5 Jul 01:08 avatar

6 условий совершенного поста

Пост и Рамадан: 6 условий совершенного поста

Рамадан для верующих не просто месяц голодания, а месяц преодоления, духовного совершенствования.

 

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Рамадан — это возможность начать новую жизнь, будучи очищенным от прежних грехов и просветленным более глубокой убежденностью, иманом. Это возможность исправить прежние ошибки и приобрести благие привычки, пересмотреть свои ценности и снова навести порядок и чистоту в сердце. Достичь подобного состояния можно соблюдением условий, делающих пост не просто голоданием, а именно актом духовного совершенствования.

Абу Хамид Мухаммад аль-Газали в книге «Возрождение религиозных наук» подразделяет пост на три степени:

    пост простых верующих (савм аль-умум)
    пот избранных (савм аль-хусус)
    пост особо избранных (савм хусус аль-хусус)

Пост простых верующих – это пост живота и половых органов, пост избранных – это пост тела, а пост особо избранных – это пост сердца. «Подобный пост, – как утверждает имам аль-Газали, – нарушается при мысли о чем-то другом кроме Аллаха и Судного дня и при мысли о мирском, кроме того что используется для религии, так как оно – из припаса (на пути к блаженству) того света, а не из мирского. Обладатели (освещенных божественным светом) сердец сказали: «Если кого-то днем обеспокоит мысль о приобретении чего-нибудь для разговенья, то это будет записано ему как прегрешенье, ибо это – из маловерия в милость Аллаха и недостатка уверенности в обещанном ему пропитании».

Это – степень пророков, сиддикун и приближенных к Богу, и тебе не следует много говорить о ней, но (следует) осуществить на деле, ибо это – обращение всех своих устремлений к Аллаху, отвращение от всего, что помимо Него, и действие в соответствии со смыслом слов Всевышнего: «Скажи: «Аллах!» Потом оставь их забавляться в их ложных разговорах» (Коран, 6:91).

Достичь приближения к этой степени можно соблюдением шести условий.

Удержание взора от всего, что порицаемо и осуждаемо, и на все, что отвлекает от поминания Аллаха

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Взгляд – одна из стрел Иблиса, будь он проклят Аллахом, и тому, кто отведет его (от запретного) из страха перед Аллахом, дарует Он веру, сладость которой он обретет в своем сердце».
Джабир, да будет доволен им Аллах, со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, рассказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять действий нарушают пост: ложь, злословие, сплетни, ложная клятва и сладострастный взгляд».

Сдерживание языка

Пост языка – это удержание его от болтовни, лжи, злословия, сплетен, сквернословия, грубости, ссоры и споров с предпочтением поминания Аллаха, молчания и чтения Корана.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, пост – это щит, и когда один из вас постится, то пусть не сквернословит и не грубит. А если кто будет бранить его или подвергать нападкам, то пусть скажет: «Я – постящийся! Я – постящийся!».

Удержание слуха

Пост слуха заключается в ограждении его от всего порицаемого. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Злословящий и слушающий – соучастники в грехе».
Слух – это одна из дверей сердца, поэтому ее следует держать закрытой от всего, что отдалит сердце от Аллаха.

Удержание остальных частей от порицаемого

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достаются лишь голод и жажда». Некоторые ученые сказали, что к ним относятся те, кто воздерживается от разрешенной пищи и разговляется плотью людей, то есть злословит, другие сказали, что это те, кто разговляется запретным, и третьи сказали, что это те люди, которые не оберегают свои телесные органы от греха.

Чрезмерность при разговении

Цель поста – это воздержание от пищи для подавления страстей, чтобы этим укрепить сердце на пути богобоязненности и приблизить его к Всевышнему. Но этого нельзя достичь, если вечером постящийся «восполняет» дневной пост чрезмерной едой. Передается, что аль-Микдам ибн Маъдикариб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем (его собственное) чрево! Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет выпрямить свою спину, а если уж неизбежно (для него есть больше, пусть) треть (его желудка будет) для еды, треть – для питья, а еще треть – для (легкости) дыхания».

