Где твой запас для мира вечного?
Как важно для каждого из нас порой задуматься о смерти — этом страшном и горьком явлении, переносящем человека из одной жизни в другую, из одного мира — в другой. Это явление, которое оставляет в растерянности разум — так трудно нам постичь его сущность.
Смерть разбивает вдребезги мечты тех, кто грезит о бессмертии в этом мире и о бесконечности земной жизни. Смерть вынуждает всех нас, вне зависимости от нашего положения в этом мире, смотреть на земную жизнь как на своеобразную остановку на пути. Этот мир — временное пристанище, мы не сможем пребывать в нём вечно, и не найти нам в нём спокойствия и стабильности.
Есть люди, которые поняли, что в действительности представляет собой земная жизнь. Они уверовали в Аллаха, приняв его как Господа, Ислам — как религию и Мухаммада — как Пророка.
Из своей религии они узнали, что земная жизнь — это испытание на пути к Господу. Отправившись в это путешествие, верующий собирает запасы, которые, как он надеется, помогут ему благополучно достичь конечной цели.
А некоторые, понимая, что земная жизнь коротка и однажды она закончится, всё-таки сбились с пути и решили просто жить в этом мире, удовольствовавшись им в качестве единственной своей обители. Они не стали делать никаких запасов и даже не думали об этом. И, конечно же, участь этих путников была более чем печальной.
И каждому из нас стоит задуматься: а к какой из двух названных категорий принадлежим мы? И что мы приготовили для того дня, когда мы покинем этот мир?
Все мы в этом мире подобны человеку, который идёт и идёт себе без остановки — просто проходит мимо, нигде не задерживаясь. Именно такими учил нас быть Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он сказал благородному сподвижнику ‘Абдуллаху ибн ‘Умару (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Будь в этом мире словно чужестранец или даже человек, просто проходящий мимо» [Бухари].
И сам Ибн ‘Умар после этого наставления говорил: «Дожив до вечера, не жди, что доживёшь до утра, а дожив до утра, не жди, что доживёшь до вечера, и пользуйся здоровьем своим, пока не пришла болезнь, и пользуйся жизнью своей, пока не пришла смерть!» [Бухари].
Неважно, кем мы считаем себя в этом мире — путниками, просто проходящими мимо или вечными обитателями мира этого, которые никуда из него не денутся и никогда не покинут его — всё равно мы однажды уйдём отсюда. То есть мы в любом случае просто пройдём сквозь него и выйдем, когда придёт назначенный день. И мечты о вечном пребывании в этом мире подобны быстро исчезающей тени.
Всевышний Аллах сказал Своему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха): «Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия. Неужели, если даже ты умрёшь, они будут жить вечно?» (сура 23 «Верующие», аят 34).
Такой сотворил Всевышний земную жизнь. Он пожелал, чтобы она была именно такой: «Все на [этой земле] смертны» (сура 55 «Милостивый», аят 26).
Сколько бы ни прожили мы в этом мире, мы всё равно покинем его, и сколько бы ни ослеплял он нас своим блеском, однажды и ему придёт конец. Сколь бы долгим ни было его существование, ему не суждена вечность.
Ничто из того, что ты видишь, не вечно,
Останется Бог, и уйдут сыновья и богатство…
Это источник, из которого пил каждый живший до нас,
И нам из него испить непременно придётся.
Наши праведные предшественники всегда помнили о смерти и спешили совершать благие дела. Один человек зашёл к благородному сподвижнику Абу Зарру (да будет доволен им Аллах) и, окинув взглядом его скромное жилище, сказал: «О Абу Зарр! Где же ваши вещи?» Он ответил: «Поистине, у нас есть дом, куда мы отправляем наилучшее из того, что есть у нас». Тот возразил: «Но ведь тебе необходимы вещи, пока ты ещё здесь». Абу Зарр ответил: «Поистине, хозяин дома не оставляет нас в нём». Под домом подразумевается мир этот, а под хозяином — Всевышний Аллах.
Всевышний сказал: «Земная жизнь — не что иное, как предмет пользования, а Последняя жизнь является Обителью вечного пребывания» (сура 40 «Прощающий», аят 39).
К одному праведному и усердному в совершении благих дел человеку как-то зашли некие люди и сказали: «Дом твой похож на дом человека, который уезжает. Ты что, уезжаешь?» Тот ответил: «Нет, я буду изгнан внезапно».
Известный своей праведностью халиф ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине, мир этот не является вашей вечной обителью. Аллах судил ему исчезновение, а обитателям его — уход из него. Покидайте же его, да помилует вас Аллах, наилучшим образом, и запасайтесь, и, поистине, наилучший запас — богобоязненность».
