19 Sep 22:39 avatar

Что значит «мусульманская семья»?

Семья и отношения: Что значит «мусульманская семья»?

Удачный брак — это строение, которое нужно всегда реконструировать

«Не желайте тех преимуществ, которых Всевышний вам не дал, но предоставил другим (которыми Он наделил других). [Женщины, к примеру, сотворены женственными, а мужчины — мужественными. Женщинам Всевышний Творец дал одни отличительные качества и характеристики, а мужчинам — иные. Такова природа, и неразумно ее изменять.] Мужчинам — удел из того, что совершено ими, и женщинам — удел из совершенного ими [то есть и мужчины, и женщины абсолютно равны пред Всевышним в воздаянии за дела и поступки]. Просите [о мужчины и женщины] у Господа вашего милости [чтобы Он даровал вам больше заслуженного]. Воистину, всезнание Аллаха ничем не ограничено. [Ему, Господу миров, известно все до мельчайших подробностей, особенно то, что касается наилучших Его творений — людей, как женщин, так и мужчин]» (Св. Коран, 4:32).

Как должны строиться взаимоотношения в мусульманской семье, то есть основы семьи

В Священном Коране сказано: «… Живите с женами в соответствии с общепринятыми морально-нравственными нормами (аль-ма‘руф). А если что-то вам не понравится в них [например, тяжелый характер, вредные привычки, наклонности; обнаружатся физические недостатки и т. п.], то [учтите, примите во внимание], что в том или ином, порицаемом вами, Господь может заложить много блага» (Св. Коран, 4:19).
 
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Наиполнейшей вера будет у того, кто явится наилучшим по нраву и характеру. А наилучшие из вас — это те, кто являются наилучшими к супругам своим (к своим семьям)». Имам аш-Шавкяни заметил: «Данный хадис явно дает понять, что обладателями высочайшей степени праведности, по-настоящему благочестивыми, являются именно такие мужья. К сожалению, очень часто можно встретить мужей, которые вежливы и воспитаны с чужими людьми где-то на улице, на работе, и при этом крайне грубы, скупы на доброе слово и хороший поступок в кругу своей семьи. Нет сомнений в том, что такие люди далеки от Божественного благословения, они — сошедшие с правильного пути». Безусловно, этот упрек касается и женщин.
 
Посланник Господа миров призывал: «Я назидаю вас быть хорошими к женам своим. Будьте же таковыми!» С другой стороны, мы знаем немало хадисов, где подчеркивается важность покорности жены своему мужу. Например: «Если пред кем-либо, помимо Всевышнего Творца, и было бы позволено совершить земной поклон, то жене — перед своим мужем». В буквальном смысле такое недопустимо, имеется в виду, что жена для полноценности внутрисемейной гармонии должна искренне уважать и почитать своего супруга, который, в свою очередь, заботится о ней и опекает ее.

Что значит «быть мужем» и что значит «быть женой» с точки зрения Ислама

В Священном Коране сказано: «Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них». Иными словами, муж и жена являются друг для друга своеобразной «одеждой»: они украшают и оберегают друг друга, создавая тихую гавань от внешних воздействий и бед. Они — две гармоничные половинки одного целого.
 
Пророк (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Каждый из вас является управляющим (попечителем) [как минимум, человек управляет своими делами и поступками, речью и поведением]. Муж заботится о семье, и ему держать ответ пред Богом за свое управление [с него спросится в Судный День о том, сколь ответственен был]. Жена заботится о доме [является хранительницей домашнего очага], и будет спрошена [за свое]».
 
Отношение мужа к жене — нежное, мудрое и дипломатичное, с учетом ее слабостей. Муж обязан в меру своих возможностей ответственно относиться к материальному достатку семьи.
 
Отношение жены к мужу — покорное, с пониманием того, что основные тяготы семейной жизни (материальный достаток, ответственность пред Всевышним, родными и обществом, морально-психологическая атмосфера, дух семьи и т. д.) лежат на плечах мужа.
 
Визирь, являясь высшим сановником, но лишь внутри государства, может и должен только советовать, но не ставить ультиматумы правителю, несущему бремя внешней политики, направленной на процветание и благополучие собственной страны. Однако же наивысшее здравомыслие правителя, знающего о безграничной преданности и любви своего визиря, состоит в умении следовать разумной подсказке.
 
