Хадж Пророка – детальное описание
Паломник вначале должен прибыть в Мекку
Начиная рассказ о детальном описании хаджа Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), стоит привести хадис, переданного в сборнике Муслима:
«Абу Бакр Ибн Абу Шайбах и Ихак Ибн Ибрахим сказали нам, что Хатим Ибн Исмаил Аль-Мадани передал от Джаафара Ибн Мухаммада, а он в свою очередь со слов своего отца: «Мы навестили Джабира Ибн Абдуллу (слепого). Он стал расспрашивать о людях (пришедших повидать его), пока не подошла моя очередь. Я сказал ему: «Я, Мухаммад Ибн Али Ибн Хусейн». Он положил руку мне на голову, расстегнул верхнюю и нижнюю пуговицы, затем возложил руку мне на грудь (благословляя меня). В ту пору я был совсем юным. Он сказал: «Добро пожаловать, племянник. Спрашивай все, что пожелаешь». Я задал ему вопрос, однако наступило время молитвы. Он встал, закутываясь в мантию. Всякий раз, когда он набрасывал ее концы себе на плечи, они соскальзывали, ибо мантия была слишком короткой. Другая мантия лежала поблизости на полке для одежды (он накинул ее) и совершил молитву. Я сказал ему: «Расскажи мне о хадже Пророка (мир ему и благословение)».
Он расставил девять пальцев и сказал: «Пророк (мир ему и благословение) пребывал в Медине девять лет, на протяжении которых не совершал хадж. Затем на десятый год он объявил во всеуслышание, что Посланник Аллаха собирается совершить хадж. Большое число народу прибыло в Медину, и все они жаждали походить на Пророка (мир ему и благословение) и вторили его действиям».
«Мы отправились вместе с ним и достигли Зу-ль-Хулайфы, где Асма Бинт Умайс родила Мухаммада Ибн Абу Бакра. Она направила послание Пророку (мир ему и благословение) [спрашивая]: «Что мне делать?». Он отвечал ей:
«Соверши омовение, сделай перевязку и облачись в ихрам».
Затем Пророк (мир ему и благословение) совершил молитву в мечети, после чего сел на Аль-Касву [верблюдицу]. Она поднялась. У Аль-Байда он сидел верхом на ней. Насколько я мог видеть впереди себя и позади, слева и справа – я видел наездников и пеших. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) выделялся среди нас – ему нисходит откровение Корана, и именно он знает [его истинное] толкование. Чтобы он ни делал, мы вторили ему.
Он произнес таухид (исповедание Единства Аллаха):
«О Аллах! Вот, я перед тобой! Нет у тебя сотоварища. Вот я перед тобой! Воистину слава и милость – Твоя, и Владения также. Нет у тебя сотоварища».
Люди также произнесли тальбию, которую произносят и поныне. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не отвергал иных, однако всегда оставался верен своей тальбие.
Джабир сказал:
«Не было у нас иного намерения – лишь совершить хадж. Не ведали мы об умре, однако когда мы вместе подошли к Дому (Аллаха), он приложился к Рукн [Черному Камню, установленному в углу Каабы] и совершил семь кругов обхода, три из них пробежав, а четыре пройдя».
Затем достигнув места Ибрахима, он произнес:
«Сделайте же место стояния Ибрахима местом свершения молитвы» (Коран, 2:125).
Он остановился так, что место Ибрахима оказалось между ним и Домом. И совершая два раката, произносил Суру «Аль-Ихляс» и Суру «Аль-Кафирун». Затем он повернулся к Рукн и приложился к нему. Он вышел через ворота к Сафе. Приближаясь к ней, произнес:
«Воистину, [холмы] ас-Сафа и аль-Марва – приметы [поклонения] Аллаху» (Коран, 2:158).
«Я начинаю с того, с чего начал Аллах».
Вначале он взошел на Сафу и увидал Дом. И повернувшись лицом к Кибле, он провозгласил таухид, и прославлял Его:
«Нет божества, кроме Аллаха. Нет у него сотоварища. Его – Владения, Ему – Хвала, Он – над всякой вещью мощен. Нет божества, кроме Аллаха. Он исполнил Свои обеты, помог Своим слугам, лишь Он один разгромил союзные племена».