Но ещё лучшее наставление дал нам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Что мне до мира этого? Поистине, я в этом мире подобен всаднику, который отдохнул немного в тени дерева, а потом уехал, покинув его» [Тирмизи; Ахмад].
Все мы непременно расстанемся с этим миром, и каждый прожитый день приближает час разлуки с этим миром. Мы покорно движемся к этому часу и будем вынуждены переселиться из жилищ, которые мы облюбовали, и никому из нас не избежать этого.
Но смерть не конец всему. Она отделяет одну жизнь от другой. Это всего лишь переход в новый мир, в промежуточный мир — барзах, с ужасом могилы и допросом в ней, за которыми последует ужас Судного дня с воскрешением и другими событиями, и долгий и трудный расчёт: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (сура 23 «Верующие», аят 115).
То есть неужели вы думаете, что сотворены просто так, без цели, от вас ничего не требуется и в вашем сотворении Мы не заключили никакого смысла? Или же подразумевается: для потехи, то есть для того, чтобы вы играли и забавлялись подобно животным, которые созданы такими и которые не получат ни награды, ни наказания. Мы сотворили вас для поклонения и исполнения велений Всевышнего Аллаха. «…и что вы не будете возвращены к Нам?» То есть не прибудете в мир вечный. Как сказал Всевышний: «Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?» (сура 75 «Воскрешение», аят 36). То есть просто так, предоставлен самому себе.
Неужели вы решили, о творения, что Мы создали вас и оставили вас просто так, без велений и запретов, без награды и наказания, и что вы не вернётесь к нам в мире вечном для расчёта и воздаяния? [Ибн Касир. Тафсир].
Все пророки и посланники Всевышнего разъясняли людям эту истину, говоря: «О мой народ! Земная жизнь — не что иное, как предмет пользования, а мир вечный является Обителью вечного пребывания» (сура 40 «Прощающий», аят 39).
Мы не должны забывать о том, что смерть приходит внезапно. А что же мы приготовили в земной жизни для жизни вечной?
Если отправился в путь ты, не взяв запасы богобоязненных,
А после смерти встретил того, кто сделал запасы,
Ты пожалеешь о том, что не был подобным ему
И не подготовился так, как он подготовился.
Мы не сотворены просто так и нам дан разум не для того, чтобы мы ограничивались мыслями о мирском, но для того, чтобы мы думали: а что мы возьмём с собой в вечность? И что мы сделали для того чтобы участь наша в мире вечном не была скверной и безрадостной?
Достаточно представить себе агонию, последние мгновенья земной жизни. Близкие попрощались с тобой, твоё тело омыто. Его отнесли на кладбище, опустили в могилу и засыпали землёй. И никто не способен принести тебе пользу или отвести от тебя вред… Подумай же: с чем ты встретишь Господа своего? И что ожидает тебя в барзахе и в мире вечном? Вечное счастье или вечные муки? Оправдаются твои надежды в Судный день или пойдут прахом?
Посмотри на деяния свои и подумай, что сделал ты для того, чтобы обрести счастье в мире вечном: «В тот День поведают человеку о его первых и последних деяниях. Но человек будет свидетельствовать против самого себя, даже если он будет оправдываться» (сура 75 «Воскрешение», аяты 13–15).
Один из выдающихся учёных Ислама имам Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) сказал, давая наставление сыну: «Кто посмотрит на мир этот, тот увидит, что мир этот просуществовал до его рождения очень долго и просуществует ещё немало после его кончины, и он поймёт, что его пребывание в могиле будет продолжительным. И если он задумается о Судном дне, то осознает, что он будет длиться пятьдесят тысяч лет. А если он задумается о Рае и Аде, то осознает, что пребывание там бесконечно. И если он снова задумается о своей земной жизни, то, даже если он проживёт, например, шестьдесят лет, это будет означать, что тридцать из них он проведёт во сне, а около пятнадцати придётся на детство. А если он посмотрит на оставшееся время, то поймёт, что почти всё оно уйдёт на удовлетворение плотских желаний, еду и приобретение мирских благ. И он увидит, что даже из того, что осталось для мира вечного, очень много времени он потратит, совершая деяния напоказ людям и пребывая в беспечности. На что же купит он [счастье в] жизни вечной? Ведь цена — эти считанные часы».
У нас очень мало времени, и с каждым прошедшим часом его остаётся всё меньше. Поэтому нужно спешить с деяниями — ведь мы не знаем, наступит ли для нас завтра, и мы не знаем, когда закончится отпущенный нам срок.