Муж должен быть примером. Влиять на него, исправлять в жесткой форме могут родные, местная община или общество. Жена же следит за домашним хозяйством и следует за мужем.
 
Кроме того, для нее более приоритетным является ведение домашнего хозяйства, нежели совершение чего-либо дополнительного из форм религиозной практики (нафиля молитвы-намазы или дополнительный пост).
 
Важна солидарность жены с мнением мужа относительно тех людей, которые могут приходить к ним и гостить у них. Супруга советуется с мужем о приглашаемых в их дом родственниках или гостях и в полной мере прислушивается к его мнению.
 
Если жена периодически беспричинно проявляет непокорность, явное непослушание, то материальное обеспечение со стороны мужа может быть прекращено.
 
Когда все же появляются сложности во взаимоотношениях, неприязнь друг к другу, когда конфликт из чего-то незначительного перерастает в то, что окончательно охлаждает отношения, ситуация может быть урегулирована с помощью постороннего человека.
 
«Если вы [муж с женою или их родные] опасаетесь распада семьи [когда появились сложности во взаимоотношениях, неприязнь друг к другу, когда конфликт перерос из чего-то эмоционального в то, что оставило значительный осадок на душе, когда окончательно охладели отношения], то призовите судью [уважаемого, благоразумного и справедливого человека, старосту] от его семьи и подобного человека от ее семьи [для ознакомления с тупиковой внутрисемейной ситуацией и поиска выхода]. Если они (эти два уважаемых человека) имеют [хоть малейшее] желание примирить [супругов, делая все от них зависящее, внимательно выслушивая обе стороны, а также поучительно наставляя, назидая], то Всевышний непременно даст им (мужу и жене) Свое благословение [восстановив между супругами добрые отношения любви и взаимоуважения]. Воистину, и нет сомнений, Он Всезнающ и обо всем осведомлен» (Св. Коран, 4:35).
 
Одним из основополагающих тезисов в вопросе прав и обязанностей супругов является кораническое повествование: «Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них». Муж и жена являются опорой друг для друга, они дополняют друг друга.
 

«Женщина подобна ребру»

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Воистину, женщина подобна ребру! Если пожелаешь выровнять, то сломаешь, а оставив такой, какая она есть, сможешь наслаждаться семейной жизнью, учитывая ее кривизну». Ученые поясняли: «В женщине имеется некая природная «изогнутость» характера. В полной мере исправить это невозможно! Вместе с этим, если запустить, оставить без внимания, то это может прогрессировать и принять «уродливую форму». Но и излишне усердствовать в выравнивании не стоит, так как характер подвержен «ломкости». Сломить дух, уничтожить личность — легко, но для набожного человека — категорически недопустимо! «Я назидаю вас быть хорошими к женам своим. Будьте же таковыми!»; «Наиполнейшей вера будет у того, кто явится наилучшим по своей воспитанности. А наилучшие из вас [о мужчины] — это те, кто относятся наилучшим образом к супругам своим», — говорил Пророк.
 
Хадис о сравнении женщины с ребром призывает мужей быть более сдержанными, мягкими, деликатными, для того чтобы уметь склонять и располагать к себе сердце супруги. Слова Пророка призывают к выстраиванию определенной внутрисемейной политики, предусматривающей наличие таких качеств, как умение прощать и проявлять терпение. Стараясь жестко выровнять невыравниваемое, можно потерять в жене друга и близкого человека. Не секрет, что для полноценности мирского существования как жена нуждается в муже, так и муж нуждается в жене. Утвердительное повествование посланника Божьего как бы констатирует одно из правил благополучной семьи: «Если вы хотите, чтобы жена была вашей второй половинкой, опорой и дополняла вас так же, как и вы ее, тогда наберитесь терпения. Нетерпимость, грубость, жесткость здесь неуместны!»
 
В природе имеются определенные законы, в том числе и в психологии человека. Ради нашего благополучия пророки обращали внимание на эти законы мироздания, давая мудрые советы, которые учат сосуществовать с неизменным, не теряя при этом чувства гармонии и ощущения мирского счастья.
 