Он произнес эти слова трижды, обращаясь между ними с мольбой [к Аллаху]. Затем он спустился к Марве, и когда ноги его ступили на землю долины, он побежал. Начав восхождение, он перешел на шаг, пока не достиг Марвы. И совершил на Марве то, что совершал на Сафе.
Совершая свой последний таваф к Марве, он сказал:
«Если бы мне было известно ранее то, о чем ведаю теперь, не приносил бы в жертву животных, но совершал бы как умру. Поэтому тот из вас, у кого нет с собой жертвенных животных, пусть выйдет (из ихрама) и совершает как умру». Сурака Ибн Малик Ибн Джутам встал и сказал: «Посланник Аллаха, в год нынешний или навсегда?» Тогда Посланник Аллаха (мир ему) переплел пальцы рук и сказал дважды: «Умра включена в хадж», [добавив]: «Нет, однако навсегда».
Из Йемена прибыл Али с жертвенными животными для Пророка (мир ему и благословение) и обнаружил, что среди тех, кто вышел из ихрама, была Фатима, – она облачилась в окрашенное платье, а также подкрасила глаза. Али высказал ей свое неодобрение, на что она ответила ему: «Отец мой приказал мне поступить так».
(Рассказчик) сообщил, что Али рассказывал в Ираке: «Я пришел к Посланнику Аллаха, выказав свою досаду на Фатиму за ее поступок, и спросил Пророка, мир ему и благословение, о том, что она передала от него, и сказал ему, что был разгневан из-за этого на нее, после чего Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Она сказала правду, она сказала правду».
[Пророк спросил Али:] «Что ты сказал, когда вменил себе в обязанность хадж [вошел в состояние Ихрам]?» Я [Али] ответил: «Я вхожу в ихрам, ибо так поступает наш Посланник». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал ему:
«У меня есть жертвенные животные, потому не выходи из ихрама».
[Джабир] сказал: «Общее число животных, доставленных Али из Йемена и приведенных Пророком, мир ему и благословение, было сто. Все, за исключением Пророка, мир ему и благословение, и тех, кто имел при себе жертвенных животных, сняли одежду ихрам и остригли волосы. С наступлением дня Тарвийя [8-го Зуль-Хиджа] они направились в Мину и вошли в ихрам для совершения хаджа. Посланник Аллаха (мир ему) ехал и совершил там дневную, полуденную, вечернюю, ночную и утреннюю молитвы. Он находился там недолго, пока не взошло солнце, и распорядился поставить шатер из шерсти у Намиры.
Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отправился в путь, и не сомневались Курайшиты, что остановится он у Машъар аль-Харам, как поступали Курайшиты в доисламские времена. Посланник Аллаха (мир ему), тем не менее, ехал дальше, пока не достиг Арафата и обнаружил, что у Намиры для него разбит шатер. Он остановился в нем, пока не склонилось солнце, и приказал привести и оседлать Аль-Касву.
Затем он спустился в долину и обратился к людям со словами:
«Воистину, ваша кровь, ваше имущество священны и неприкосновенны подобно святости этого дня вашего в этом месяце вашем в этом городе вашем. Всякая вещь со времен Джахилийи под моими ногами низложена. И кровная месть времен Невежества низложена. Воистину, первая кровная месть, которую низлагаю, – кровь сына Рабиа Ибн аль-Хариса, воспитанного среди племени Саада и убитого Хузайлем. И лихва доисламских времен низложена, и первая, которую низлагаю, – лихва Аббаса Ибн Абд аль-Мутталиба, ибо вся она низложена.
И будьте богобоязненными с женщинами. Воистину, вверены они вам под поручительство Аллаха, и сношения с ними дозволены вам Словом Аллаха. У вас тоже есть права на них в том, что они не должны никому, кто не мил вам, позволять сидеть на кровати вашей. Однако если поступили они так, вы можете их наказать, но не сурово. Их права на вас в том, что вы обеспечиваете пропитанием и одеждой их должным образом.
Оставил я среди вас Книгу Аллаха, и если будете твердо придерживаться ее, никогда не собьетесь с пути. И спросят вас обо мне (в День Воскресения), (так скажите мне) что бы вы ответили? Они сказали: «Свидетельствуем, что ты передал (послание), исполнил (миссию Пророчества) и дал мудрые (искренние) наставления». Он (рассказчик) сказал: «Он (Благословенный Пророк) поднял указательный палец в небо, и наведя его на людей (сказал): «О Аллах, будь свидетелем! О Аллах, будь свидетелем!», повторив трижды.
