18 Feb 00:22 avatar

Трудовые отношения в Исламе

Перевод статьи Muhammad Haseeb

Сегодня компании не могут игнорировать ощутимый вклад управления персоналом в пратике исламского учения. Священный Коран часто напоминает о честности и справедливости в бизнесе, а спрос на беспристрастное и справедливое распределение материальных благ в обществе подчеркиваются исламским менеджментом. Данное требование сформулировано в Священном Коране (Сура «Ан-Ниса», аят 58): «Аллах велел Своим рабам сохранять доверенное им имущество и выполнять порученное им самым совершенным образом. Он запретил присваивать себе часть вверенного на хранение имущества или задерживать его возврат. Это предписание распространяется на власть, имущество и тайны, которые могут быть доверены людям, а также на все праведные деяния, которые известны одному Аллаху.»

Вопросы справедливости и равенства — превалирующие во всех функциях управления персоналом.

Рассмотрим несколько HR функций (или направлений деятельности) и чему учит нас Ислам в отношении данных функций:

  • Поиск и отбор персонала (рекрутмент)
  • Обучение и развитие
  • Оценка эффективности деятельности
  • Найм и оплата труда
  • Организационное поведение
  • Трудовые отношения
 
Поиск и отбор персонала (рекрутмент)

 

В процессе поиска и отбора персонала личные предпочтения и субъективизм всегда влияют на принятие решения о найме. Рекрутмент — одна из самых сложных задач в организации. В виду того, что большое количество кандидатов откликаются на вакансии, у работодателя есть большой выбор кандидатов на должность. Для того, чтобы убедится в том, что процесс рекрутмента проведен объективно и к каждому кандидату было проявлено справедливое отношение, необходимо ответственному за рекрутмент быть добропорядочным и справедливым. Менеджер должен выполнять все молитвы, поститься, выплачивать закят и исполнять другие принципы Ислама для достижения наивысшего уровня набожности. 

Коранический стандарт соответствия должности — это критерии и компетенции. Подчеркивается важность компетенций и добропорядочности, поскольку без этого невозможно быть эффективным. 

В Священном Коране сказано (Сура «Рассказ», аят 26): «Одна из двух женщин сказала: „Отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силен и заслуживает доверия“

Если не обратить внимание на компетенции, необходимые для данной работы, и выбрать кандидата по другим соображениям, то выбор будет нечестным и несправедливым.

В Исламе выбор кандидата твердо держится на принципах:

1. Справедливость. Священный Коран говорит (»Аль-Маида", аят 8): «Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности.»

2. Подбор сотрудника на основании его компетенетностей. Сотрудник не подбирается по причине родства, дружбы, богатства, возраста, расы, политического влияния и подобного.

3. Честность. И рекрутер, и кандидат должны быть честными. «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми.» («Ат-Тауба», аят 119).

4. Ислам запрещает назначение сотрудника на должность, нагрузка которой будет превышать возможности сотрудника.

В Священном Коране сказано («Аль-Бакара», аят 233): «Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей.» Потому что человек может не справиться с работой в виду несоответствия требованиям. Работодатели обязаны говорить правду о работе, которая предлагается соискателю, включая требования к работе и оплачиваемую компенсацию. Важно, чтобы информация была представлена честным образом соискателю, чтобы они могли оценить и сверить соответствие их компетентностей, возможностей, интереса и вознаграждения с предлагаемой работой.

 

Обучение и развитие

Обучение — это процесс развития способностей персонала, что дает им возможность быть более продуктивными и, таким образом, способствовать достижению целей организации. Согласно Священному Корану, основная квалификация человека, как представителя Аллаха на Земле, это обладание знанием.

Всевышний Аллах, Субханаху уа Тааля, сказал указывать (свидетельствовать) на знание (2: 30-33). Заключение: когда Ангелы подвергли сомнению  Адама для наместничества, Аллах процитировал знание Адама, чтобы убедить их. Из этих аятов Священного Корана можно извлечь определенные выводы. Потомство Адама имеет право стать наместником Аллаха на земле на основе знаний. Те из детей Адама, которые более достойны быть наместниками, являются превосходящими в знании. [...]