К чему должен стремиться муж и к чему должна стремиться жена

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Этот бренный мир — то, что приобретаемо, чем человек пользуется, наслаждается. Наилучшее же, что можно приобрести в нем, — благочестивая, благонравная супруга [для юноши, ну а для девушки — благочестивый супруг]». Муж и жена должны стараться быть таковыми друг для друга.
 
У Пророка спросили: «Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]?» Он ответил: «Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе и приказе. И если он относится к чему-то отрицательно, то она вместе с ним в этом».
 
Также муж и жена должны помогать друг другу удаляться от адского наказания в вечности. Одной из главных причин потери мирского благополучия и вечного блаженства является «куфранун-ни‘ма» (неблагодарность). Пророк (да благословит его Господь и приветствует) оповещал: «В Аду будет больше женщин [нежели мужчин]». «А почему?» — спросили с недоумением сподвижники. «За неблагодарность», — ответил Пророк. «Неблагодарность Богу?» — уточнили они. «Нет, мужу. Неблагодарность за все хорошее, что для них делается. Муж может заботиться о жене на протяжении века, после чего, заметив у него что-то, ей не приглянувшееся, она легко порой заявляет: «Я ничего хорошего от тебя так и не увидела!»
 
Конечно же, это также касается благодарности мужей к женам своим, заботящимся о них, о домашнем порядке и воспитании детей. Но пророческое повествование, содержащее в себе частички Божественной всеосведомленности, дает нам информацию о том, что чувство внутрисемейной неблагодарности более развито у женщин, что напрямую скажется на их положении в вечности. К слову сказать, исследователи позитивной психологии из США пришли к выводу, что «чувство благодарности повышает качество нашей жизни».
 
Муж и жена обязаны помогать друг другу как в хозяйственных делах, так и в вопросах пробуждения благородства, набожности и бдительности к проявлению отрицательных черт нашей человеческой природы.
 
«Удачный брак — это строение, которое нужно всегда реконструировать». Супруги должны быть на страже своего семейного счастья, не идя на поводу капризов, усталости и причуд характера. Пускай же семейные узы будут Божественной связью между душами, не превращаясь в ржавые пудовые кандалы!
 

Назидание пророка Мухаммада мусульманской семье

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) в проповеди во время прощального паломничества, упомянув несколько социально важных аспектов, обратился к верующим со словами: «Внемлите! Я призываю вас быть хорошими к женам своим. Будьте же таковыми! Жены находятся под полным руководством мужей, и вы (мужья) не вправе проявлять жесткость, кроме как в случае, когда они совершат что-то явно и однозначно скверное. Если они (жены) все же совершат нечто подобное, тогда спите с ними раздельно. [Если не поможет], тогда (в качестве очередного воспитательного маневра (способа воздействия) ударьте их слегка (как бы пробуждая), не жестоко. Если же они послушны, то категорически не обижайте их!
 
Внемлите! У них (жен) есть обязанности перед вами (мужьями), а у вас — обязанности перед ними. Обязанности на них [среди иных семейных обязанностей] — не приглашать тех, кого вы не хотели бы видеть у себя дома. Обязанность ваша [одна из основных] — быть благосклонными к ним в пропитании и одежде [по мере возможности содержать их]».
 
Один из ученейших сподвижников пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Перед своей женой я стараюсь выглядеть столь же красиво и аккуратно, как и она предо мной», цитируя при этом аят: «На них [женах ваших] есть определенные обязанности [пред вами], и у них [жен ваших] имеются права [которые лежат обязанностью на ваших плечах, плечах их мужей], и все это «биль-ма‘руф» [то есть в соответствии с местными традициями, нормами нравственности, морали и этики]» (Св. Коран, 2:228).
 
Таким образом, узаконив добровольный, ненасильственный, основанный на взаимном согласии и любви, осознанный и свободный брак между мужчиной и женщиной, Мудрый и Справедливый Творец, Дарующий благо, заповедал супругам основополагающие принципы семейной жизни — веру в Бога, покорность Всевышнему и упование на Него, любовь и согласие меж собой, уважение к родителям, воспитание благородного потомства. Именно на таком фундаменте должен зиждиться мусульманский семейный очаг.

Шамиль Аляутдинов

1 комментарий

avatar

Нам на кавказе этого не хватает

Оставить комментарий