Каковы права трудящихся в Исламе?
Справедливость и честность в отношениях – это основные ценности Ислама
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
Вопрос прав трудящихся имеет очень важное значение, и он должен быть подробно рассмотрен мусульманскими учеными. Мусульманский мир нуждается в разработке законодательства в этой сфере для для государственного и частного сектора.
Среди мусульманских стран, по моим сведениям, конкретные законы в этой сфере имеются лишь в Пакистане и Иране. Кроме того, эти законы должны надлежащим образом исполняться. Ниже я разъясню базовые ценности и принципы, связанные с правами трудящихся.
Справедливость и честность в отношениях – это основные ценности Ислама, которые должны быть всегда на первом месте. Нет мира и гармонии в обществе, в котором нет справедливости. Справедливость должна распространяться на всех людей.
Что такое справедливость? В Коране для обозначения справедливости используются два слова: «аль-адль» и «аль-къист». «Адль» – это следование серединному варианту, не вдаваясь ни в какие крайности: ни в чрезмерность, ни в халатность. «Къист» означает признание того, что каждый человек и все в этом мире имеют определенные права. Справедливость – это соблюдение этих прав в отношении людей и всего остального, а несправедливость – это лишение их этих прав.
Всевышний Аллах говорит в Коране: «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или неимущим, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран, 4: 135).
Все люди равны. И не имеет значения, к какой расе они принадлежат, какой цвет их кожи, из какой они страны, какого они пола или чем занимаются. Молодые и старые, богатые и бедные, белые и черные, граждане или иностранцы, имеющие законное разрешение на работу – все равны, и всех их нужно уважать, почитать и равно к ним относиться.
Всемогущий Аллах говорит: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (Коран, 49:13).
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал такие слова на своей последней проповеди: «О, люди! Ваш Бог – один, и ваш отец – один. Нет преимущества араба над неарабом, и у неараба над арабом, и у белого над черным, и у черного над белым, кроме богобоязненности» (Муснад Ахмад).
Большое уважение к труду и трудящимся
Ислам проявляет большое уважение к труду. Тех, кто работает и зарабатывает себе на жизнь собственным трудом, необходимо уважать. Разумеется, что работа должна быть законной и ее необходимо выполнять честно и искренне. Все антиобщественные работы, безответственное поведение, работа, которая подразумевает обман любого рода, в Исламе запрещены. Работодатели и наемные работники – все должны быть честными и справедливо относиться друг к другу.
В Исламе существуют общие и конкретные предписания об отношении к наемным работникам.
В частности, необходимо отметить следующие пять пунктов:
1. Четкость и правильность договоров
Все договоры, устные или письменные, должны быть четкими и прозрачными, справедливыми и законными. Сотрудники должны знать свои обязанности, а также права: на отдых, отгулы, компенсации и т. д.Аллах говорит в Коране: «О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам» (Коран, 5:1).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульмане должны соблюдать свои договоры, кроме тех, которые делают халяль харамом или харам халялем» (Ат-Тирмизи).
Это означает, что незаконные условия договоров недействительны в соответствии с исламским законом. Работодатели и наемные работники обязаны в меру возможностей соблюдать свои договоры.
2. Достоинство работников
Исламский закон дает всем людям право на выбор любой законной профессии или рода занятий и ведение любой законной торговли или бизнеса. К наемным работникам нужно относиться с достоинством и честью. Никакая работа не является унизительной или недостойной. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) очень хорошо отзывался о тех, кто трудится, а не лентяйничает или нищенствует. Ислам учит нас, что к рабочим нужно относиться по-доброму.Аллах говорит: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов, которые скупятся, велят людям быть скупыми и утаивают то, что Аллах даровал им из Своей милости» (Коран, 4:36-37).
3. Доброта по отношению к рабочим
Наемные работники – это наши братья и сестры. Это наши помощники, в которых мы нуждаемся, от которых мы зависим во многом из того, чего не можем делать сами.Наемным работникам нельзя давать работу, которая находится за пределами их возможностей. Им нужно обеспечить гуманную и безопасную среду для работы. Им нужно выплачивать компенсацию, если они получают травмы на работе. Они должны иметь время для работы и время для себя и своей семьи. Детей и несовершеннолетних нельзя использовать как наемных работников.
Женщинам на работе должны быть обеспечены надлежащие условия для ношения хиджаба и соблюдения правил хальва (уединенности). Их нельзя принимать на должности, которые не подходят для их пола, и они в период работы должны иметь право на получение пособия по материнству.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы в ответе за ваших братьев, которых отдал вам в подчинение Аллах. И коль у кого-то из вас есть в подчинении брат, накормите его так, как он ест, и оденьте так, как он одевается. Не давайте им работу, которая отягощает их, а коль дадите им такую работу, то предоставьте им помощь» (Аль-Бухари).
4. Пристойная и своевременная заработная плата
Работники должны получать надлежащую и пристойную заработную плату. Эксплуатация любого человека не допускается в Исламе.Аллах говорит: «Мы отправили к мадьянитам их брата Шуейба. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. К вам явилось ясное знамение от вашего Господа. Наполняйте же меру и весы сполна, не придерживайте имущества людей и не распространяйте нечестия на земле после того, как на ней наведен порядок. Так лучше для вас, если только вы являетесь верующими» (Коран, 7: 85).
Аллах предупреждает тех, кто сам берет много, но другим дает мало: «Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон. Разве не думают они, что будут воскрешены в Великий день — в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?» (Коран, 83: 1-6).
Наемным работникам также необходимо платить вовремя.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Дайте работнику его зарплату до того, как высохнет его пот» (Ибн Маджа).
5. Право на создание профессиональных союзов
На основании всех вышеизложенных принципов мы также можем заключить, что наемные работники в Исламе имеют право осуществлять свободу на объединение и право на создание профсоюзов. Специальные профсоюзы и ассоциации помогают наемным работникам в их работе и социализации. Они также могут помочь наемным работникам добиваться справедливости в реализации ихправна получение справедливых компенсаций. Тем не менее, работодатели и наемные работники е должны бояться Аллаха в осуществлении их прав и обязанностей.Всевышний Аллах знает лучше.
islam.com.ua
0 комментариев