Всевышний Аллах, Субханаху уа Тааля, сказал (39:9); «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?». Воистину, поминают назидание только обладающие разумом».

Пророк Мухаммад сказал: «Поистине, Аллах любит, когда вы выполняете свою работу добросовестно»

Пророк Мухаммад ﷺ в этом хадисе адресовал эту ценную мудрость всему человечеству, мужчине или женщине, старому или молодому. Пророк Мухаммед ﷺ через этот хадис направил речь всем профессионалам и призвал их стремиться к мастерству и совершенству. [...]

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Когда любой человек выполняет какую-либо работу, Аллах желает, чтобы он придал ей совершенство и благодать (т.е. от человека ожидается, что он будет выполнять свою работу наилучшим образом)».

Прекрасное вероучение Аллаха регулирует все аспекты человеческой деятельности. Божественные предписания идеальны и совместимы с любым возрастом и эпохой. Соблюдение этих предписаний обеспечит мир и стабильность, а отвращение к ним может увековечить раздоры, потери и угнетение.

Ислам сделал образование обязательным для всех богатых и бедных. Долг богатых людей — способствовать образованию для бедных людей.

Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «Поиск знаний является обязательным для всех мусульманских мужчин и женщин» (Ибн Маджах).

[...] Мусульмане обязаны усердно стремиться к знаниям и достигать превосходных результатов. Мусульманам предлагается искать знания от колыбели до могилы. Эта великая идея создает непрерывность знаний.

Обязанность поиска знаний лежит на человеке, а также на работодателе. Сотрудники-мусульмане обязаны искать знания, чтобы хорошо служить своему работодателю. С другой стороны, работодатель несет ответственность за предоставление возможностей сотрудникам повысить свою компетентность. Решение о том, кто должен посещать обучение, организованное работодателем, всегда зависит от руководителя. Руководитель должен будет просмотреть соответствующую информацию о производительности и возможностях сотрудника, чтобы рекомендовать сотрудника для обучения. Конечно, некоторым сотрудникам повезло больше, чем другим. Несчастные обычно считают, что с ними несправедливо обращаются.

Оценка персонала

Оценка эффективности персонала — это система определения стандартов работы, оценки эффективности и предоставления обратной связи сотрудникам с целью мотивации, работы над ошибками, сохранения и развития их производительности. Информация, полученная из оценки эффективности, используется в качестве основы для принятия решений о вознаграждении и повышении в должности. В исламе есть награды и наказания в мирской жизни и в загробной жизни. Благая весть и предупреждение от Аллаха человечеству посылаются через Его Божественные источники откровения и Его Посланников. В Коране сказано (18: 87-88): «Того, кто поступает несправедливо, мы накажем, а потом его возвратят к его Господу, и Он подвергнет его тяжким мучениям. Тому же, кто уверовал и поступает праведно, будет наилучшее воздаяние, и мы скажем ему наши легкие повеления».

Оценка эффективности — это одно из направлений Управления персоналом, которая подвергнута обоснованности/справедливости. Предубеждения оценщика широко известны. Существует почти дюжина известных событий, которые доказывают, что руководители склонны к неточной оценке сотрудников из-за подсознательных предпочтений. Временами руководителям сложно оценивать своих сотрудников должным образом. Это связано с религиозными соображениями, личными отношениями и бюрократическими явлениями. Нам следует осознавать, что при измерении производительности трудв в Исламе, необходимо учитывать понятие ответственности. Принимая во внимание ответственность при оценке сотрудников, менеджеры должны быть справедливыми и внимательными к своим сотрудникам.

Вознаграждение и прием на работу

Право в распределении благ и процессуальное право обычно связаны с компенсацией сотрудникам. Цель любой компенсации, прямой или косвенной, состоит в признании ценность работы сотрудников и поиске способов мотивировать их работать с полной отдачей в постоянно меняющейся бизнес-среде. В первые годы существования мусульманского государства компенсация была основана на пяти принципах.

1. Трудовые отношения — это договор, поэтому выполнение договора является обязанностью как для работодателя, так и для сотрудника. Коран не только предписывает верующим соблюдать условия, но и избегать любых попыток обойти договор (7:85): «не придерживайте имущества людей и не распространяйте нечестия на земле».

