14 Apr 01:52 avatar

Мадрид - имя арабское

История и археология: Мадрид - имя арабское
Если обойти кафедральный собор Мадрида с южной стороны, то совершенно неприметная улица приведет вас к старейшему городскому строению — первой крепостной стене.

На прилегающих улицах вы не встретите табличек с указанием на этот памятник и вряд ли получите вразумительную подсказку от прохожих. Поэтому нам пришлось много бродить, спускаться и подниматься по бесконечным ступенькам, пока мы случайно не наткнулись на железную ограду парка Эмира Мухаммеда I. Надпись с именем основателя Мадрида означала, что главная цель нашего похода совсем рядом.
История и археология: img 4 20141122 1229367521
Именно в этом парке находятся остатки арабской стены, построенной в IX веке вокруг замка над рекой Мансанарес. Он стоял на том самом месте, где сейчас возвышается Королевский дворец. В 932 году часть стены была разрушена войсками короля Леона Рамиро II, который захватил город и увел много пленных. Позднее разрушенный участок был восстановлен по приказу халифа ‘Абдуррахмана ибн Мухаммада.
История и археология: img 15 20141122 1344930627
Общая протяженность стены составляла около одного километра. Стена имела трое ворот и несколько прямоугольных башен, характерных для мусульманских построек того периода. В ходе раскопок остатки городских укреплений были обнаружены под многими площадями и зданиями. В 1054 году хорошо сохранившийся фрагмент арабской стены был объявлен историко-художественным памятником. Охраняемый участок имеет длину 120 м, наибольшую высоту 11,5 м и максимальную толщину 2,6 м. Фрагмент одной из башен, которая укрепляла стену и была прозвана Башней кости, в настоящее время можно увидеть за стеклом на подземной стоянке, расположенной на знаменитой Восточной площади перед Королевским дворцом.
 История и археология: img 13 20141122 1067659485
История и археология: img 7 20141122 1560093663
Однако не только городская стена напоминает жителям Мадрида о его мусульманском прошлом. Сначала мавры и муваллады, а потом мудехары и мориски оставили неизгладимый след в культуре, языке и обычаях испанцев. Даже святая дева Альмудена, а вместе с ней и кафедральный собор носят арабское имя, означающее «городок». Согласно католической традиции, после завоевания города в 1083 году статуя девы Марии была найдена в стене арабской цитадели — кастильцы не раз прибегали к такому нехитрому способу «освящения» своих завоеваний.

Да и само название Мадрида, как и многих других испанских городов, имеет арабское происхождение. Город Мединасели (Медина Салим) получил свое название от названия одного из родов берберского племени масмуда — бану салим, Гвадалахара — от арабского выражения «вади ал-хиджара» (долина камней), Калатаюд — от названия «кал‘ат аййуб» (замок Аййуба), Альбасете — от слова «ал-басит» (простой).

Большинство обжитых маврами городов возникли задолго до арабского завоевания и были основаны греками, римлянами, вестготами. Но и мусульмане основали немало поселений, которые были необходимы для защиты приграничных областей. К их числу относится и Мадрид, первоначально служивший для защиты северных подступов к одному из важнейших городов Андалусии — Толедо.

О происхождении названия города есть много версий. Историк Хайме Оливер Асин посвятил этому вопросу 400 страниц фундаментального исследования и пришел к выводу, что в основе этого названия лежит арабское слово «маджра», означающее «русло», «течение», к которому было добавлено окончание множественного числа женского рода «ат» [1]. Окрестности Мадрида действительно богаты подземными водами, что делает данную версию вполне убедительной. Впоследствии город стали называть «маджрит», и под таким названием он впервые упоминается в арабских источниках X века.

Есть мнение, что окончание «ит» образовано от латинского etum, что имеет место и в названиях городов Толетум и Оретум. Этой гипотезе отдает предпочтение профессор Университета Комплутенсе Мария Хесус Вигуера [2].

Профессор Мухаммад ал-Фаси в комментариях к очерку «ал-Иксир фи фикак ал-асир» марокканского государственного деятеля и путешественника Ибн ‘Усмана ал-Макнаси пишет, что Мадрид получил свое название от берберского рода бану маджрит, который переселился на Пиренейский полуостров из Северной Африки.

Другие исследователи связывают название города с кельтскими корнями и настаивают на существовании на этом месте более раннего поселения. Так или иначе, но письменные источники доказывают возникновение города в период правления пятого эмира Кордовы Мухаммада ибн ‘Абд ар-Рахмана (238/852 — 273/886). В тот же период арабами был основан небольшой каталонский город Таламанка.

Со временем Мадрид превратился в город, переросший свое исключительно оборонительное предназначение. И хотя мусульманский Мадрид не имел шансов соперничать с блистательными андалусскими жемчужинами Кордовой, Севильей или Гранадой, но подарил миру немало замечательных людей. Уроженцами города были выдающийся астроном, математик, химик Абу ал-Касим Маслама ибн Ахмад (ум. 398/1007) [3], известный богослов и кадий Абу ал-‘Аббас Йахйа ибн ‘Абд ар-Рахман (ум. 541/1146) [4]. Знаменитый географ Йакут ал-Хамави (ум. 622/1225) писал, что в Мадриде родился писатель Харун ибн Муса ал-Кайси (ум. 401/1011) и проживал богослов Са‘ид ибн Салим ас-Сагри (ум. 376/986) [5].
История и археология: img 2 20141122 1317651496
Расцвет Мадрида, безусловно, приходится на различные периоды правления Габсбургов и Бурбонов. Однако история прочно связывает этот город с исламской цивилизацией и делает его близким и родным каждому мусульманину. Арабская стена больше не разделяет мусульманскую Андалусию от христианской Европы, а наоборот, сближает Восток с Западом. Ее полуразрушенные башни превратились в цитадель мировой цивилизации, и сокрыты они от взоров туристов лишь потому, что большинство из нас в своей беспечности пока не осознало их значение.


Примечания
[1] Ana Ruiz. Medina Mayrit: The Origins of Madrid. Algora Publishing, 2012. P. 194.
[2] Амин ‘Аджадж. Мадрид: забытые страницы арабской истории  www.aljazeera.net
[3] Аз-Зирикли, Хайр ад-Дин ибн Махмуд. А‘лам. Бейрут: Дар ал-‘илм ли-л-мала’ин, 2002. Т. 7. С. 224.
[4] Ал-Када‘и, Мухаммад ибн ‘Абдаллах. Такмила / Под ред. ‘Абд ас-Салама ал-Харраса. Бейрут: Дар ал-фикр, 1415/1995. Т. 3. С. 24.
[5] Ал-Хамави, Йакут ибн ‘Абдаллах. Му‘джам ал-булдан. Бейрут: Дар ал-фикр, б/д. Т. 5. С. 58, 61. 
 

0 комментариев

Оставить комментарий