Затем был объявлен азан, после – икама, он совершил дневную молитву. Затем была объявлена еще одна икама, он совершил полуденную молитву, и между ними не молился. (Это подтверждает обоснованность объединения молитв зухр и аср в этот день и в этом месте. Единодушие существует в отношении самого объединения, однако мнения расходятся в вопросе о его причинах. Абу Ханифа и ряд ученых Аш-Шафии считают, что это является частью хаджа, однако большинство ученых Шафии считают, что оно обусловлено путешествием).
Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поехал верхом на верблюде, пока не достиг места [где он должен был остановиться]. Он поставил верблюдицу Аль-Касву к скалам. Пешая тропа лежала перед ним. Он повернулся лицом к Кибле, и стоял так, пока не зашло солнце. Медленно исчезал желтый свет, пока не скрылся солнечный диск. Он усадил позади себя Усаму, затем столь сильно натянул поводья Аль-Касвы, что голова ее коснулась седла и, указав правой рукой, сказал: «О люди! Спокойствие, спокойствие!» Всякий раз, когда он проходил высокие тропы, он слегка ослаблял поводья, пока она не поднималась. Так он достиг Аль-Муздалифы.
Он совершил молитвы магриб и ишаа с одним азаном и двумя икамами и не прославлял [Аллаха] между ними (т.е. он не совершал дополнительных ракатов между молитвами). Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение, лег спать, пока не наступил рассвет. Когда прояснилось утро, он совершил молитву фаджр с азаном и икамой. Затем вновь поехал верхом на Аль-Касве, и прибыв в Аль-Машъар аль-Харам, он повернулся лицом к Кибле, и воззвал к Аллаху, прославлял Его, провозгласил Единственность и Единство Его и стоял до тех пор, пока полностью не рассвело.
Он ехал быстро, пока не поднялось солнце. Позади себя он усадил Аль-Фадль Ибн Аббаса, человека с прекрасными волосами, белой кожей и красивым лицом. По мере того, как Посланник Аллаха (мир ему) продвигался, мимо них на верблюдах проезжали женщины. Аль-Фадль начал смотреть на них. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, положил руку на лицо Аль-Фадля. Тот попытался повернуть лицо в другую сторону. Посланник Аллаха положил свою руку с другой стороны на лицо Аль-Фадля. Он вновь повернулся. Так они достигли дна Мухассир.
Он подстегнул ее [Аль-Касву] слегка, затем ехал серединной дорогой (что подтверждает Сунну – следовать на обратном пути от Арафата иной дорогой, чем на пути к ней. Пророк (мир ему) избрал дорогу Даб к Арафату; точно так же он обычно избирал разные маршруты, отправляясь на молитвы Ид или возвращаясь с них), появившейся у Величайшей Джамры, пока не прибыли к Джамре, находившейся рядом с деревом. У нее он бросил семь камешков, каждый раз произнося «Аллах Акбар», бросая их, как бросают камешки (т.е. держа их пальцами). Бросал он их, находясь на дне долины. (Т.е. стоял на том месте, справа от которого Мина, Арафат и Аль-Муздалифа, а слева Мекка).
Затем он направился к месту жертвоприношения, и собственной рукой принес в жертву шестьдесят три (верблюда). Он отдал оставшихся верблюдов Али, который совершил жертвоприношения. Затем он распорядился положить кусок мяса каждого принесенного в жертву животного в котел. Когда оно было готово, оба они (Пророк и Али) отведали мяса и отпили его супа.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вновь ехал верхом и прибыл к Дому (Аллаха), где совершил таваф аль-Ифада и совершил молитву зухр в Мекке. Он пришел к племени Абд аль-Муталиба, доставлявшим воду к Замзам и сказал:
«Берите воду, о Бану Абд аль-Муталиб, если бы те люди не отобрали право снабжения воды от вас, я взял бы воду вместе с вами». Они вручили ему кувшин, и он испил из него».