2. Ислам акцентирует внимание на то, что сотрудникам должна предоставляться адекватная и разумная заработная плата за их работу, с учетом качества и количества работы, их потребностей, а также общего экономического состояния общества. Коран признает различные степени (разряды, грейды) среди сотрудников на основе качества и количества их работы — одним нужны  определенные навыки, в то время как другие могут выполнять ручной труд. Это является достаточным доказательством того, что заработная плата не может быть одинаковой для всех сотрудниках во всех случаях. В Коране говорится (46:19): «Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили».

3. Компенсация должна быть определена заранее, а заработная плата должна быть выплачена сразу после завершения работы. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Тот, кто верит в Бога и Судный день, не должен нанимать работника, пока он или она не знает, что он или она собирается получить».

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Расплатитесь с наёмным работником, пока не высохнет его пот». (Ибн Маджах, Хадис № 2468)

4. Компенсация может быть как денежной (материальной), так и неденежной (нематериальной).

5. Заработная плата и компенсации основаны на предварительном соглашении и должны быть увеличены в зависимости от обстоятельств. Ислам запрещает любое злоупотребление или незаконное присвоение имущества работодателя его работником, который имеет право только на взаимно согласованную заработную плату. Присвоение чего-либо сверх установленной заработной платы является либо актом нечестности, либо кражей, которые однозначно запрещены. Кроме того, заработная плата и компенсация должны быть достаточными для обеспечения достойной жизни. Если заработная плата слишком низкая, человек может не чувствовать мотивацию прилагать достаточные усилия, в то время, как заявлено, что сотрудник имеет право на честную и справедливую оплату за свою работу.

В Коране указано, что заработная плата должна определяться на основе взаимных согласований (28:26-28). Ислам строго запрещает принуждение и принудительный труд. Как сообщается от Абу Хурайры, Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «В День воскресения Я буду противником троим: человеку, пообещавшему Моим именем, а затем поступившему вероломно, и человеку, продавшему в рабство свободного и проевшему полученные за него деньги, и человеку, нанявшему работника, потребовавшему от него выполнения работы сполна, но не заплатившему ему» (Сахих Бухари, том 3:34:430). Вместе с тем, Ислам осуждает подневольный труд и должным образом признает достоинство работы и занятости. Как передал Аль-Микдам, Пророк Мухаммад ﷺ  сказал: «Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, на которую он заработал своими руками» (Сахих Бухари, том 3: 34:286).

[...]

Работодатель и работник должны быть честными друг с другом. Обман и мошенничество с обеих сторон не допускаются в Исламе. Сотрудник не должен обманывать на работе и работать меньше, пока он получает полную зарплату. С другой стороны, работодатель не должен обманывать, платя меньше, когда сотрудник работает в полном объеме.

Аллах, Субханаху уа Тааля, сказал: «Горе обвешивающим, которые требуют дать им сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон. Разве не думают они, что будут воскрешены в Великий день — в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров? Но нет! Книга грешников находится в Сиджжине» (Сура 83, аяты 1-7)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Кто обманываеттот не из нас» (Муслим, ат-Тирмизи, Абу Дауд)

Организационное поведение (работодатель и работник)

Работодатель

Выплачивайте заработную плату работнику по договоренности: помните, что задержка может вызвать трудности у работника, возможно, у него не будет денег для покупки еды и других предметов первой необходимости. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Не предлагайте им работу, которая выше их возможностей. Если вы хотите, чтобы они выполняли трудную работу, то помогайте им!» (Муслим, Иман 38,40).

Заработная плата должна быть достаточной: работодатель должен платить достаточную сумму в соответствии с договоренностью. Незаконный вычет не допускается в Исламе. Аллах, Субханаху уа Тааля, сказал: «не придерживайте имущества людей и не распространяйте нечестия» (Сура 7, аят 85).

[...]

Рабочая норма

Не давайте рабочему нагрузку сверх его способностей. Если рабочая нагрузка тяжелая, помогите ему. Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «Не предлагайте им работу, которая выше их возможностей. Если вы хотите, чтобы они выполняли трудную работу, то помогайте им!» (Муслим, Иман 38,40).

