что Пророк (мир ему и благословение) высоко ценил недавно принявших Ислам. Иногда он давал об этом понять намеком. Например, прежде чем войти в Мекку, он сказал: «Кто войдет в дом Абу Суфьяна — в безопасности...» (Муслим).

Он упомянул дом Абу Суфьяна из уважения, хотя он также сказал: «… и в безопасности тот, кто запрет за собой двери, и в безопасности тот, кто укроется в Заповедной мечети» (Аль‑Бухари).

Ведь никто не собирался уходить из своего дома или мечети и искать безопасности в доме Абу Суфьяна, просто Пророк (мир ему и благословение) особо отметил Абу Суфьяна за то, что он только что принял Ислам. Точно так же он примирял других людей, даря им подарки и выделяя их иным способом.

Репутация имеет для человека не меньшую ценность, чем материальные блага. Потребность в признании и уважении — часть человеческой натуры, эту потребность в нас заложил Господь, поэтому закон Аллаха обеспечивает человеку это признание.
 
Потребность в самоактуализации

Человек нуждается в самоактуализации, стремится к ней под воздействием некоего внутреннего зова. Ислам активизирует эту потребность, направляет ее в нужное русло, позволяет ее реализовать. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трех. Это — доброе дело, которое продолжается [и после его смерти]; знания, которые приносят пользу людям, и праведный сын, который молится за него» (Муслим).

Многие вдохновляются этими словами и стараются совершить больше добрых дел, увеличить свою продуктивность, стремясь обессмертить свое имя, надеясь получить вознаграждение от Аллаха.

Кто‑то старается оставить после себя добрые дела, которые будут еще долго служить людям. Другие стараются делиться полезными знаниями или воспитывать благочестивых детей, которые станут их наследниками и будут молиться о них после смерти.

islam.com.ua

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.