Ученые полагают, что «данный хадис содержит много ценной информации. Аль-Кади Ияс сказал:
«Многие ученые часто применяли правовые предписания, содержащиеся в хадисе».
Абу Бакр Ибн аль-Мунзир составил список большой их части, определив 150 предписаний. Он говорит, что если бы провел еще более тщательное их изучение, число их могло бы увеличиться почти вдвое.
По мнению ученых, этот хадис устанавливает, что женщинам, намеревающимся совершить хадж или умру, после рождения ребенка совершение омовений является Сунной. В нем также указывается, что Ихрам провозглашается после совершения обязательной (фард) или дополнительной молитвы. После вхождения в Ихрам необходимо громко произнести тальбию, используя (предпочтительней) слова Пророка, мир ему и благословение. Тем не менее, можно произносить также и слова Омара: «О Аллах! Я отвечаю на Твой призыв. Ты, Благословляющий и Покровительствующий. Я отвечаю на твой призыв, боясь Тебя и желая Твоей милости».
Этот хадис также указывает на то, что паломник вначале должен прийти в Мекку, где необходимо совершить обход по прибытии в Мекку [таваф Кудум] и – если возможно – прикоснуться к Черному Камню, совершить три первые круга бегом, тогда как остальные четыре обычным шагом. Бег вокруг Каабы совершается, исключая пространство между Йеменским углом и Черным Камнем.
После совершения тавафа паломник должен прийти к месту Ибрахима (мир ему) и произнести стих: «Сделайте же место стояния Ибрахима местом свершения молитвы». Затем он стоит там так, что место Ибрахима находится между ним и Каабой. Паломнику следует совершить два раката молитвы, произнося Аль-Фатиху, Суру «Аль-Кафирун» в первом Ракате и Суру «Аль-Ихляс» во втором.
Этот хадис также указывает на то, что повторное прикосновение к Черному Камню перед тем, как покинуть Священную Мечеть, рекомендуется (при наличии такой возможности), подобно тому, как это делается при вступлении в нее. Ученые единодушны в том, что прикосновение (целование) к Черному Камню является Сунной.
После этого необходимо совершить Сай и взойти на гору Сафу. Взобравшись на нее, повернуться лицом к Каабе, и трижды воззвать к Аллаху. Затем нужно спуститься и отправиться к Марве, переходя на легкий бег в обозначенном месте – Баинал Милаин – между Сафой и Марвой, каждый раз проходя это место на протяжении семи кругов, – не только во время первых трех, как при тавафе. По достижении Марвы следует взойти на нее, совершить мольбы к Аллаху и поминания Него.
Совершение всех этих ритуалов составляет полную умру паломника. Не следует сбривать или подстригать волосы, чтобы выйти из состояния ихрама. Так в точности поступали сподвижники Пророка, мир ему и благословение, когда Посланник Аллаха распорядился изменить их хадж на умру. Паломнику, совмещающему хадж и умру, нельзя бриться или стричь волосы, он должен оставаться в состоянии ихрам.
На 8-е число Зуль-Хиджа тем, кто вышел из состояния ихрам после совершения умры, следует вновь войти в Ихрам, для совершения паломничества, и затем направиться в Мину с теми, кто совмещает Хадж и Умру. Сунной является совершение пяти ежедневных молитв в Мине и проведение ночи 9-го Зуль-Хиджжа там.
Также Сунна – не покидать Мину перед путешествием к Арафату до восхода солнца и не вступать в долину Арафат до тех пор, пока солнце не начнет заходить, и после совершения молитв зухр и аср, которые Пророк (мир ему и благословение) совершил у Намиры, не являющейся частью Арафата. Пророк (мир ему) не вступал в окрестности Арафата, не совершив молитв зухр и аср.
Более того, Сунной Пророка являются также дополнительные (Навафиль) молитвы между двумя этими молитвами.
Имаму следует прочесть проповедь перед молитвой – одно из назиданий по Сунне при совершении паломничества. Вторая проповедь дается Имамом 7-го Зуль-Хиджа после молитвы Зухр в Каабе. Третья из проповедей Сунны совершается 10-го Зуль-Хиджа, день жертвоприношения. Четвертая проповедь произносится в день, когда паломники уезжают (Яум ан-Нафр) –11-го Зуль-Хиджа.
islam.com.ua
1 комментарий
Сложно читается