Рабочее место

На рабочем месте должно быть обеспечено безопасное рабочее место, еда, напитки и одежда (форма).  Упростите работу. Облегчите работу сотрудника, предоставьте обучение, инструменты и оборудование по мере необходимости.

Ма’рур бин Сувайд рассказывал:
«Как-то на Абу Зарре (радыйЛлаху анху) я увидел богатую одежду. Его слуга был одет в точно так же. Когда я спросил у Абу Зарра о причине этого, он мне поведал, как во время жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) он оскорбил одного из рабов-мусульман. Узнав об этом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ты такой человек, который до сих пор не избавился от привычек джахилийи. Они ваши слуги, но в то же время они ваши братья. Аллах дал их вам под ваше покровительство. У кого под руководством есть брат, пусть его кормит тем же, что ест сам. Пусть одевает в ту же одежду, какую носит сам. Не поручайте им заранее невыполнимые задания. Если же все-таки возникла необходимость выполнить тяжелую работу, помогите им!» (Бухари, Муслим, Айман, 40)
 

Эта награда не только в жизни после смерти. Можно увидеть эту награду в форме лучшей работы и большей прибыли и в этом мире.

Поведение: проявляйте уважение к своим служащим. 

Отношение Пророка было милосердным (мир ему и благословение Аллаха) к людям, которые зависели от него и находились у него в услужении:

Рассказывает Анас ибн Малик (которого мать отдала в услужение Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) маленьким мальчиком): «Я служил Пророку (мир ему и благословение) десять лет и не было такого, чтоб он хоть раз меня ударил, упрекнул в чём-либо, поругал или сурово посмотрел. Что бы я ни совершил, он ни разу не сказал мне: «Почему ты это сделал?» или «Почему ты этого не сделал?»».

Рабы и рабыни, не имевшие никаких прав в джахилийи, могли спокойно подойти к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и потребовать у него уделить им время для отдельного разговора. (Бухари, Адаб, 61)
 

Благополучение сотрудника: общий достаток сотрудника является моральной обязанностью работодателя. В Коране сказано: «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы» (Сура 4, аят 37)

Среди добрых дел образование и забота о здоровье являются наиболее важными. Сотрудник, у которого нет денег для отправки детей в школу, и сотрудник, у которого нет денег на лечение, заслуживают вашей поддержки, даже если это не предусмотрено трудовым договором.

Забота о здоровье — это еще одна очень важная тема для сотрудника, который так усердно работает для вас, помогите ему, если он не может удовлетворить потребности в здоровье для себя и своей семьи. Ваша обязанность быть рядом с ним.

Сообщается, что Абу Хурайра: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в День воскрешения Великий и Всемогущий Аллах скажет: «О сын Адама, Я болел, а ты не навестил Меня!» (Тот человек, к которому Он обратится,) скажет: «О Господь мой, как же я (могу) навестить Тебя, когда Ты — Господь миров?!» (Аллах) скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой заболел, а ты не навестил его? Разве не знал Ты, что если бы ты его навестил, то нашёл бы рядом с ним и Меня? [...]» (аль-Бухари, Муслим)

Уважение, достойное отношение и доброта к сотруднику. Работодатель обязан обеспечить через своих менеджеров, ответственных руководителей, уважение и достойное отношение к сотрудникам, в независимости от их должностей. Аллах, Субханаху уа Тааля, прославил пастухов, фермеров, плотников, кузнецов, выбрав из них своих пророков. Пророк Адам был фермером, пророк Ной был плотником, пророк Дауд был кузнецом, пророк Муса был пастухом.

Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Какого бы пророка ни направлял Аллах, он обязательно пас овец. Сподвижники спросили: А ты? Он ответил: Да, я тоже пас их для мекканцев за несколько каратов (аль-Бухари № 2143). Карат – часть динара или дирхама. Работодатель обязан следить за тем, чтобы с его сотрудниками на более низком уровне не обращались плохо.

Сотрудник

Работа в качестве сотрудника является одним из достойных способов получения средств к существованию. Ислам рассматривает «работу» в качестве «поклонения». Сотрудник награждается за свою работу в этом мире и после жизни. Наш долг — выйти на работу и зарабатывать на жизнь.

