7 Sep 23:50 avatar

Джихад и современный мир

Общество и человек: Джихад и современный мир

Джихад в переводе с арабского языка — это «приложение усилий, усердие».

Изучая Коран и Сунну Пророка, мы узнаем, что джихад совершается ради одной главной идеи: «Ли такууна кялимэтул-лаахи хияль-‘улья», чтобы Слово Божье стало наивысшим (см. Св. Коран, 9:40), а для этого необходимы информационная свобода и возможность донесения до людей духовных и религиозных ценностей. Из Корана мы видим, что одной из первостепенных характеристик богобоязненных является то, что они прикладывают усилия ради реализации упомянутой идеи, тратя свое имущество и не жалея собственных сил, то есть жертвуя всем, что у них есть (см. Св. Коран, 49:15).
 
Также из Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) до нас дошло следующее достоверное высказывание: «Муджахид — это тот, кто борется с самим собой [работает с плохими чертами своего характера, с ленью, беспечностью, необязательностью, например, и развивает хорошие] во имя Всевышнего [первоочередно делая это пред Богом, из духовных побуждений]», то есть управляет, может держать в узде свои слабости, легкомыслие, капризы и страсти ради того, чтобы стать образцом религиозной морали и высокой нравственности, что в свою очередь пробудит в других желание стать таковыми, верующими. Он не оправдывает свои преступные действия вырванными цитатами из подстрочных переводов Корана, а достигает высокого уровня терпимости, усердия в благом и милосердия — всего того положительного, чем наполнены последнее Писание Творца и жизнь Его посланника. Согласен, что обычно описывают и показывают в фильмах именно полководческие навыки Пророка, но это лишь одна грань из нескольких десятков граней его личности. Понятие джихада невероятно широко, сюда входит иногда — молчание, иногда — сияющее, исполненное достоинства выражение лица, а иногда и улыбка. Все зависит от намерения, но и им, намерением, преступления не могут быть оправданы. Таков канон.
 
Что касается формы ведения джихада, то ученые говорят о том, что в каждом веке свои методы, то есть те формы, которые более результативны и эффективны в подведении общества к вере. Именно они должны быть применимы. Многие считают, что сегодня к таким методам в первую очередь относятся просвещение и СМИ. Из-за того, что международные средства массовой информации в большей доле не принадлежат мусульманам, а если и применимы ими, то на очень низком уровне, мы видим спад религиозности и богобоязненности среди верующих в мировом масштабе, особенно среди молодежи. То, что среди наиболее популярных у них книг Священный Коран и жизнеописание Пророка занимают далеко не первое место, а Пророк и его сподвижники далеки по рейтингу в сознании молодежи от современных кумиров, должно заставить старшее поколение задуматься. Туда ли тратятся миллионы и миллиарды денежных средств, временно предоставленных Господом отдельным мусульманам и мусульманским государствам?..
 
При этом необходимо разграничить случаи, когда человек в порыве чувств и эмоций жертвует всем, что у него есть, и остается ни с чем, превращаясь в обузу для других, и те случаи, когда человек, живя в гуще соблазнов и страстей, сохраняет свою богобоязненность и по капле на протяжении всей своей жизни жертвует имеющимся — временем, здоровьем, имуществом и авторитетом (см. Св. Коран, 17:29) на благо другим и ради довольства Господа им.
 
Очень часто мы становимся игрушкой в руках других, но велика милость к нам Господа, ведь Он дал нам частички веры и набожности, определив общие правила жизни и оговорив, что жизнь мирская — это игра, где есть выигравшие и проигравшие.
 

    Обязателен ли джихад с оружием в руках? На моей земле идет война, причем многовековая, а мне говорят: зачем тебе идти погибать, будет больше пользы, если ты останешься и поможешь своим родным.

Правильно говорят. Человек обязан помочь не только родным, но и прежде всего самому себе (образование, физическая подготовка, интеллект и духовный базис), а затем уже и многим другим. Он должен понять смысл и великую ценность своей жизни. Столь ценное не бросают в мясорубку экономико-политических интриг либо в пасть идеологий туннельного мышления. Ведь умереть за идею легко, а вот жить ради этой идеи, претерпевая душевные, нравственные, интеллектуальные, физические, материальные трудности и лишения день за днем, — сложно! Разве не является пред Всевышним более возвышенным и чтимым тот человек, который, презрев свое «я», лень, безразличие, апатию и многие другие отрицательные человеческие качества, день за днем на протяжении многих лет жизни движется в поисках знаний, совершенствует умения, навыки и созидает для современников, а также будущих поколений?! Достигая многого, он по капельке безвозмездно жертвует этим на благо своего народа в частности и людей — в целом. И причем делает он это бескорыстно и безвозмездно.
 

    Как призывать людей к Исламу?

Показателями своей личной жизни: успехом, образованностью, порядочностью, воспитанностью, мягко-великодушным отношением к окружающим, приветливостью, улыбчивостью, искренностью. Каждый из нас является — будь он мусульманином религиозно-практикующим или нет — сосудом, содержащим «волшебную» воду пророческих заповедей: застоявшаяся вода становится затхлой и зловонной, и в этом повинен сосуд, а не вода.
 

    Как вы относитесь к тому, что происходит в ряде стран мусульманского мира, а именно в Афганистане, Ираке, Палестине? Каков выход из ситуации?

Выход — просвещаться, развиваться, трудиться. Наводить мосты взаимопонимания и молить Бога о помощи! Часто встречаются ледяные сердца под буйными головами, но редко — холодные головы над пылкими сердцами.
 

    Я хочу знать, в каких случаях мне разрешено поднимать оружие против тех, кто не хочет распространения Ислама, кто немусульманин?

Необходимо стать примером высокой морали и нравственности, что было главной целью миссии пророка Мухаммада, тогда и тех, кто против Ислама, станет меньше.

Шамиль Аляутдинов

0 комментариев

Оставить комментарий