Двоюродный брат Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и четвёртый праведный халиф ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Этот мир повернулся и уходит, а мир вечный приближается к нам, и у каждого из них есть сыны. Будьте же сынами мира вечного, и не будьте сынами мира этого, ибо, поистине, сегодня — деяния и нет расчёта, а завтра — расчёт, но не будет деяний».
Дорога каждая минута, потому что дел много, а времени мало, и жизненно важно успеть как можно больше. Истинный верующий понимает это и вместо того чтобы пассивно наблюдать за тем как жизнь его подходит к концу, он активно преображает мир вокруг себя, трудится, совершая благие деяния и в то же время стараясь воздерживаться от грехов. Ведь земная жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать её на то, что ведёт в Огонь.
Даже совершив грех, верующий, понимающий сущность земной жизни, спешит покаяться и не откладывает покаяние на потом.
Подари душе своей желанное покаяние,
Пока не пришла к тебе смерть и не сковала язык твой.
Поспеши с ним, пока не оборвалось дыхание…
Оно — прекрасный запас для творящих благое.
Всевышний Аллах сказал: «Скажи [передавая слова Мои]: “О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, Аллах прощает все грехи, ибо Он — Прощающий, Милостивый. Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему до того, как мучения явятся к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь. Следуйте за наилучшим из того, что ниспослано вам вашим Господом, прежде, чем мучения явятся к вам внезапно, когда вы даже не почувствуете их приближения. Чтобы не пришлось человеку говорить: “О горе мне за то, что я был нерадив по отношению к Аллаху! Я был всего лишь одним из насмехающихся!” Или чтобы не пришлось ему говорить: “Если бы Аллах наставил меня на прямой путь, то я был бы одним из богобоязненных”. Или чтобы не пришлось ему говорить, когда он увидит мучения: “Если бы у меня была ещё одна возможность, то я стал бы одним из творящих добро”» (сура 39 «Толпы», аяты 53–58).
Всевышний сделал землю покорной для нас, так что мы можем пользоваться её благами, и Он предоставил нам столько возможностей для совершения благих дел, что нам остаётся лишь использовать эти возможности, не теряя времени на то, что не приносит пользы.
Всевышний Аллах сказал: «Он — Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по её возвышенностям и вкушайте из Его удела, и к Нему вы прибудете после воскрешения» (сура 67 «Власть», аят 15).
Врачеватель сердец, известный во всём исламском мире, имам Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «То есть мы не останемся в этой обители насовсем, навсегда — мы зашли в неё на некоторое время, подобно идущему без остановки путнику, и мы не должны воспринимать её как что-то родное, как постоянное место пребывания. Мы вошли в эту обитель лишь для того чтобы запастись необходимым для вечной обители, так что мир этот — всего лишь переход, а не место для постоянного пребывания, это мост, проход, но не родина, не постоянное место для жизни. Аят содержит указание на Его Господство, Его единственность, Его мудрость, Его могущество, Его силу и Его милость, а также напоминание о Его милостях и благодеянии и предостережение от излишней привязанности к миру этому и превращение его в свою постоянную обитель. Мы должны быстро пройти через него к Его обители, к Его Раю. Итак, этот аят напоминает о Его знании, Его единственности и Его милостях, содержит побуждение стремиться к Нему и готовиться к встрече с Ним и прибытию к Нему, а также сообщение о том, что однажды Аллах свернёт эту обитель так, будто её никогда и не было, и что Он оживит её обитателей после того, как умертвит их, и к Нему им предстоит вернуться» [Фаваид].
Один из наиболее известных мусульманских учёных имам аль-Куртуби (да помилует его Аллах) сказал в своём известном труде «Тазкира = Напоминание»: «О дремлющий в беспечности, идущий наугад, до каких пор будет эта беспечность и пренебрежение? Неужели ты думаешь, что будешь оставлен просто так и не будешь рассчитан завтра? Или ты думаешь, что смерть принимает взятки? Или полагаешь, что она делает различие между львом и детёнышем газели? Нет, клянусь Аллахом, ни богатство, ни сыновья не защитят тебя от смерти, и не принесёт человеку пользы ничто, кроме благих дел. И блажен тот, кто услышал, усвоил, осознал и исполнил то, о чём заявлял, и запретил душе своей следовать страстям, понял, что преуспевший — тот, кто раскаялся, исправился и образумился, и что есть у человека лишь то, что он приобрёл, и что все дела его и все усилия его видит Всевышний. Пробудись же от этого сна, и запасись благими делами, и не ожидай положения благочестивых, когда сам ты погряз в грехах и совершаешь неблаговидные поступки, помни о том, что Аллах видит тебя, когда остаёшься один, и пусть не обольстят тебя мечты и надежды и не заставят тебя отказаться от дел!».
