Исламским банкам пора избавляться от «вредных привычек»
После года знаковых сделок, открывших исламским финансам новые рынки, отрасль оказалась под давлением со стороны некоторых своих недостатков, и ей предстоит доказать, что ее нельзя считать имитацией обыкновенных финансов.
За последние 12 месяцев исламский финансовый сектор шагнул по всему миру, и даже немусульманские страны стали его развивать для привлечения инвестиций из исламского мира. Британия, Гонконг и ЮАР выпустили дебютные государственные исламские облигации сукук.
Но над этим успехом нависла определенная тень сомнения – речь идет о том, действительно ли исламские финансы на практике придерживаются всех своих принципов. В конце концов, сектор был запущен не просто ради заработка денег, а для продвижения мусульманских ценностей – равенства, раздела рисков и социальной справедливости.
Иногда эти ценности уходят на второй план, и финансовые учреждения начинают конструировать продукты, формально не нарушающие букву исламского закона, но заметно имитирующие обычные финансы.
В этой связи Исламский банк развития и другие международные отраслевые организации начали вести работу над тем, чтобы исламские банки укрепляли свой моральный фундамент и способствовали реальной экономической деятельности, а не денежным спекуляциям.
В ноябре президент Исламского банка развития Ахмед Мухамед Али (Ahmad Mohamed Ali) высказался о том, что банкам необходимо разработать качественно новые финансовые продукты, не только приносящие прибыль, но и способствующие социально-экономическому развитию.
Опубликованный в прошлом году опрос консалтинговой компании PWC показал, что только 52% клиентов исламского банкинга в регионе Персидского Залива верят в полное соблюдение религиозных ценностей своим банком.
Один из аспектов, вызывающих споры, состоит в структурировании исламских финансовых сделок. В Азии и некоторых странах арабского региона популярны сделки по контракту мурабаха, когда одна сторона сделки покупает товар для другой. Но некоторые ученые критикуют ее за сходство с обычной ссудой – наценка за контракт очень напоминает платеж по процентам.
Структуры с более выраженными элементами разделения рисков и прибыли, такие как мушарака, практикуются реже.
В некоторых юрисдикциях регулятивные органы пытаются изменить эту ситуацию, но пока неясно, смогут ли они побороть укоренившиеся среди банков практики.
В Пакистане глава центрального банка Ашраф Васра (Ashraf Wathra) на прошлой неделе предостерег исламские банки о том, что они должны достойно вознаграждать своих клиентов в соответствии с получаемой сектором прибылью.
В Малайзии правительство в этом году намерено запустить инвестиционную платформу, с помощью которой намерено расширить применение исламскими банками контрактов, основанных на разделении рисков.
Благодаря таким инициативам исламские банки могут выйти за пределы своих устоявшихся ролей как источников заемных средств и стать полноценными инвестиционными посредниками, что приблизило бы их к истинному духу исламских финансов, как считает ряд экспертов.
Также дебаты вызывают и «исламские окна» в обычных банках и страховых компаниях. Финансовые операции этих «окон» и самих банков, как утверждается, проходят совершенно раздельно, но такая система может вызвать нарекания.
Появляются признаки постепенного ужесточения позиции регулятивных органов по отношению к этой практике. Катар запретил «исламские окна» в 2011 году, и когда Оман представил правила деятельности исламского банкинга в 2012 году, в них «исламским окнам» предписывалось работать в территориально и физически отдельных филиалах.
Однако необходимо добиться и того, чтобы исламские финансы способствовали социальному благополучию и помогали нуждающимся людям получать доступ к финансированию.
За последние 12 месяцев исламский финансовый сектор шагнул по всему миру, и даже немусульманские страны стали его развивать для привлечения инвестиций из исламского мира. Британия, Гонконг и ЮАР выпустили дебютные государственные исламские облигации сукук.
Но над этим успехом нависла определенная тень сомнения – речь идет о том, действительно ли исламские финансы на практике придерживаются всех своих принципов. В конце концов, сектор был запущен не просто ради заработка денег, а для продвижения мусульманских ценностей – равенства, раздела рисков и социальной справедливости.
Иногда эти ценности уходят на второй план, и финансовые учреждения начинают конструировать продукты, формально не нарушающие букву исламского закона, но заметно имитирующие обычные финансы.
В этой связи Исламский банк развития и другие международные отраслевые организации начали вести работу над тем, чтобы исламские банки укрепляли свой моральный фундамент и способствовали реальной экономической деятельности, а не денежным спекуляциям.
В ноябре президент Исламского банка развития Ахмед Мухамед Али (Ahmad Mohamed Ali) высказался о том, что банкам необходимо разработать качественно новые финансовые продукты, не только приносящие прибыль, но и способствующие социально-экономическому развитию.
Опубликованный в прошлом году опрос консалтинговой компании PWC показал, что только 52% клиентов исламского банкинга в регионе Персидского Залива верят в полное соблюдение религиозных ценностей своим банком.
Один из аспектов, вызывающих споры, состоит в структурировании исламских финансовых сделок. В Азии и некоторых странах арабского региона популярны сделки по контракту мурабаха, когда одна сторона сделки покупает товар для другой. Но некоторые ученые критикуют ее за сходство с обычной ссудой – наценка за контракт очень напоминает платеж по процентам.
Структуры с более выраженными элементами разделения рисков и прибыли, такие как мушарака, практикуются реже.
В некоторых юрисдикциях регулятивные органы пытаются изменить эту ситуацию, но пока неясно, смогут ли они побороть укоренившиеся среди банков практики.
В Пакистане глава центрального банка Ашраф Васра (Ashraf Wathra) на прошлой неделе предостерег исламские банки о том, что они должны достойно вознаграждать своих клиентов в соответствии с получаемой сектором прибылью.
В Малайзии правительство в этом году намерено запустить инвестиционную платформу, с помощью которой намерено расширить применение исламскими банками контрактов, основанных на разделении рисков.
Благодаря таким инициативам исламские банки могут выйти за пределы своих устоявшихся ролей как источников заемных средств и стать полноценными инвестиционными посредниками, что приблизило бы их к истинному духу исламских финансов, как считает ряд экспертов.
Также дебаты вызывают и «исламские окна» в обычных банках и страховых компаниях. Финансовые операции этих «окон» и самих банков, как утверждается, проходят совершенно раздельно, но такая система может вызвать нарекания.
Появляются признаки постепенного ужесточения позиции регулятивных органов по отношению к этой практике. Катар запретил «исламские окна» в 2011 году, и когда Оман представил правила деятельности исламского банкинга в 2012 году, в них «исламским окнам» предписывалось работать в территориально и физически отдельных филиалах.
Однако необходимо добиться и того, чтобы исламские финансы способствовали социальному благополучию и помогали нуждающимся людям получать доступ к финансированию.
11 комментариев
Чёткая нормативно-правовая база, правила, стандарты, шариатские аудиторские и контролирующие институты, инструменты и меры воздействия, а также другие формы и методы, типа шариатских рейтингов компаний — и, думаю, основные вышеперечисленные проблемы будут сняты.