Аллах, Субханаху уа Тааля, сказал: «Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, — быть может, вы преуспеете» (Коран, Сура 62, аят 10) 

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучший (способ) заработка — честная торговля и работа человека своими руками». Этот хадис передали Ахмад 3/466, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» со слов Абу Бурды ибн Нияра.

Во время работы под руководством работодателя необходимо уделять внимание следующим обязательствам перед работодателем: сотрудник должен выполнять свою работу наилучшим образом и с наилучшим завершением для благополучия своего работодателя. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Аллаху нравится, чтобы работник был безупречен в своей работе».

Сотрудник должен быть лояльным к работодателю и работать на благо работодателя. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Невольнику, который должным образом поклоняется своему Господу и исполняет свои обязанности перед своим хозяином, проявляя по отношению к нему покорность и искренность, (уготована) двойная награда» (имам аль-Бухари).

Сотрудник не должен пренебрегать своей работой и причинять вреда работодателю, независимо от того, видит он или нет. Он должен работать искренне и заботиться о собственности работодателя. Аллах, Субханаху уа Тааля, сказал: Скажи: «Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали» (Коран, Сура 9, аят 105).

Сотрудник должен поддерживать рабочее место безопасным, чистым и гигиеничным. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Чистота — половина веры» (Муслим, Книга 2, глава 1, 0432)

Сотрудник должен выполнять свою работу руководствуясь принципами поклонения для удовлетворения Аллаха, Субханаху уа Тааля. На самом деле это движущая сила Ислама, которая также ведет к успеху организации и отдельных лиц. [...]

Отношения с сотрудниками и порядок разрешения споров

[...] Учитывая, что все ясно в обязательствах работодателя и работника, может произойти человеческий фактор (ошибка). В этой ситуации люди иногда не могут разрешить спор между собой. Для данной ситуации существует арбитражная система. «Судебная система» должна существовать для решения любых нерешенных вопросов между «работодателем и работником». Должны быть назначены беспристрастные судьи, страшащиеся Аллаха, чтобы судить обе стороны и выносить вердикт. Решение должно быть честным и беспристрастным; будь то богатый или бедный, работодатель или работник, генеральный директор или уборщик. Любая попытка повлиять на судью является незаконной. Ниже приведены несколько источников:

Аллах, Субханаху уа Тааля, сказал: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них притесняет на другую, то сражайтесь против той, которая притесняет, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (Коран, Сура 49, аят 9).

Аллах, Субханаху уа Тааля, сказал: «Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами» (Коран, Сура 5, аят 49)

Аллах, Субханаху уа Тааля, сказал: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (Коран, Сура 2, аят 188)

[...]

Аллах, Субханаху уа Тааля, сказал: «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или неимущим, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран, Сура 4, аят 135).

Заключение:

Указанные выше исламские принципы являются наиболее гармоничным способом обеспечения благополучия как работника, так и работодателя на основе справедливости. Деньги работодателя и труд работника приносят много пользы людям. Давайте возьмем пример из промышленности. Работодатель вкладывает деньги в промышленность, сотрудники получают зарплату, общество получает производимую продукцию. Всем это выгодно. Организация промышленного производства — это социально значимое дело, тысячи людей убережены от голода за счет зарплат. Работа на фабрике также социально значимое дело — помогает получать деньги для себя и семьи. В конечном итоге, с помощью работодателя сотрудник делает что-то значимое для людей. Как же это здорово! Нужны только чистый разум и благое намерение служить человечеству. Если будет так, никто не пострадает, все только выиграют. Эти достоинства предназначены не только для мусульман, но и для всех. Мусульмане несут ответственность за обеспечение благосостояния всего человечества. Аллах, Субханаху уа Тааля, сказал: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Коран, Сура 3, аят 110).

 Перевод приведен с правками/исключениями/дополнениями/заменой в части ссылок на религиозные тексты, достоверность которых не была найдена или подтверждена, но не во всех случаях. Ваши замечания приветствеются в комментариях. Перевод Священного Корана был взят с сайта https://quran-online.ru/ (версия Э.Кулиева).

0 комментариев

Оставить комментарий