Именно к этому направляет нас Коран, постоянно напоминая нам о быстротечности земной жизни и о необходимости трудиться и собирать благой запас для мира вечного и не тратить драгоценные минуты на то, что не приближает к Раю и не отдаляет от Огня. Встреча с Господом неминуема, сколько нам отпущено, неизвестно, а потому мы должны использовать время, пока мы ещё в этом мире и у нас есть возможность трудиться.
Хвала же Всевышнему, Который предоставляет нам тысячи возможностей трудиться для мира вечного и, закрывая перед нами какую-то из дверей блага, непременно открывает для нас другую!
link
1 комментарий
Будь в этом мире словно гость или чужестранец. Пророк Мухаммад (ﷺ).
Каждому верующему важно определиться с отношением к мирскому. Потому что это в свою очередь определяет его позицию во многих вопросах мирской и религиозной жизни. «Задача» облегчается пониманием роли дольнего мира и своего места в нем с точки зрения вечности – вся мирская жизнь, начиная от сотворения Адама и до Судного дня – всего лишь маленький промежуток на подступе к вечности. «Маленький» — потому что это время несравнимо с бесконечностью, которая нас ожидает. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я нахожусь в этом мире подобно путнику, который остановился ненадолго в тени дерева, и, отдохнув, он возобновляет свое путешествие снова, оставляя дерево позади».
Пример Пророка, да благословит его Аллах и приветствует
Наиболее «праведное» отношение к мирскому – пренебрежение им. Это следует из логических рассуждений, но не из современной реальности. Поэтому верующему в этом вопросе нужно искать свою дорогу, следуя за маяком примера Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Когда Всевышний предложил ему выбрать, кем быть: царем-пророком или рабом-посланником, он выбрал второе. Имея возможность быть богатым, он отказался от этого. Когда Саъляба попросил его сделать за себя дуа, чтобы он разбогател, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил ему: «О Саъляба! Малое, за которое ты будешь благодарен, лучше для тебя, чем многое, которое ты не осилишь». Он, да благословит его Аллах и приветствует, не противостоял мирскому, он просто игнорировал его.
Влияние «мирского»
Избыток мыслей и переживаний за мирские дела только вредят душе. Душа изначально «скромна»: она неприхотлива в питье, пище, сне, одежде, условиях – ей нужен минимум, поддерживающий организм в рабочем состоянии. Я уже не говорю о тщеславных и лицемерных помыслах о славе, превосходстве и т.д. Все, что превышает меру – результат распущенного нафса. Кто, как не он, убеждает человека в честолюбии, чревоугодии, стремлении к общественному почету? Вспоминаются слова возмущения главной героини одного рассказа: «У меня такое чувство, будто я оказалась среди людей, которые собираются жить вечно. Во всяком случае, они так себя ведут. Их настолько занимают деньги, что они забыли о жизни». Да, именно нафс убеждает нас работать на мирское так, будто мы будем в нем жить вечно.
Даже если не брать во внимание бренность этого мира и бессмысленность любви к нему, то мы должны учитывать его явное губительное влияние. Зависимость от мирского делает человека грешным и несчастным. Ведь совершение грехов – форма причинения себе вреда, физического или психологического. Часто – под прикрытием многообещающих иллюзий (спасибо нафсу). Несчастье раба мирского в его невежестве, благодаря которому его слепое сердце не может отличить истинное благо от зла, ложь от истины и в погоне за одним, выбирает противоположное. Вместо высокого положения перед Всевышним он ищет величия среди людей, вместо счастья в мире вечном — он ограничивается поиском благоденствия в мире земном. Он не понимает, что настоящее величие не в обилии материального имущества и даже не в умении его добыть, величие – в способности быть выше этого, то есть даже при возможности иметь весь мир, отказаться от него с чувством достоинства и довольствуясь малым.
Главное условие «отречения»
Сердце, являющееся главным свидетелем, организатором и источником наших дел, не может пустовать. Если в нем нет любви к Богу, то в нем обязательно будет дьявол. Свобода от мирского не есть самоцель для верующего. Важно быть не столько свободным «от», сколько свободным «для».
Верующий освобождает свое сердце от любви к мирской жизни для того чтобы заполнить его любовью к жизни вечной. Ведь не любить мирское можно потому, что человек сам по себе равнодушен и не имеет активных интересов, а можно еще и потому что ты любишь нечто противоположное ему — вечную жизнь. Для такого человека мирское любо только в той мере, в какой оно помогает обустраивать его вечную жизнь. Истинный верующий – хозяин мирского и раб Всевышнего. И не может быть чего-либо из этого «наполовину». Ведь как сказал знаменитый философ: «Половина губит целое».
islam-today.ru