Обращение сердца к Аллаху

И хотя внешнее соблюдение поста заключается в отказе от пищи и питья, следует помнить о его главной цели – здоровое сердце, наполненное верой. Имам аль-Газали пишет: «Сердце верующего после разговенья должно быть обращено к Аллаху и трепетать, пребывая между страхом и надеждой, ибо не знает он, будет ли принят его пост – ведь тогда он будет из числа приближенных к Аллаху, или будет возвращен ему – и тогда он будет из числа попавших под гнев (Его). И пусть он будет таким по завершении каждого поклонения».

У каждого наверно есть задачи, над решением которых он думает долгое время, или проблемы, которые не дают ему покоя, либо надежды, которые он стремится осуществить. И какими бы значительными они не казались, все-таки главной проблемой человека остаются его отношения со Всевышним, потому что «к Нему наше возвращение» и перед Ним наш отчет. Сейчас самое время вспомнить об этом, отодвинуть на соответствующее место мирские заботы и заняться уборкой души, дабы подготовить к ее к важным гостям – вере, любви и богобоязненности. И пост в этом нам будет помощником. Так пусть же Всевышний примет каждый наш день и облегчит нам стремление к благому!

Ася Гагиева

1 комментарий

avatar

Я не являюсь мусульманином, но всякий раз, когда наступает Рамадан, я наблюдаю невыразимое самопожертвование и внутреннюю дисциплину миллиона мусульман, которые от рассвета до заката проживают без кусочка пищи и без глотка воды целый месяц. Я испытываю невероятный трепет, наблюдая за праздничными ифтарами, на которые приходят не только мусульмане всех возрастов, но и немусульмане, как я, которых пригласили разделить радость разговения.

Я знаю, как это трудно, но в тоже время преображающе, держать пост в течение дня. Сила и духовная приверженность мусульман, которые отказываются от еды и питья изо дня в день на протяжении месяца, особенно когда Рамадан приходится на изнуряющую летнюю жару, необыкновенно вдохновляет и восхищает.

Пост – прекрасная практика для самодисциплины, покаяния и очищения человека. На протяжении веков пост оставался религиозным обрядом многих религий, Ислам же сквозь века пронес духовное значение поста. Гордыня, алчность, чревоугодие, похоть, зависть и гнев являются по своей природе наиболее непокорными из человеческих эмоций и именно с ними учит имеет дело Рамадан. Необходимо приложить невероятно много усилий, чтобы подчинить их себе. Соблюдая пост, мусульмане очищают свою душу. Пост помогает мусульманину развивать самоконтроль, осознавать, насколько щедр к нам Бог, проникнуться сочувствием по отношению к нуждающимся.

Рамадан делает мусульман ближе ко Всевышнему, они достигают большего контроля над своей жизнью, превосходя свои самые элементарные природные желания. Мусульманин, который лишает себя еды и питья на протяжении всего дня, вместо того, чтобы думать о своих лишениях, размышляет и помогает тем, кому повезло меньше. Разве это не удивительно, что человек в такой ситуации думает не о себе, а о тех, кто постоянно пребывает в голоде и лишениях? Удивительно, что мусульмане не обсуждают трудности поста и сложности, сопровождающие их в Рамадан, они проявляют смиренность и покорность. Рамадан – это месяц увеличения добрых дел для мусульман, ни один их день не должен пройти без доброго поступка. Садака же является отражением глубокой приверженности и желания помочь тем, кто в этом нуждается.

На протяжении многих лет, живя бок о бок с мусульманами, я наблюдаю мир и гармонию, которые исходят от них в обычное время и в Рамадан. Кажется, что в священное для них время этот покой достигает своего апогея, а смиренность проявляется во всем. Труд и тягости, которые мусульмане прилагают на протяжении Рамадана, служат напоминанием всему человечеству о смиренности, покорности и терпении.

Для меня Рамадан – это опыт смирения. Изо дня в год мусульмане напоминают мне о главном условии достижения счастья – терпении. И наряду с мусульманами, каждый год я испытываю этот урок вместе с ними и осознаю свою ничтожное положение перед лицом Всевышнего, без которого мы ничто. И вместе с мусульманами испытываю радость этого времени, по-настоящему особенного.

Оставить комментарий